Бюджетное устройство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, реферат

Краткое описание

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

рефират финансы.docx

— 50.48 Кб (Скачать)

средств, поступающих  в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства;

от реализации имущества, находящегося в республиканской  собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся  в государственной собственности;

от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества  и кладов);

штрафов за совершение административных правонарушений;

возмещения вреда;

безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций  и физических лиц в республиканский  бюджет в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

прочих неналоговых  доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

4. Других доходов:

- части прибыли  Национального банка РБ (в размере  80 %);

- за пользование  банками денежными средствами  республиканского бюджета;

- по бюджетным  ссудам, займам;

- части прибыли  республиканских унитарных предприятий;

- от внешней  торговли и внешнеэкономических  операций;

- от реализации  государственных материальных резервов  и других ценностей;

- от иных поступлений.

5. Доходов свободных  экономических зон.

В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных  целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального  развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов  в качестве вторичного сырья, фонда  универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных  фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

- капитальные  вложения в объекты, относящиеся  к республиканской собственности;

- природоохранные  мероприятия, осуществляемые в  соответствии с общегосударственными  программами;

- мероприятия  по ликвидации последствий катастрофы  на ЧАЭС;

- общегосударственные  программы по социальной защите  населения;

- другие общегосударственные  целевые программы,

- затраты, связанные  с внешнеэкономической деятельностью,

- государственные  учреждения и организации образования,  подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

- затраты на  пополнение государственных запасов  и резервов;

- расходы на  содержание республиканских государственных  органов, в том числе судов,  правоохранительных органов, органов  государственной безопасности;

- национальная  оборона, пограничные войска, таможенные  органы;

- погашение кредитов  банка, выданных для покрытия  бюджетных расходов государственного  долга, и оплата процентов по  ним;

- погашение внешнего  долга и уплата процентов по  кредитам, полученным от иностранных  государств и банков, международных  финансовых организаций;

- расходы за  счет резервных фондов;

- выдача заемных  средств (ссуд), дотаций, субвенций,  субсидий юридическим и физическим  лицам, бюджетам областей и  г. Минска;

- другие расходы,  предусматриваемые на очередной  финансовый год.

В расходы республиканского бюджета включаются также:

- расходы целевых  государственных бюджетных фондов;

- расходы свободных  экономических зон в соответствии  с законом о бюджете на 2008 финансовый  год.

3.2 Местные бюджеты

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей  территории.

К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские  бюджеты, бюджеты  поселков городского типа и сельсоветов.

В соответствии с территориальными уровнями местных  Советов бюджеты  делятся на:

бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

- бюджеты базового  уровня: районные и городские  (городов районного подчинения);

- бюджеты областного  уровня.

Местные бюджеты  нижестоящих административно-территориальных  единиц не включаются в бюджеты вышестоящих  административно-территориальных единиц.

Минимальные размеры  местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения  на одного жителя, иных социальных нормативов.

Доходы бюджета  каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

К собственным  источникам доходов местного бюджета  относятся:

- источники доходов,  закрепленные законодательством  за бюджетом каждого уровня;

- дополнительные  источники доходов, устанавливаемые  самостоятельно местными Советами  депутатов. При этом права местных  Советов депутатов в части  определения базы и объектов  налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления  и сроков уплаты налогов и  сборов определяются законом  о бюджете на очередной финансовый  год.

Регулирующие  доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В местные бюджеты  могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных  образований, а также безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам и  заемные средства.

В доходы местных  бюджетов включаются целевые бюджетные  фонды, образуемые в соответствии с  действующим законодательством.

В 2008 году в полном объеме зачисляются в бюджеты  областей и г.Минска:

1. Налоги и  сборы:

- подоходный  налог с физических лиц;

- налог на  доходы от осуществления лотерейной  деятельности по местным лотереям;

- налог на  недвижимость;

- земельный налог;

- налог при  упрощенной системе налогообложения  для субъектов малого предпринимательства;

- акцизы по  вину, напиткам слабоалкогольным  и винным (кроме акцизов, взимаемых  при ввозе на таможенную территорию  Республики Беларусь, а также  уплачиваемых в бюджеты свободных  экономических зон);

- единый налог  с индивидуальных предпринимателей  и иных физических лиц;

- единый налог  для производителей сельскохозяйственной  продукции;

- налог на  игорный бизнес;

- налог за  использование природных ресурсов (экологический налог) в части  использования (изъятия, добычи) природных ресурсов и переработки  нефти и нефтепродуктов организациями,  осуществляющими переработку нефти;

- государственная  пошлина в соответствии с законодательными  актами Республики Беларусь;

- средства внебюджетных  фондов, создаваемых местными Советами  депутатов или исполнительными  и распорядительными органами;?

- другие налоги  и сборы.

2. Другие доходы:

- плата за  размещение наружной рекламы;

- средства, полученные  от реализации бесхозяйного имущества  и кладов;

- арендная плата  за земельные участки, находящиеся  в государственной собственности,  арендодателями которых являются  местные исполнительные и распорядительные  органы;

- иные поступления  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

В 2008 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных  единиц следующие местные налоги и сборы:

1. Налог с  продаж товаров в розничной  торговле: объектом налогообложения  являются операции по реализации  в розничной торговой сети  товаров (за исключением товаров  по перечню, утверждаемому Советом  Министров Республики Беларусь)

2. Налог на  услуги: объектом налогообложения  являются операции по оказанию  организациями и индивидуальными  предпринимателями услуг (услуги  рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц  кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих  косметологические услуги; с недвижимым  имуществом; сотовой радиотелефонной  и радиопейджинговой связи; кабельного  телевидения; по техническому  обслуживанию и ремонту транспортных  средств; туристических услуг).

3. Целевые сборы  (транспортный сбор на обновление  и восстановление транспорта  общего пользования, используемого  на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном  автобусном сообщении, сбор на  содержание и развитие инфраструктуры  города (района)): объектом налогообложения  является осуществление предпринимательской  деятельности на территории соответствующих  административно-территориальных единиц.

4. Сборы с  пользователей объектами налогообложения  являются:? парковка (стоянка) в специально  оборудованных местах; осуществление  торговли на территории соответствующих  административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование  их в предпринимательской деятельности; использование местной символики;  проведение аукционов, кроме проводимых  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь; осуществление  охоты и рыболовства; строительство  объектов на территории соответствующих  административно-территориальных единиц.

5. Сбор с заготовителей:  объектом налогообложения является  осуществление промысловой заготовки  (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического  и лекарственного сырья растительного  происхождения, сельскохозяйственной  продукции в целях их промышленной  переработки или реализации.

6. Курортный  сбор: объектом налогообложения  является нахождение физического  лица в санаторно-курортных и  оздоровительных учреждениях, расположенных  на территории соответствующих  административно-территориальных единиц.

7. Сборы с  физических лиц при пересечении  ими Государственной границы  Республики Беларусь через пункты  пропуска.

8. Налог на  приобретение бензина и дизельного  топлива.

Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления  использования средств местных  бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидии, субвенции и т.п.).

Расходы на финансирование отраслей хозяйства определяются с  учетом первоочередного направления  собственных ресурсов, а также  кредитов банка.

В расходах значительно  преобладают расходы на социально-культурные мероприятия.

Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь