Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Тема Бюджетно-финансовая политика_курсоая.docx

— 133.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 4

1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6

2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15

2.1 Структура бюджетной системы  Республики Беларусь 15

2.2 Понятие доходов, их виды 19

2.3 Классификация  расходной части  государственного бюджета Республики  Беларусь 26

2.4 Проблема дефицита и борьба  с ним 35

3  Пути и направления совершенствования  бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40

Заключение 42

Список использованных источников 44

Приложения 46

 

Введение

 

Достаточное количество бюджетных  средств позволяет государству  задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны.

Бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в  экономической  науке, требующим  большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов  и политиков, но и рядовых граждан.

Бюджет связан с хозяйственным  расчетом, формированием и использованием фондов заработной платы, процессом  ценообразования, денежным обращением и кредитом. Все это создает большие возможности для действенного использования бюджета в управлении экономическими явлениями и процессами общества, практической реализации финансовой политики государства  в различных сферах деятельности.

Бюджет, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение cсебестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи — повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы Особенно важно создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти .

Особое  место в  бюджете  принадлежит  расходам  на  развитие  социальной  сферы;  финансирование  образования,  здравоохранения,  социального  обеспечения.  Бюджетные  ассигнования обеспечивают  в  основном  начальное  и  среднее  образование,  противоэпидемические  мероприятия,  медицинскую  помощь  для  бедных  слоев  населения. С  ростом  государственного  долга  повышается  и  доля  расходов  на  его  обслуживание,  увеличиваются  затраты  на  содержание  аппарата  государственного  управления  и  другие  непроизводственные  цели. 

Как политический институт бюджет обеспечивает воспроизводство существующих отношений, является важным фактором реализации демократической традиции. Бюджеты развитых государств выражают их политическую и социально-экономическую сущность, заключающуюся в расширении экономической и социальной функции государства.

Современное рыночное государство  стремится активно вмешиваться в экономическую и социальную жизнь, процессы общественного воспроизводства, распределение общественного продукта и национального дохода. Через систему налогов, приоритеты в финансировании бюджет активно воздействует на деловую активность, ускорение темпов научно-технического прогресса, объем инвестиций и валового национального продукта.

Тема  курсовой работы: «Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь» является довольно актуальной.

Объектом  исследования является правоотношения в области бюджетно-налогового регулирования.

Предметом рассмотрения выступает бюджетно-финансовая политика государства.

Цель  работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

    1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
    2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
    3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

При написании работы использовались следующие  методы  историко-правовой, статистический, анализа и синтеза, формально-юридический  и др. 

Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

 

 1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования

 

Бюджетно-финансовая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП) [12, с. 183].

Основными инструментами осуществления бюджетно-финансовой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная  политика в зависимости от механизма  реагирования на изменения экономической  ситуации подразделяется на дискреционную  и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов [18, с. 126].

При дискреционной  фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада  целенаправленно создается дефицит  госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно  создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана  со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики  непосредственно зависит от величин  циклических бюджетных дефицитов  и излишков, которые выполняют  функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие "встроенных стабилизаторов" объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия  бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых  могут использоваться: увеличение налоговых  поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если  дефицит госбюджета финансируется  за счет выпуска государственных  займов, то это ведет к росту  рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости  от фазы экономического цикла может  быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-финансовая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной финансовой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-финансовая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное  воздействие налогов и государственных  расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают  прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь