Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, реферат
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бюджетная система
определяется государственным и
административно-
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный
бюджет - совокупность бюджетов Республики
Беларусь или ее соответствующей
административно-
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет республики.
Министерство
финансов и местные финансовые органы
ежегодно составляют консолидированные
бюджеты соответственно Республики
Беларусь и ее административно-
В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь.
Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 №192-3 установлены следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.
Доходы бюджета
каждой административно-
Установление
на всей территории Республики Беларусь
республиканских налогов
К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов.
В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Дотация - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.
Субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.
Субсидия - денежные
средства, предоставляемые вышестоящим
бюджетом нижестоящему для выравнивания
уровня социально-экономического развития
соответствующей
Заемные средства - временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных государств и банков международных финансовых организаций.
Бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.
Расходы бюджетов
определяются программами социально-
В бюджете на
очередной финансовый год в соответствии
с принятыми ранее
В основе распределения
доходов и расходов между звеньями
бюджетной системы лежит
Распределение
доходов и расходов между бюджетами
отражает единые принципы построения
и организации бюджетной
- сбалансирование доходов и расходов каждого бюджета;
- заинтересованность
местных органов власти в
- равномерность
поступления доходов в бюджет
в течение года во избежание
временных кассовых разрывов
бюджета для своевременного
- приоритет республиканского
бюджета в финансировании
В основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены следующие принципы:
- принцип централизованного
регулирования
- принцип максимально
возможного сбалансирования
- принцип подведомственности и значимости.
Распределение
доходов в бюджетной системе
осуществляется в двух направлениях:
посредством закрепления
Бюджетное регулирование
является частью бюджетного процесса
и заключается в частичном
перераспределении финансовых ресурсов
между бюджетами различных
Методы бюджетного регулирования: установление и распределение регулирующих источников; перераспределение бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и беспроцентные бюджетные ссуды.
Законодательством
устанавливается, в какие бюджеты
должны зачисляться поступления
от налогов и неналоговые доходы.
Некоторые налоги по закону распределяются
между республиканским и
Регулирующие
источники доходов - это обычно общегосударственные
налоги и доходы. Их устанавливают
органы представительной власти. К
регулирующим налогам в Республике
Беларусь относят: налог на добавленную
стоимость, акцизы, налоги на доходы и
прибыль. Распределение регулирующих
доходов между бюджетами
Второй метод
заключается в
Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции и субсидии, представляющие собой безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.
Новым методом бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных ссуд одними бюджетами другим.
Под бюджетной ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как вышеперечисленные - на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в пределах текущего бюджетного года. Бюджетные ссуды могут предоставляться не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего - вышестоящему.
Бюджетное право
- совокупность финансово-правовых норм,
регулирующих финансовые отношения
по поводу образования, распределения
и использования средств
Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.
Бюджетные права
можно классифицировать на материальные
и процессуальные. Материальные права
устанавливают бюджетное
Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.
К субъектам бюджетного права относятся:
1. Республика Беларусь.
2. Государственные органы, которые представлены:
- высшими и
местными представительными
- органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров и исполкомы местных Советов депутатов);
- органами государственного
управления специальной
Бюджетные права Республики Беларусь:
- определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами;
- установление
бюджетных прав Республики
- исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и в местные бюджеты;
- разграничение
доходов и расходов между
- использование
включенных в республиканский
бюджет доходов на
- установление
нормативов отчислений от
- разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;
- руководство
бюджетной деятельностью
Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь