Бюджетное устройство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства, бюджетной системы, принципы построения и состав доходной и расходной части государственного бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ
2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.2. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.3. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3. АНАЛИЗ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.1. ПОНЯТИЕ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
3.3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая по госбюджет ОРИГИНАЛ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 5
1. БЮДЖЕТНОЕ  УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7
1.1. БЮДЖЕТНОЕ  УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ  ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ 7

1.2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО  ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ

10
2. БЮДЖЕТ  ГОСУДАРСТВА 14
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 16
2.2. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 19
2.3. РАСХОДЫ  БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ      
3. АНАЛИЗ  ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 22
3.1. ПОНЯТИЕ   ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ  ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 27
3.2. АНАЛИЗ  СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ  ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА 30
3.3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ  ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Основным  ядром финансовой системы Республики Беларусь является её бюджетная система. Бюджет занимает центральное место  в этой системе, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества.. Он является признаком государства и основой существования государства, т.к. это научно обоснованный источник финансового обеспечения всех мероприятий всего бюджетного года. Принятие исполнение бюджета гарантирует успешное развитие экономики и повышение жизненного уровня народа.

     Со  временем слово «бюджет», возникшее  в эпоху средневековья, от обозначения  кошелька или сумки превратилось в отчет министра казначейства перед  парламентом, эта процедура была направлена на ограничение абсолютной власти короля и по этому бюджет выступал не только путем финансового контроля но и орудием политической власти за ограничение власти короля государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых капиталах которые аккумулируются в бюджете с помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей:

     -содержание  аппарата управления

     -обеспечение  внутренней и внешней безопасности 

     -социальная  сфера

     -поддержка  отдельных отраслей хозяйства

     Бюджет  как неотъемлемая  часть общегосударственных  финансов возникает и действует  там, где существует государство  и развитые товарно-денежные отношения. Государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые пытается аккумулировать в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей, содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды.

     Таким образом, бюджет – это ежегодная смета (роспись) доходов и расходов государства.

     В процессе составления основного  финансового плана государства  государственный бюджет материализуется  – воплощается в централизованный фонд денежных средств  государства. В нем концентрируются  денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий.

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современно го общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Бюджет  как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально-экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного  фонда страны.

     В целом необходимо отметить что не одно из звеньев финансовой системы  не осуществляет такого многоуровневого  перераспределения средств как  бюджет и одновременно представляет четкую картину как поступают  в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования не зависимо от уровня формирования бюджет можно рассматривать в трех аспектах:

     -экономическая  категория 

     -в  материальном плане

     -как  субъект права

     Как экономическая категория бюджет присущ государству с самого его зарождения уже тогда он охватывает круг отношений между государством его подданными в сфере централизации формирования и управления финансовыми потоками.

     Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства, бюджетной системы, принципы построения и состав доходной и расходной части государственного бюджета.

 

     1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

     1.1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И  ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

 

     Бюджетное устройство нашего государства, как  и других стран, представляет собой  организацию бюджетной системы и принципы ее  построения.

     Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:

  • - единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии всех звеньев бюджетной системы, также обеспечивается единой нормативной правовой базой, единой классификацией доходов и расходов бюджетов;
  • - единой бюджетной документацией, единой статистической и бюджетной информацией. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой финансово-бюджетной политики Республики Беларусь;
  • - полнота — представляет собой отражение в бюджетах доходов и расходов в полном объеме. Это означает, что в любом бюджете должны быть в полной мере обоснованы доходы и расходы, т.е. бюджет должен отражать все необходимые расходы бюджетных средств и полноту охвата источников доходной части бюджета;
  • - реальность — предполагает, что расчет доходов и расходов должен соответствовать возможности государства в данный момент обеспечить надлежащее исполнение бюджета, как по доходной, так и по  расходной  части   бюджета.   Показатели   бюджета  должны быть научно обоснованы и реально выполнимы;
  • - гласность   -   предполагает   прозрачность   бюджета.   Утвержденный бюджет  и отчет о его исполнении должны  быть  опубликованы  в открытой печати. Регулярно освещается и ход исполнения бюджета;
  • - самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, определяется ее административно-территориальным делением. Самостоятельность бюджета обеспечивается 
    наличием собственных источников доходов и правом определять 
    направление расходования в соответствии с задачами и функциями 
    каждого субъекта бюджетных прав.

        Кроме этих принципов, которые  перечислены в ст. 4 Закона «О  бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах», на основе анализа других статей названного Закона можно вывести и другие принципы:

  • разграничение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы Республики Беларусь;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективное и экономное расходование бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов;
  • адресность и строго целевое расходование бюджетных средств.

     Все рассмотренные принципы предполагают:

     1) объединение основных денежных  ресурсов государства в республиканском  бюджете, через который обеспечиваются все потребности республиканского характера (оборона страны, железнодорожный транспорт и другие мероприятия республиканского значения);

     2) обеспечение денежными средствами  местных бюджетов с учетом  особенностей социально-культурного развития в каждой административно-территориальной единице;

     3) необходимость всестороннего развития  местной инициативы и учета  местных особенностей при исполнении  местных бюджетов.

     Исходя  из особенностей государственного устройства Республики Беларусь как унитарного государства и в соответствии с административно-территориальным делением, бюджетная система Республики Беларусь представляет собой основанную на экономических 
отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского и 
местных бюджетов. Законодательство включает в бюджетную систему два вида бюджетов — республиканский и местные (областные, городские, районные, сельские и поселковые).

     Сама  же бюджетная система — это  определенное расположение различных  звеньев бюджетов в зависимости от роли и значения каждого ее звена.

     В соответствии со ст. 6 Закона «О бюджетной  системе Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах» консолидированные  бюджеты используются только для  расчетов и анализа. Его необходимость  обусловлена тем, что все бюджеты самостоятельны, обособлены и для прогнозирования развития однотипных бюджетов важно знать, каким бюджетам оказать большую финансовую помощь через дотации, субвенции  и субсидии. В последнее время при принятии закона о бюджете на очередной год законодательство включает в него некоторые республиканские государственные внебюджетные фонды как составную часть бюджета.

 

      1.2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ

 

     Бюджетное законодательство Республики Беларусь закрепляет основы бюджетного процесса и детально регламентирует его. Бюджетный процесс является составной частью бюджетного права — это один из институтов подотрасли «бюджетное право», который устанавливает порядок применения норм материального права.

     Основные  параметры бюджетного процесса определены Конституцией Республики Беларусь. Более детальная регламентация дана в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». При этом порядок осуществления бюджетного процесса установлен для всех звеньев бюджетной системы Республики Беларусь. Строгое соблюдение норм процессуального бюджетного права является гарантией законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, своевременности и строго целевого расходования бюджетных средств.

     Понятие бюджетного процесса в Республики Беларусь рассматривается в ст. 19 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондов». Он определен как регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, законами и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

     Бюджетный процесс — это установленный  правовыми нормами процесс деятельности государства в лице органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

     Процесс состоит из следующих стадий:

     - составление проекта бюджета;

     - рассмотрение (обсуждение) проекта  бюджета;

     - утверждение бюджета и принятие  нормативного правового акта;

     - исполнение бюджета;

     - составление и утверждение отчета  об исполнении бюджета.

     Стадии  бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок  не может быть изменен. При этом все  стадии жестко регламентированы процессуальными  нормами бюджетного права, призванными  обеспечить четкое бюджетное планирование и строжайшее соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии составления и исполнения бюджетов являются функциями государственных органов исполнительной власти. Стадии рассмотрения, обсуждения и утверждения — функциями соответствующих представительных органов власти.

Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь