Бюджетное устройство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:26, реферат

Краткое описание

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Необходимость и сущность государственного бюджета
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь
2.2. Пути повышения качества исполнения государственного бюджета
2.3 Закон о бюджете как отражение развития экономики
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1 Республиканский бюджет
3.2 Местные бюджеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

рефират финансы.docx

— 50.48 Кб (Скачать)

Бюджетная система  определяется государственным и  административно-территориальным делением. Республика Беларусь - унитарное государство, включающая области, города, районы. В  связи с разграничением компетенции  между Республикой Беларусь и  административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.

Совокупность  бюджетов всех уровней образует бюджетную  систему Республики Беларусь. В бюджетную  систему как самостоятельные  части включаются республиканский  и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей  административно-территориальной единицы. Он не имеет юридической силы и  используется для расчетов и анализа.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов  районного подчинения, расположенных  на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных  на территории области и областной  бюджет составляют консолидированный  бюджет области.

Бюджеты областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный  бюджет республики.

Министерство  финансов и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные  бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных  единиц.

В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных  ее местностях чрезвычайного положения  на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь.

Законом «О бюджетной  системе Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах» от 15.07.1998 №192-3 установлены следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.

Доходы бюджета  каждой административно-территориальной  единицы формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также  иных поступлений в соответствии с законодательством.

Установление  на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные  Советы депутатов вправе устанавливать  зачисляемые в их бюджеты местные  налоги и другие обязательные платежи  в соответствии с законодательством.

К собственным  источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством  за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые  самостоятельно местными Советами депутатов.

В бюджет могут  поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

Дотация - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в  случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования  нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для  полного или частичного покрытия убытков при недостаточности  собственных средств.

Субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

Субсидия - денежные средства, предоставляемые вышестоящим  бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной  единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

Заемные средства - временно заимствованные средства из республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, кредиты Национального банка, иностранных  государств и банков международных  финансовых организаций.

Бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из республиканского или местных  бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами  предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов  по государственному долгу, погашение  имеющейся на данный год задолженности  по государственному долгу прошлых  лет с наступившим сроком уплаты, а также ассигнования для исполнения обязательств по выданным Правительством гарантиям. В составе республиканского и местных бюджетов создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление  социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных  бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены  при утверждении бюджетов.

В основе распределения  доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость  достаточности средств для обеспечения  нормального функционирования государства  в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов  в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

Распределение доходов и расходов между бюджетами  отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. При распределении доходов и  расходов решаются следующие задачи:

- сбалансирование  доходов и расходов каждого  бюджета;

- заинтересованность  местных органов власти в выполнении  планов поступлений общегосударственных  доходов и налогов;

- равномерность  поступления доходов в бюджет  в течение года во избежание  временных кассовых разрывов  бюджета для своевременного финансирования  всех предусмотренных мероприятий;

- приоритет республиканского  бюджета в финансировании общереспубликанских  программ и мероприятий, координации  деятельности всех сфер общественного  производства в перераспределении  финансовых ресурсов между территориями  для выравнивания уровней их  развития.

В основу распределения  доходов и расходов между бюджетами  положены следующие принципы:

- принцип централизованного  регулирования распределительного  процесса;

- принцип максимально  возможного сбалансирования бюджетов;

- принцип подведомственности  и значимости.

Распределение доходов в бюджетной системе  осуществляется в двух направлениях: посредством закрепления отдельных  доходов за конкретными бюджетами; посредством бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование  является частью бюджетного процесса и заключается в частичном  перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Бюджетное регулирование применяется  во всех странах и позволяет обеспечивать регионы достаточными для финансирования расходов средствами вне зависимости  от результатов хозяйственной деятельности на данной территории.

Методы бюджетного регулирования: установление и распределение  регулирующих источников; перераспределение  бюджетных источников; финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета; процентные и  беспроцентные бюджетные ссуды.

Законодательством устанавливается, в какие бюджеты  должны зачисляться поступления  от налогов и неналоговые доходы. Некоторые налоги по закону распределяются между республиканским и соответствующими местными бюджетами. Доходы, поступающие  в республиканский бюджет, называются общегосударственными или республиканскими, а зачисляемые в местные бюджеты - местными доходами.

Регулирующие  источники доходов - это обычно общегосударственные  налоги и доходы. Их устанавливают  органы представительной власти. К  регулирующим налогам в Республике Беларусь относят: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налоги на доходы и  прибыль. Распределение регулирующих доходов между бюджетами происходит в виде процентных отчислений по нормативам, устанавливаемым в законе о бюджете  на очередной финансовый год и  соответствующих решениях Советов  депутатов. Нормативы отчислений могут  устанавливаться едиными или  дифференцированными.

Второй метод  заключается в перераспределении  доходных источников от одного бюджета  к другому. В этом случае вышестоящий  орган представительной власти принимает  решение о передаче закрепленного  за его бюджетом доходного источника  в бюджет нижестоящего уровня.

Если в результате применения первых двух методов не удается сформировать бюджеты в  объемах, достаточных для финансирования расходов, то применяются дотации, субвенции  и субсидии, представляющие собой  безвозмездную помощь вышестоящего бюджета нижестоящему.

Новым методом  бюджетного регулирования является предоставление процентных и беспроцентных  ссуд одними бюджетами другим.

Под бюджетной  ссудой понимается финансовая помощь, оказываемая на общих для кредита  условиях (возвратности, платности, срочности). Этот метод применяется в процессе исполнения бюджета в то время, как  вышеперечисленные - на стадии формирования бюджета. Возврат полученных ссуд производится в первоочередном порядке и в  пределах текущего бюджетного года. Бюджетные  ссуды могут предоставляться  не только из вышестоящего бюджета, но и, наоборот, из нижестоящего - вышестоящему.

Бюджетное право - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения  по поводу образования, распределения  и использования средств основного  централизованного денежного фонда  государства.

Бюджетные права  всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе  Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.

Бюджетные права  можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные права  устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и  направления расходов всех бюджетов, полномочия субъектов бюджетного права, их права и обязанности. Процессуальные права проявляются через участие  в бюджетном процессе.

Бюджетные права  четко распределены между законодательной  и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства.

К субъектам  бюджетного права относятся:

1. Республика  Беларусь.

2. Государственные  органы, которые представлены:

- высшими и  местными представительными органами (Национальное собрание Республики  Беларусь, местные Советы депутатов);

- органами государственного  управления общей компетенции  (Совет Министров и исполкомы  местных Советов депутатов);

- органами государственного  управления специальной компетенции  (центральные и местные органы  государственного управления, в  том числе органы финансово-кредитной  системы).

Бюджетные права  Республики Беларусь:

- определение  бюджетного устройства, которое  устанавливается Парламентом и  регулируется его актами;

- установление  бюджетных прав Республики Беларусь  и местных Советов депутатов;

- исключительное  право устанавливать доходы, поступающие  как в республиканский, так  и в местные бюджеты;

- разграничение  доходов и расходов между республиканским  и местными бюджетами; при этом  устанавливается общая сумма  доходов и расходов, а также  виды доходов и расходов, включаемых  в эти бюджеты;

- использование  включенных в республиканский  бюджет доходов на финансирование  народного хозяйства, социально-культурную  сферу, оборону, аппарат управления  другие программы и мероприятия  общегосударственного значения;

- установление  нормативов отчислений от общегосударственных  налогов и доходов в местные  бюджеты областей и города  Минска;

- разработка, утверждение  и исполнение республиканского  бюджета;

- руководство  бюджетной деятельностью административно-территориальных  единиц, в том числе реализация  контрольной функции бюджета;

Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь