Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 148.22 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджетной политики государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Бюджетная политика, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, поддерживает финансовую стабильность в стране, создает финансовые стимулы для социально-экономического развития общества. Отсюда возникает задача изучения бюджетной политики, особенно в нестабильных условиях экономики, которые, во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

     Я выбрала данную тему курсовой работы, во-первых, потому, что она близка и интересна мне как экономисту-теоретику, а во-вторых, потому что я считаю ее жизненно важной для экономики любой страны. От эффективности проведения бюджетной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

     Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.

     В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
  2. Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
  3. Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
  4. Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.

     Объектом исследования в настоящей работе является бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе. В качестве предмета исследования рассматривается республиканский бюджет, его исполнение в соответствии с бюджетной политикой.

     Теоретическую и методологическую основу работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых. В качестве информационной базы использованы статистические и отчетные данные Министерства финансов Республики Беларусь.

     Результаты исследования основываются на применении общенаучных методов познания (анализ и синтез, научное абстрагирование), системно-институционального подхода (принципов системности: целостность, взаимозависимость), методов эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), комплексного подхода, логического и статистического анализа. Для проведения расчетов использовался MS Excel.

     Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, 4 таблиц, 1 рисунка, заключения, списка использованных источников (31 наименование), 2 приложения. Общий объем работы составляет 58 страниц.

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1.1. Понятие и сущность бюджета

 

     Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается и как экономическая категория, и как основной финансовый план государства, и как централизованный фонд финансовых ресурсов государства, и как инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

     Бюджет (от древнефранцузского слова «бужжет» - кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации, населения на определенный период времени [12, с. 124].

     По экономической сущности государственный бюджет − это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

     К основным особенностям бюджета относятся [22, с. 42]:

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

     Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции [24, с. 118].:

  1. распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
  2. контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
  3. регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

     На содержание и роль государственного бюджета влияют объективные и субъективные факторы.

     Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др.                                                                                

     К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др.

     Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.

     В Бюджетном кодексе Республики Беларусь "государственный бюджет" определен как "план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты [16, с. 3].

     Основными чертами бюджета Республики Беларусь являются [2]:

  • бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды;
  • доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц;
  • расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат;
  • дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики;
  • серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

     Государственный бюджет в Республике Беларусь является важным инструментом претворения в жизнь социально-экономической политики государства.

 

1.2. Понятие и содержание бюджетной политики

 Республики  Беларусь

 

     Бюджетная политика государства в сжатом выражении −это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

     Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики [22, с. 163].

     С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.

     За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином Республики Беларусь, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.

     Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

     Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

     В Республике Беларусь основополагающим нормативным правовым актом в сфере бюджетных отношений является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, принятый 16 июля 2008 года (вступил в силу с изменениями 1 января 2009 года).

     Бюджетная политика Республики Беларусь − это совокупность целей, задач принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, направленных на распределение фонда денежных средств государства и использование этих средств по отраслевому, территориальному, целевому назначению [2].

     Содержание бюджетной политики, ее основные направления, цели и задачи зависят от уровня развития науки, о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации бюджетной политики.

     Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики [1, с. 41].

     Для бюджетной  политики Республики Беларусь на рубеже XX-XXI вв. характерен ряд особенностей:

  • расширение сферы бюджетных отношений, охватывающей воспроизводственную, финансовую, социальную, фискальную системы;
  • централизация финансовых ресурсов в государственном бюджете, включение в его состав внебюджетных целевых фондов;
  • увеличение объема бюджетных ресурсов в валовом внутреннем продукте, что связано с постоянным финансированием различных предприятий и сфер;
  • формирование и развитие национальной системы налогообложения, ориентированной на реализацию фискальной функции;
  • расширение круга участников бюджетного процесса;
  • усиление социальной направленности системы государственных расходов;
  • наличие бюджетного дефицита и внутреннего государственного долга в пределах безопасного уровня.

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь