Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 148.22 Кб (Скачать)

    В связи с изменением условий поставки нефти в Республику Беларусь, начиная с 2007 г. в республиканском бюджете предусматривались субсидии нефтеперерабатывающим организациям. В 2008 г. на эти цели предусматривалось 3789 млрд. руб.

    На национальную оборону предполагалось направить 1240,4 млрд. руб. (рост на 4,3% к 2007 году), на правоохранительную деятельность ⎯ 1949,1 млрд. руб. (рост на 9,9% к 2007 году).

     Расходы на международную деятельность были предусмотрены в сумме 282,9 млрд. руб., или с ростом на 11,8% к ожидаемому исполнению 2007 г.

     На открытие и содержание дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом в 2008 г. предусматривалось 104,9 млрд. руб., или с ростом на 19,7% к предыдущему 2007 году.

     В развитие  национальной экономики планировалось потратить 11026,4 млрд. руб., на охрану окружающей среды ⎯ 550,1 млрд. руб.

     Всего планировалось расходов в сумме 40342,2 млрд. рублей из средств республиканского  бюджета [23, с. 6].

    Дефицит республиканского бюджета в 2008 г. прогнозировался в сумме 2190 млрд. руб., или 1,9% к ВВП. Такой уровень дефицита был обусловлен реализацией активной политики государства по поддержке и развитию реального сектора экономики. Речь идет не о проедании, а о вливании дополнительных ресурсов в экономику для ее развития [17, с. 1].

     По данным приложения 1 и на основании планируемых доходов и расходов республиканского бюджета, составим таблицу 2.1. и проанализируем исполнение республиканского бюджета за 2008 год.

Таблица 2.1

Исполнение республиканского бюджета за 2008 год 

Показатели

Планировалось

исполнить в 2008 году,

млрд. рублей

Исполнено за 2008 год,

млрд. рублей

Выполнение плана, %

Всего доходов

38152,2

49052,0

128,6

1. Налоговые доходы

из них:

24661,1

31367,2

127,2

- налог на прибыль

2465,5

3285,8

133,3

- налог на добавленную  стоимость

7225,9

8066,5

111,6

- акцизы

3096,3

3730,6

120,5

- доходы от внешнеэкономической деятельности

6972,9

10612,6

152,2

2. Взносы на государственное социальное страхование

11902,3

14496,5

121,8

3. Неналоговые доходы

1588,8

3188,2

200,7

Всего расходов

из них:

40342,2

48130,5

119,3

- общегосударственные расходы

8877,9

12086,1

136,1

- национальная оборона 

1240,4

1355,5

109,3

- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1949,1

1967,9

101,0

Продолжение таблицы 2.1

- национальная экономика

11026,4

14424,2

130,8

- охрана окружающей среды

550,1

555,5

101,0

-жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

24,2

22,6

93,4

- здравоохранение

1026,0

1014,3

98,9

- физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

488,2

493,5

101,1

- образование

1278,2

1258,7

98,5

- расходы на финансирование социальной сферы

13881,7

14952,3

107,7

Превышение доходов над расходами (+), 
Дефицит (-)

 

 

-2190,0

 

921,5

 

Источник: собственная разработка автора на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь (Приложение 1)

     Как видно,  за 2008 год доходы республиканского бюджета составили 49052,0  млрд. рублей, или 128,6%  от запланированных. При этом основным доходным источником являлся налог на добавленную стоимость. На его долю приходиться около трети доходов республиканского бюджета.

     В течении года размер налоговых поступлений увеличился на 6706,1 млрд. руб., что составляет прирост данного вида доходов на 27,2% . Налога на прибыль поступило 3285,8 млрд. рублей, или 133,3% от планируемого, НДС − 8066,5 млрд.  рублей, или 111,6%  от планируемого, доход от акцизов составил 3730,6 млрд. рублей, или 120,5 % от планируемой суммы доходов от акцизов.

     Взносы на государственное социальное страхование увеличились на 2594,2 млрд. руб., или 21,8% от запланированных , и составили 14496,5 млрд. руб.

     Величина неналоговых  доходов увеличилась более чем в 2 раза ⎯ на 100,7% от планируемых, и составила 3188,2 млрд. руб., притом что планировалось 1588,8 млрд. руб.  

     Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10612,6 млрд. руб., что на 52,2% больше, чем планировалось. Рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности был обеспечен за счет увеличения поступлений вывозных пошлин на нефтепродукты. Суммы экспортных пошлин на нефтепродукты в 2008 г. составили ⎯ 4421 млрд. руб. [15, с. 8]

     Доходная часть бюджета увеличилась на 28,6% в сравнении с планом и это притом, что проводился ряд мер по упрощению, совершенствованию системы налогообложения, а также снижению уровня налоговой нагрузки.

     Так были  отменены [26, с. 3]:

  • один из «оборотных» налогов (источник формирования дорожного фонда) ⎯ налог с пользователей автомобильных дорог (взимаемый по ставке 1% от выручки). При этом в расходах сохраняется формирование государственного целевого бюджетного фонда ⎯ дорожного фонда;
  • местные сборы с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и за размещение наружной рекламы на иностранном языке). ;
  • отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки (в 2007 г. ⎯ в размере 0,5% от себестоимости выполненных строительно-монтажных работ  в сумме около 40 млрд. руб.).

     Расходы республиканского бюджета за 2008 года составили 48130,5 млрд. рублей, что на 7788,3 млрд. рублей больше, чем планировалось. При этом общегосударственные расходы увеличились на 3208,2 млрд. руб.  и составили в 2008 году 12086,1  млрд. руб.  или 136,1% от планируемых расходов.

     Расходы на национальную экономику увеличились на 30,8% по сравнению с планируемыми, что связано с увеличением финансирования отраслей промышленности, энергетики, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности и дорожного строительства.

     Расходы на национальную оборону возросли по отношению к плану на 9,3% или на 115,1 млрд. руб., на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности на 1%. Незначительно увеличились также расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, сумма которых в 2008 году составила 493,5 млрд. руб., что на 5,3 млрд. руб. или 1,1% больше чем планировалось.

     Расходы же  на здравоохранение и образование  в 2008 году уменьшились на 11,7 млрд. руб. и 19,5 млрд. руб. по сравнению с планом соответственно, или на 1,1% и 1,5% соответственно. На 6,6% относительно запланированных расходов, уменьшились расходы, связанные с жилищно-коммунальными услугами и жилищным строительством.

     Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды и источников финансирования.

     Финансирование социальной сферы увеличилось в сумме на 1070,6 млрд. рублей, что на 7,7% больше от планируемых расходов в данную сферу, которые составили на конец 2008 года 14952,3 млрд. руб. Увеличение социальных расходов связано с оказанием государственной адресной социальной помощи малообеспеченному населению, реализацией государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также с проведением дополнительных мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС.

     Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки населения» увеличился критерий нуждаемости при оказании государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Для ежемесячного социального пособия ⎯ с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, для единовременного социального пособия ⎯ с 60 до 120%

     Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 921,5 млрд. руб., что было достигнуто за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных им плановых назначений.

     Итак, все основные  цели и задачи, которые ставились  бюджетной политикой были исполнены. Более того, исполнение республиканского бюджета за 2008 год имеет положительную динамику: доходы увеличились на 28,6% по сравнению с планом, расходы на финансирование всех сфер государства ⎯ на 19,3%. В итоге, в республиканском бюджете 2008 года наблюдается профицит республиканских средств в сумме 921,5 млрд. руб.,

 

2.2. Анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 год

 

В 2009 году проект бюджета, подготовленный Министерством финансов, все также носит социальную направленность. Республиканский бюджет на этот год планировался по расходам в сумме 57699,3 млрд. руб. исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54899,3 тыс. руб., предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 2800,0 млрд. руб. [18, с. 1].

     По доходной части республиканского бюджета планировалось, что размер налоговых поступлений составит 34811,1 млрд. руб. При этом налога на прибыль ожидалось в сумме 3800,2 млрд. руб.,  налога на добавленную стоимость ⎯ 9839,0 млрд. руб., доход от акцизов на сумму 4109,6 млрд. руб. и доходов от внешнеэкономической деятельности в сумме 12285,6 млрд. руб. Неналоговые доходы планировалось получить в сумме 3267,7 млрд. руб. Взносы на государственное социальное страхование планировалось получить в размере 16820,5 млрд. руб. [27, с.4].

     Следует заметить, что по сравнению с 2008 годом, в 2009 году планировался прирост доходной части бюджета на 11,9%, а расходной части бюджета на 19,9%.

     В 2009 году  планировалось, что объем общегосударственных расходов республиканского бюджета составит 11872,7 млрд. руб.

    На национальную оборону планировалось направить 1733,0 млрд. руб. из средств республиканского бюджета.

     Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство как планировалось, составят 60,7 млрд. руб. в расходах республиканского бюджета.

    На финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности предполагалось направить 2642,2 млрд. руб.

     В развитие  национальной экономики планировалось потратить 17349,8 млрд. руб. из средств республиканского бюджета.

    На охрану окружающей среды планируется направить 620,7 млрд. руб.

     Здравоохранение и образование планировалось профинансировать в размере 1539,7 млрд. руб. и 1774,8 млрд. руб. соответственно.

    В развитие  физической культуры, спорта, культуры, в средства массовой информации планировалось вложить 672,3 млрд. руб. из средств республиканского бюджета.

     Планировалось также, что в социальную сферу будет направлено 19443,4 млрд. руб., что на 30%  республиканских средств больше, чем было потрачено в данную сферу в 2008 году [29, с.6].

     По данным приложения 1 и на основании планируемых доходов и расходов республиканского бюджета, составим таблицу 2.2. Проведем анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 год и сравним полученные результаты с результатами исполнения бюджета за 2008 год.

 

 

Таблица 2.2

Анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 год

Показатели

Планировалось

исполнить в 2009 году,

млрд. рублей

Исполнено за 2009 год,

млрд. рублей

Исполнение плана, %

Исполнение бюджета в сравнении с 2008 годом, %

Всего доходов

54899,3

46818,8

85,3

95,4

1. Налоговые доходы

из них:

34811,1

26470,9

76,0

84,4

- налог на прибыль

3800,2

2712,8

71,4

82,6

- налог на добавленную  стоимость

9839,0

8198,3

83,3

100,6

- акцизы

4109,6

3475,3

84,6

93,2

- доходы от внешнеэкономической деятельности

12285,6

7969,5

62,6

72,5

2. Взносы на гос. социальное страхование

16820,5

15799,4

94,0

109,0

3. Неналоговые доходы

3267,7

4548,4

139,2

142,7

Всего расходов

из них:

57699,3

46326,2

81,2

96,2

- общегосударственные расходы

11872,7

8731,5

73,5

72,2

- национальная оборона 

1733,0

1305,5

75,3

96,3

- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2642,2

2071,7

78,4

105,3

Продолжение таблицы 2.2

- национальная экономика

17349,8

13528,4

78,0

93,8

- охрана окружающей среды

620,7

402,8

65,0

72,5

-жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

60,7

24,2

39,9

107,1

- здравоохранение

1539,7

1164,1

75,6

114,8

- физ. культура, спорт, культура и средства массовой информации

672,3

522,3

77,7

105,8

- образование

1774,8

1272,7

71,7

101,1

- расходы на финансирование социальной сферы

19443,4

17303,0

89,0

115,7

Превышение доходов над расходами (+), 
Дефицит (-)

 

 

-2800,0

 

492,5

   

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь