Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, реферат
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку государственный
бюджет является главным финансовым
планом, аккумулирующим и перераспределяющим
основную часть финансовых ресурсов
государства, то он играет первостепенную
роль в регулировании рыночной экономики.
С его помощью
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов.
Велика роль
бюджета и в социальном регулировании,
осуществляемом государством для обеспечения
социальных гарантий членам общества.
Достигается это в основном через
перераспределение бюджетной
Для благоприятного
воздействия бюджета на общественные
процессы должны быть созданы определенные
предпосылки и соблюдены
Результативность государственного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов:
- эффективности;
- стабильности;
- социальной справедливости.
Доходная часть
бюджета Республики Беларусь, как
и в станах с развитой рыночной
экономикой, формируется в основном
за счет налоговых платежей (свыше 90%).
Она отличается множеством налогов
и характеризуется высокой
В структуре расходов по сравнению с прошлым периодом происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Прямые расходы на социально-культурные мероприятия, включающие просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и программы финансовой поддержки нетрудоспособных, малоимущих слоев населения, превышают 1/3 всех расходов. Но при этом ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание государственного долга и других непроизводительных расходов.
В своей работе я постараюсь определить основные моменты государственного бюджета, его необходимость, сущность, устройство и пути повышения качества исполнения, а так же отражение развития экономики в законе о бюджете Республики Беларусь.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
Бюджет как
особая система общественных отношений
исторически возникает и
С ростом производительных
сил, разделением общественного
труда, возникновением городов, центров
ремесел, расширением обмена начали
развиваться товарно-денежные отношения.
В этих условиях появляется возможность
всевозрастающие расходы
Чтобы обосновать
потребность в ресурсах, их конкретное
направление, выяснить возможности
финансового обеспечения
Чем больше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы.
В конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. слова - сумка).
В конце 18, начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие.
Бюджеты разных
стран, при едином общественном строе
в одном историческом периоде, имеют
общие черты: структура расходов
и доходов; назначение бюджета. Главным
назначением бюджета является аккумуляция
денежных средств в казну для
выполнения функций государства. При
помощи государственного бюджета осуществляется
перераспределение
Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.
Экономическое
значение бюджета заключается в
том, что он может активно влиять
на общественное воспроизводство посредством
налогов, направления мобилизованных
ресурсов на развитие приоритетных отраслей.
Тем самым бюджет может воздействовать
на совершенствование структуры
общественного производства, его
развитие, оптимизацию стоимостных
пропорций в распределении
Государственный бюджет является главным в системе государственных планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной частей становится обязательным для всех участников бюджетного процесса.
Основной финансовый план или централизованный фонд финансовых ресурсов государства - это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.
Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юридические и физические лица, часть доходов которых идет на общегосударственные нужды.
По своей сути
бюджет - это экономическая категория,
совокупность экономических отношений
по поводу формирования и распределения
централизованного фонда
Экономические
отношения - главный сущностный признак
бюджета, который раскрывает его
природу, значимость в воспроизводственных
процессах. Именно они и определяют
на конкретном этапе исторического
развития форму государственного бюджета,
его материальное воплощение в централизованном
фонде денежных средств государства.
Поэтому при определении
Таким образом,
государственный бюджет - это основной
финансовый план государства, отражающий
экономические отношения по поводу
формирования, распределения и использования
централизованного фонда
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.
Вместе с тем, можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования, возможности прогнозирования перспективы развития.
В расходной
части бюджета планируются
С ростом государственного долга повышаются и расходы на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание государственного аппарата управления и другие непроизводительные цели.
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство
основывается на принципах единства
бюджетной системы, полноты, реальности,
гласности и самостоятельности
всех бюджетов входящих в бюджетную
систему и определяется административно-
- бюджетную систему;
- принципы построения бюджетной системы;
- обусловленность
административно-
Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь