Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Тема Бюджетно-финансовая политика_курсоая.docx

— 133.13 Кб (Скачать)

Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия  и содержанию подразделяются на три  группы:

1. Налоговые доходы - обязательные денежные платежи,  взимаемые в бюджет и классифицируемые  в зависимости от объекта налогообложения  или в соответствии с источником  возникновения налоговых обязательств, например доходы (прибыль), фонд заработной  платы, стоимость реализованных  товаров (работ, услуг), природные  ресурсы, земля, товары, перемещаемые  через таможенную границу Республики  Беларусь, и т.д.

2. Социальные отчисления - обязательные страховые взносы  и отчисления в Фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь и государственный  фонд содействия занятости с  целью создания резервов для  выплаты пособий по социальному  страхованию, социальной поддержке  незанятого населения и обеспечения  их занятости. Данная группа  доходов разграничивается на  два вида:

а) Взносы работающих по найму включают обязательные взносы на государственное социальное страхование, удерживаемые в твердо установленных  процентах из фонда заработной платы государственных служащих в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

б) Отчисления работодателей  включают обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование  в установленных размерах со всех сумм заработной платы рабочих и  служащих, с которых согласно закону уплачиваются взносы на государственное  социальное страхование.

3. Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

КАПИТАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ включают невозвратные платежи (или операции, не предусматривающие осуществления  возвратных поступлений в бюджет), классифицируемые по видам реализуемых  основных фондов, предназначенных для  многократного использования в  процессе производства на протяжении более одного года, и связанные  с их приобретением, передачей, сооружением  или продажей (включая жилые и  нежилые здания (строения), другие сооружения, транспортные средства, машины и прочее оборудование).

Эта категория доходов  включает также поступления в  бюджет от продажи нематериальных активов (например, патенты), от реализации государственных  материальных резервов и ценностей (включая драгоценные металлы  и камни, антиквариат, другие предметы искусства и прочие ценности), от продажи земли и реализации других непроизведенных активов, а также  разовые безвозмездные предоставления средств (или капитальные трансферты) для приобретения материальных ценностей.

Капитальные доходы делятся  на две группы:

1. Налоговые доходы  включают налоги на капитальные  активы (имущество), взимаемые нерегулярно  и со значительными временными  интервалами. К ним относятся  поступления от налогов на  имущество, переходящее в порядке  наследования и дарения, и других  непериодических налогов на имущество.

2. Неналоговые доходы  и обязательные платежи состоят  из капитальных доходов, включающих  реализацию нефинансовых активов  (произведенных и непроизведенных), за исключением капитальных налоговых  доходов.

Произведенные активы включают активы, возникающие в процессе производства и включающие доходы от реализации государственного имущества (в том числе основных фондов, включая здания (строения) и сооружения, в том числе памятники истории, транспортные средства, другие машины и оборудование, домашних животных), акций и продажи нематериальных активов, а также доходы от реализации государственных резервов.

К нематериальным активам  относятся права пользования  активами (приобретенные за плату  права пользования землей, водой, полезными ископаемыми, другими  природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, патенты, лицензии, права  на товарные знаки и торговые марки, а также иные имущественные права, брокерские места, гудвил, программное обеспечение) и другие аналогичные расходы, не имеющие материальной основы и способные в течение длительного времени приносить доходы субъекту.

Непроизведенные активы не являются результатом процесса производства и включают поступления от продажи  активов естественного происхождения, на которые были установлены права  собственности, а также условных объектов, оформленных правовыми  или бухгалтерскими актами. К ним  относятся  материальные активы, такие  как земля, некультивируемые лесные угодья (например, дикорастущие леса), внутренние водоемы и месторождения  полезных ископаемых, а также некоторые  виды нематериальных активов (запатентованные  объекты, договоры аренды, касающиеся непроизведенных активов).

Капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений  представляют собой поступления  добровольных невозвратных платежей в  бюджет на осуществление капитальных  расходов или приобретение материальных ценностей. Эта статья включает поступления  средств от юридических, не являющихся государственными, и физических лиц.

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  включают добровольные и безвозмездные  поступления денежных средств от юридических и физических лиц  со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления (из бюджетов одного уровня в другой) и от стран-участниц международных  организаций и соглашений.

В доходы бюджетов могут  зачисляться безвозмездные поступления  по взаимным расчетам. Под взаимными  расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь, вызванные изменениями  в налоговом и бюджетном законодательстве Республики Беларусь, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными в законе о бюджете.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной  системы Республики Беларусь в форме  дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной  передачи средств подлежит учету  в доходах того бюджета, который  является получателем этих средств.

В основе разграничения  на две группы полученных безвозмездных  поступлений (текущие и капитальные) лежит их назначение: использование  для текущих расходов (т.е. конкретных расходов, проектов или программ, невозможных  без этих средств) или капитальных  вложений (т.е. предназначенных для  пополнения средств на расходы или  программы, уже произведенные или  которые будут осуществлены в  любом случае). Следующим разграничивающим признаком является их источник - национальные органы государственного управления либо иностранные правительства и международные организации.

Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений  в бюджет:

Государственное имущество, общегосударственные ресурсы.   За пользование ими могут взиматься  плата, вноситься определенные взносы.

Обязательные  платежи физических и юридических  лиц, взимаемые в виде различных  налогов и сборов.

Привлеченные  ресурсы в форме государственных  займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов  в государственные банки и  др.

  В свою очередь, доходы бюджета  подразделяются на такие виды  как: налоговые, неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

К налоговым  платежам относятся такие виды налогов, как:

    • Налог на добавленную стоимость;
    • Акцизы;
    • Налог на прибыль и доходы;
    • Экологический налог;
    • Налог на недвижимость;
    • Таможенные экспортные и импортные пошлины;

Чрезвычайный  налог для ликвидации последствий  катастрофы на ЧАЭС и другие.

  К неналоговым доходам относятся  доходы:

    • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
    • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Доходы  республиканского бюджета формируются  за счет:

    • налогов, сборов (пошлин):
    • налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска в размерах, предусмотренных абзацем четвертым статьи 7 настоящего Закона);
    • чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – чрезвычайный налог);
    • налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска в размерах, предусмотренных абзацем третьим статьи 7 Закона);
    • налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, импортных, экспортных таможенных пошлин и таможенных сборов;
    • акцизов на товары, производимые на территории Республики Беларусь (за исключением акцизов на автомобильное топливо (кроме импортированного), отчисления по которым передаются в бюджеты областей и г. Минска частично в размерах, предусмотренных абзацем вторым статьи 7 настоящего Закона, и акцизов, полностью зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска в соответствии с абзацем восьмым пункта 1 статьи 8 настоящего Закона);
    • сборов за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь в размере 50 процентов;
    • патентных пошлин и сборов;
    • консульских и других сборов;
    • других обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
    • других доходов:
    • части прибыли Национального банка Республики Беларусь;
    • за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
    • по бюджетным ссудам, займам;
    • на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
    • части прибыли республиканских унитарных предприятий;
    • от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
    • платы за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств по территориям иностранных государств и Республики Беларусь в размере 40 процентов;
    • от конфискованного (обращенного в доход государства) имущества;
    • арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
    • от реализации государственных материальных резервов и других ценностей;
    • от иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
    • доходов свободных экономических зон.

В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых  бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, государственного фонда содействия занятости, республиканского фонда охраны природы, инновационных  фондов, образуемых в соответствии Законом, а также средства Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В доходы бюджетов свободных экономических  зон включаются уплачиваемые резидентами  свободных экономических зон  налоги на доходы и прибыль, акцизы и 50 процентов налога на добавленную  стоимость. Остальные налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые резидентами  свободных экономических зон, зачисляются  в республиканский и местные  бюджеты в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь

Принятие  бюджета на очередной финансовый год является важнейшим событием в жизни страны и каждого гражданина в отдельности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 октября 2011 года №172-З « О республиканском  бюджете Республики Беларусь на 2011 год» предусматривается, что доходы республиканского бюджета в 2011 году составят 33,61 трлн. рублей.

В  качестве основных целей бюджетной политики на 2011 год определены сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора  экономики, реализация программы жилищного  строительства и другие социально значимые программы. 
В 2011 году по сравнению с 2011 годом расходы базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физическая культура и спорт, культура и средства массовой информации ) планируется увеличить на 40% [40].

2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь

 

 

В данной классификации  приняты четыре уровня классификационной  структуры:

1. Категория расходов (текущие расходы, капитальные  расходы и кредитование минус  погашение).

2. Предметная статья (например, закупки товаров и оплата  услуг, капитальные вложения в  основные фонды, предоставление  бюджетных ссуд, займов).

3. Подстатья (например, заработная плата рабочих и  служащих, приобретение оборудования  и предметов длительного пользования,  предоставление бюджетных ссуд, займов внутри страны).

4. Элемент расходов (например, основной оклад гражданских  служащих, приобретение непроизводственного  оборудования и предметов длительного  пользования для государственных  учреждений, бюджетные ссуды, займы  бюджетам других уровней).

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь