Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, реферат
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- принятие решений
о создании совместных с
Бюджетные права субъектов местного самоуправления:
- право на
наличие собственного бюджета
и самостоятельности его
- право на
получение доходов, включение
которых в местные бюджеты
предусмотрено законом о
- использование переданных доходов по своему усмотрению;
- право на
возмещение средств из
- право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете;
- право вкладывать
имеющиеся у них свободные
средства в хозяйственную
- право вносить
изменения в доходы и расходы
местных бюджетов в процессе
исполнения бюджета; однако
Вышестоящие органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов.
2.2 Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
Несмотря на
различный механизм реализации, процедура
исполнения республиканского и местных
бюджетов имеет единую цель: обеспечить
централизацию в
По-прежнему актуальным остается вопрос своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на принимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, причем недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды в ряде случаев превышала задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно доказывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, вносимых в бюджеты различных уровней.
Очевидна необходимость разработки комплексной программы, предусматривающей радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий - вплоть до их разгосударствления и приватизации.
Значительные суммы доходов недопоступили в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Вместе с тем строгое соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками является важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета.
Безусловное выполнения
законодательных актов, регулирующих
вопросы налогообложения, требует
унификации нормативно-методической базы
налогообложения, упрощения порядка
расчетов налогов и налоговых
платежей, оптимизации их количества,
а при возможности и
Исследование
вопроса обеспечения
Не отрицая
необходимости применения жестких
мер за нарушение налогового законодательства,
считаем, что суммы начислений должны
быть реальными к взысканию, а
политика налоговых санкций - умеренно
жесткой. Она должна быть адекватна
степени вины субъекта хозяйствования
и предусматривать
Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей зачастую становятся невозможными к взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.
Причинами высокого уровня нарушений являются сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его положений, множество подзаконных актов.
Итак, проблема собираемости доходов существует и необходимо искать ее решение.
Одним из путей
обеспечения поступления
Проблема поступления доходов остается актуальной и для местных бюджетов.
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
В Законе «О бюджете
Республики Беларусь на 2008 год» реализованы
подходы по формированию основных доходных
источников, приоритеты в финансировании
расходов, отношение к дефициту бюджета.
Параметры доходной части разработаны
на основе прогнозных показателей социально-
Доходы консолидированного
бюджета на 2008 год (с учетом средств
Фонда социальной защиты населения
Министерства труда) утверждены в объеме
50,16 трлн. рублей или 44,5% ВВП. В том
числе доходы республиканского бюджета
должны составить 38,152 трлн. рублей. без
учета средств Фонда социальной
защиты населения доходы республиканского
бюджета в 2008 году составят 26,139 трлн.
рублей, что на 8% больше по сравнению
с ожидаемым исполнением
В 2008 году мероприятия
по снижению налоговой нагрузки запланированы
по следующим направлениям: отмена
налога с пользователей автомобильных
дорог, отмена отчислений в государственный
целевой бюджетный фонд развития
строительной науки (в 2007 году - в размере
0,5% от себестоимости выполненных
строительно-монтажных работ), отмена
местных сборов с пользователей
по трем объектам обложения (за осуществление
торговли на территории соответствующих
административно-
Расходы консолидированного
бюджета на 2008 год утверждены в
объеме 52,35 трлн. рублей или 46,4% ВВП. В
том числе расходы
Республиканский бюджет принят с дефицитом 2,19 трлн.рублей или 1,9% ВВП. Это обусловлено необходимостью направления дополнительных ресурсов в реальный сектор экономики и финансирование приоритетных направлений. Дефицит будет покрываться на 70% за счет внутренних источников и на 30% за счет привлечения иностранных инвестиций.
Наиболее высокими
темпами в 2008 году будут расти
ассигнования на развитие национальной
экономики. В консолидированном
бюджете 2008 года они возрастут на
21%. С учетом роста цен на импортируемые
энергоресурсы
Расходы на реализацию госпрограммы инновационного развития впервые выделены в спецпредложение к бюджету. На эти цели предусмотрено направить 1 трл. рублей. В 2008 году будет финансировано 47 государственных программ, что на 12 больше, чем в 2007 году. На эти цели будет направлено 4,6 трлн. рублей.
Для консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 год также характерна ярко выраженная социальная направленность расходов. Около 60% расходов бюджета будет направлено на развитие социальной сферы и выполнение обязательств государства по социальной защите населения.
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
Центральным звеном
бюджетной системы Республики Беларусь
является республиканский бюджет. Он
является основным финансовым планом
формирования и расходования денежных
средств для обеспечения
Республиканский
бюджет обеспечивает финансирование мероприятий,
имеющих общегосударственное
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субсидии, субвенции при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
В доходы республиканского бюджета включаются:
- доходы государственных целевых бюджетных фондов;
- доходы свободных экономических зон;
- трансферты, получаемые
от других государств в
Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете на очередной финансовый год. В 2008 году установлено, что доходы республиканского бюджета составляют 38 152 173 851 тыс. рублей и формируются за счет:
1. налоговых
доходов (за исключением
налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска;
налога на доходы
от осуществления лотерейной деятельности
по республиканским и
налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);
других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);
акцизов;
налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
патентных пошлин;
налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
таможенных пошлин и таможенных сборов;
государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
2. взносов на
государственное социальное
3. неналоговых
доходов (за исключением
за пользование денежными средствами республиканского бюджета, включая проценты по бюджетным займам;
от дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности, и доходов от других форм участия в капитале;
арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь