Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Тема Бюджетно-финансовая политика_курсоая.docx

— 133.13 Кб (Скачать)

Мультипликатор  государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:

                                   ,                                                    (1.1)               

где МРС  – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста  государственных расходов на закупку  товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство  проводит стимулирующую политику в  форме сокращения налогов. Более  низкие налоги вызывают увеличение доходов  домашних хозяйств, что ведет к  увеличению расходов и к росту  совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного  предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют  рост сбережений домашних хозяйств и  увеличение прибыльности предпринимательских  инвестиций. Это способствует повышению  нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы  и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор  чистых налогов – это отношение  величины изменения совокупного  спроса к величине заданного изменения  реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

                      МР налогов = МРг – 1.                                                (1.2)               

Если  в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

                  МР налогов = МРС (1 – МРС).                                        (1.3)               

Налоги  по сравнению с государственными расходами в меньшей степени  воздействуют на изменение национального  продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных  расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется  тем, что государственные расходы  являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме  того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает  прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку  другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-финансовой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный  эффект заключается в том, что  по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает  сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге  вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию  профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона [6, с. 121].

Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджетное устройство определяет организацию  бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной  системы, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему  Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

Единство  бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной  информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в  них всех налогов, определенных законодательством  Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также  определением размера и порядка  расходования денежных средств.

Реальность  бюджетов обеспечивается финансированием  расходов исходя из объема реально  поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов  о соответствующем местном бюджете  на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным  секретам в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь.

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, кото-рыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной  системы заключается в том, что  утверждение республиканского бюджета  осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями  соответствующих местных Советов  депутатов, а их исполнение возлагается  на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной  единицы. Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного  подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов  областного подчинения, расположенных  на территории области, и областной  бюджет составляют консолидированный  бюджет области (бюджет области). Бюджеты  областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный  бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных  единиц.

В случае введения в установленном порядке  на территории Республики Беларусь или  в отдельных ее местностях чрезвычайного  положения на этих территориях может  вводиться чрезвычайный бюджет в  соответствии  с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой е6диный  бюджетный процесс. Весь бюджетный  процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии и законом Президент  должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять  решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное  послание парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Республике Беларусь бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается Президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносятся множество изменений и дополнений.

В утвержденном бюджете должны быть указана суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определятся переделы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов [15, с. 128].

Закон о государственном бюджете  после утверждения парламентом  подписывается Президентом. В то же время, в случае несогласия Президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может отклонить ее, то есть наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1/ 12 части их величины в предшествующем году. Контроль за состоянием и ходом выполнения республиканского бюджета осуществляется Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который в своей деятельности не зависит ни от парламента.

Финансовые органы контролируют исполнение бюджета. В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Правда, секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи - это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.

При чрезвычайных обстоятельствах  в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.

Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные  направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь

 

2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь

 

Бюджетное устройство представляет собой  совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.

Вообще, в разных странах мира бюджетное  устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства.

Бюджетная система, представляющая собой  основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь