Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.
В связи с изменением условий поставки нефти в Республику Беларусь, начиная с 2007 г. в республиканском бюджете предусматривались субсидии нефтеперерабатывающим организациям. В 2008 г. на эти цели предусматривалось 3789 млрд. руб.
На национальную оборону предполагалось направить 1240,4 млрд. руб. (рост на 4,3% к 2007 году), на правоохранительную деятельность ⎯ 1949,1 млрд. руб. (рост на 9,9% к 2007 году).
Расходы на международную деятельность были предусмотрены в сумме 282,9 млрд. руб., или с ростом на 11,8% к ожидаемому исполнению 2007 г.
На открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом в 2008 г. предусматривалось 104,9 млрд. руб., или с ростом на 19,7% к предыдущему 2007 году.
В развитие национальной экономики планировалось потратить 11026,4 млрд. руб., на охрану окружающей среды ⎯ 550,1 млрд. руб.
Всего планировалось расходов в сумме 40342,2 млрд. рублей из средств республиканского бюджета [23, с. 6].
Дефицит республиканского бюджета в 2008 г. прогнозировался в сумме 2190 млрд. руб., или 1,9% к ВВП. Такой уровень дефицита был обусловлен реализацией активной политики государства по поддержке и развитию реального сектора экономики. Речь идет не о проедании, а о вливании дополнительных ресурсов в экономику для ее развития [17, с. 1].
По данным приложения 1 и на основании планируемых доходов и расходов республиканского бюджета, составим таблицу 2.1. и проанализируем исполнение республиканского бюджета за 2008 год.
Таблица 2.1
Исполнение республиканского бюджета за 2008 год
Показатели |
Планировалось исполнить в 2008 году, млрд. рублей |
Исполнено за 2008 год, млрд. рублей |
Выполнение плана, % |
Всего доходов |
38152,2 |
49052,0 |
128,6 |
1. Налоговые доходы из них: |
24661,1 |
31367,2 |
127,2 |
- налог на прибыль |
2465,5 |
3285,8 |
133,3 |
- налог на добавленную стоимость |
7225,9 |
8066,5 |
111,6 |
- акцизы |
3096,3 |
3730,6 |
120,5 |
- доходы от внешнеэкономической деятельности |
6972,9 |
10612,6 |
152,2 |
2. Взносы на государственное социальное страхование |
11902,3 |
14496,5 |
121,8 |
3. Неналоговые доходы |
1588,8 |
3188,2 |
200,7 |
Всего расходов из них: |
40342,2 |
48130,5 |
119,3 |
- общегосударственные расходы |
8877,9 |
12086,1 |
136,1 |
- национальная оборона |
1240,4 |
1355,5 |
109,3 |
- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
1949,1 |
1967,9 |
101,0 |
Продолжение таблицы 2.1 | |||
- национальная экономика |
11026,4 |
14424,2 |
130,8 |
- охрана окружающей среды |
550,1 |
555,5 |
101,0 |
-жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
24,2 |
22,6 |
93,4 |
- здравоохранение |
1026,0 |
1014,3 |
98,9 |
- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
488,2 |
493,5 |
101,1 |
- образование |
1278,2 |
1258,7 |
98,5 |
- расходы на финансирование социальной сферы |
13881,7 |
14952,3 |
107,7 |
Превышение доходов над расходами
(+), |
-2190,0 |
921,5 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь (Приложение 1)
Как видно, за 2008 год доходы республиканского бюджета составили 49052,0 млрд. рублей, или 128,6% от запланированных. При этом основным доходным источником являлся налог на добавленную стоимость. На его долю приходиться около трети доходов республиканского бюджета.
В течении года размер налоговых поступлений увеличился на 6706,1 млрд. руб., что составляет прирост данного вида доходов на 27,2% . Налога на прибыль поступило 3285,8 млрд. рублей, или 133,3% от планируемого, НДС − 8066,5 млрд. рублей, или 111,6% от планируемого, доход от акцизов составил 3730,6 млрд. рублей, или 120,5 % от планируемой суммы доходов от акцизов.
Взносы на государственное социальное страхование увеличились на 2594,2 млрд. руб., или 21,8% от запланированных , и составили 14496,5 млрд. руб.
Величина неналоговых доходов увеличилась более чем в 2 раза ⎯ на 100,7% от планируемых, и составила 3188,2 млрд. руб., притом что планировалось 1588,8 млрд. руб.
Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10612,6 млрд. руб., что на 52,2% больше, чем планировалось. Рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности был обеспечен за счет увеличения поступлений вывозных пошлин на нефтепродукты. Суммы экспортных пошлин на нефтепродукты в 2008 г. составили ⎯ 4421 млрд. руб. [15, с. 8]
Доходная часть бюджета увеличилась на 28,6% в сравнении с планом и это притом, что проводился ряд мер по упрощению, совершенствованию системы налогообложения, а также снижению уровня налоговой нагрузки.
Так были отменены [26, с. 3]:
Расходы республиканского бюджета за 2008 года составили 48130,5 млрд. рублей, что на 7788,3 млрд. рублей больше, чем планировалось. При этом общегосударственные расходы увеличились на 3208,2 млрд. руб. и составили в 2008 году 12086,1 млрд. руб. или 136,1% от планируемых расходов.
Расходы на национальную экономику увеличились на 30,8% по сравнению с планируемыми, что связано с увеличением финансирования отраслей промышленности, энергетики, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности и дорожного строительства.
Расходы на национальную оборону возросли по отношению к плану на 9,3% или на 115,1 млрд. руб., на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности на 1%. Незначительно увеличились также расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, сумма которых в 2008 году составила 493,5 млрд. руб., что на 5,3 млрд. руб. или 1,1% больше чем планировалось.
Расходы же
на здравоохранение и
Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды и источников финансирования.
Финансирование социальной сферы увеличилось в сумме на 1070,6 млрд. рублей, что на 7,7% больше от планируемых расходов в данную сферу, которые составили на конец 2008 года 14952,3 млрд. руб. Увеличение социальных расходов связано с оказанием государственной адресной социальной помощи малообеспеченному населению, реализацией государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также с проведением дополнительных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС.
Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки населения» увеличился критерий нуждаемости при оказании государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Для ежемесячного социального пособия ⎯ с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, для единовременного социального пособия ⎯ с 60 до 120%
Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 921,5 млрд. руб., что было достигнуто за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных им плановых назначений.
Итак, все основные цели и задачи, которые ставились бюджетной политикой были исполнены. Более того, исполнение республиканского бюджета за 2008 год имеет положительную динамику: доходы увеличились на 28,6% по сравнению с планом, расходы на финансирование всех сфер государства ⎯ на 19,3%. В итоге, в республиканском бюджете 2008 года наблюдается профицит республиканских средств в сумме 921,5 млрд. руб.,
2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 год
В 2009 году проект бюджета, подготовленный Министерством финансов, все также носит социальную направленность. Республиканский бюджет на этот год планировался по расходам в сумме 57699,3 млрд. руб. исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54899,3 тыс. руб., предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 2800,0 млрд. руб. [18, с. 1].
По доходной части республиканского бюджета планировалось, что размер налоговых поступлений составит 34811,1 млрд. руб. При этом налога на прибыль ожидалось в сумме 3800,2 млрд. руб., налога на добавленную стоимость ⎯ 9839,0 млрд. руб., доход от акцизов на сумму 4109,6 млрд. руб. и доходов от внешнеэкономической деятельности в сумме 12285,6 млрд. руб. Неналоговые доходы планировалось получить в сумме 3267,7 млрд. руб. Взносы на государственное социальное страхование планировалось получить в размере 16820,5 млрд. руб. [27, с.4].
Следует заметить, что по сравнению с 2008 годом, в 2009 году планировался прирост доходной части бюджета на 11,9%, а расходной части бюджета на 19,9%.
В 2009 году планировалось, что объем общегосударственных расходов республиканского бюджета составит 11872,7 млрд. руб.
На национальную оборону планировалось направить 1733,0 млрд. руб. из средств республиканского бюджета.
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство как планировалось, составят 60,7 млрд. руб. в расходах республиканского бюджета.
На финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности предполагалось направить 2642,2 млрд. руб.
В развитие национальной экономики планировалось потратить 17349,8 млрд. руб. из средств республиканского бюджета.
На охрану окружающей среды планируется направить 620,7 млрд. руб.
Здравоохранение и образование планировалось профинансировать в размере 1539,7 млрд. руб. и 1774,8 млрд. руб. соответственно.
В развитие физической культуры, спорта, культуры, в средства массовой информации планировалось вложить 672,3 млрд. руб. из средств республиканского бюджета.
Планировалось также, что в социальную сферу будет направлено 19443,4 млрд. руб., что на 30% республиканских средств больше, чем было потрачено в данную сферу в 2008 году [29, с.6].
По данным приложения 1 и на основании планируемых доходов и расходов республиканского бюджета, составим таблицу 2.2. Проведем анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 год и сравним полученные результаты с результатами исполнения бюджета за 2008 год.
Таблица 2.2
Анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 год
Показатели |
Планировалось исполнить в 2009 году, млрд. рублей |
Исполнено за 2009 год, млрд. рублей |
Исполнение плана, % |
Исполнение бюджета в сравнении с 2008 годом, % |
Всего доходов |
54899,3 |
46818,8 |
85,3 |
95,4 |
1. Налоговые доходы из них: |
34811,1 |
26470,9 |
76,0 |
84,4 |
- налог на прибыль |
3800,2 |
2712,8 |
71,4 |
82,6 |
- налог на добавленную стоимость |
9839,0 |
8198,3 |
83,3 |
100,6 |
- акцизы |
4109,6 |
3475,3 |
84,6 |
93,2 |
- доходы от внешнеэкономической деятельности |
12285,6 |
7969,5 |
62,6 |
72,5 |
2. Взносы на гос. социальное страхование |
16820,5 |
15799,4 |
94,0 |
109,0 |
3. Неналоговые доходы |
3267,7 |
4548,4 |
139,2 |
142,7 |
Всего расходов из них: |
57699,3 |
46326,2 |
81,2 |
96,2 |
- общегосударственные расходы |
11872,7 |
8731,5 |
73,5 |
72,2 |
- национальная оборона |
1733,0 |
1305,5 |
75,3 |
96,3 |
- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
2642,2 |
2071,7 |
78,4 |
105,3 |
Продолжение таблицы 2.2 | ||||
- национальная экономика |
17349,8 |
13528,4 |
78,0 |
93,8 |
- охрана окружающей среды |
620,7 |
402,8 |
65,0 |
72,5 |
-жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
60,7 |
24,2 |
39,9 |
107,1 |
- здравоохранение |
1539,7 |
1164,1 |
75,6 |
114,8 |
- физ. культура, спорт, культура и средства массовой информации |
672,3 |
522,3 |
77,7 |
105,8 |
- образование |
1774,8 |
1272,7 |
71,7 |
101,1 |
- расходы на финансирование социальной сферы |
19443,4 |
17303,0 |
89,0 |
115,7 |
Превышение доходов над расходами
(+), |
-2800,0 |
492,5 |
Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь