Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Тема Бюджетно-финансовая политика_курсоая.docx

— 133.13 Кб (Скачать)

   Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного  финансирования играют, прежде всего,  принципы финансирования. К числу  этих принципов относятся:

      • получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
      • целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
      • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
      • безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Таким образом, политика государственных  расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать  бюджетную политику на умеренно жесткие  показатели, а с другой стороны, эти  расходы должны принимать форму  инвестиций, тогда можно будет  добиваться больших результатов  за счет мультипликационного эффекта.

Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются  под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная экономическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

Разные государства  предпочитают разные структуры бюджета. Так, естественным является предположение  о том, что в воюющих странах  расходная часть бюджета оказывается  смещенной в сторону расходов на оборону. В странах, где сильны социальные настроения в обществе, следует ожидать большего перераспределения доходов и большей доли государственных расходов на здравоохранение, образование и другие социальные статьи. Таким образом, очевидно, что структура бюджетов отражает некоторые специфические социально-экономические и политические характеристики государства и зависит от приоритетности тех или иных направлений экономического развития.

В развитых странах, с  уже сложившимися принципами формирования бюджетной политики, не следует ожидать резких колебаний долей расходов во времени. Следовательно, волатильность расходных статей бюджета может рассматриваться как величина, характеризующая развитость и стабильность бюджетной системы.

Принимаемый бюджет, в  его расходной части, является результатом  решения задачи максимизации функции полезности государства при заданных бюджетных ограничениях. В тех государствах, где большое внимание уделяется обеспечению правопорядка и укреплению мощи государства, соответствующие статьи расходов окажутся доминирующими. Однако существует некий минимум расходов, который обеспечивает функционирование государственной системы, т.е. позволяет осуществлять государственную политику. Данные расходы связаны с укреплением правоохранительной и судебной системы, и «минимальный» уровень таких расходов зависит от институционального развития каждой страны. В то же время бюджетные ограничения, как правило, оказываются «мягкими» и в процессе принятия бюджета возможно не перераспределение средств между различными статьями бюджета, а общее пропорциональное увеличение расходов.

В качестве экономических  факторов, определяющих структуру бюджета, рассматривается суммарное участие  государства в экономике, а также  уровень экономического развития стран. Роль государства в экономике  определяется расходами расширенного бюджета, уровень экономического развития рассматривается как ВВП на душу населения. Среди политических факторов, влияющих на структуру бюджета наиболее важным представляется уровень развития демократии в странах, который прежде всего связан с «прозрачностью» как процедуры принятия бюджета, так и его эффективного исполнения. Таким образом, под основными характеристиками бюджетной политики той или иной страны, отражающими социальные, экономические и политические приоритеты государств, понимают структуру расходов бюджета и ее стабильность.

Бюджетный процесс  является одним из немногих аспектов экономической политики, который наиболее четко показывает связь между политической структурой общества и структурой экономики страны. Под структурой экономики мы понимаем как общий размер государства, так и относительные расходы по основным бюджетным категориям. Под приоритетами бюджетной политики мы понимаем смещение расходных статей бюджета в сторону одной статьи или группы статей, по сравнению с другими странами мира. С формальной точки зрения, бюджет любой страны можно представить в виде вектора из n неотрицательных чисел, которые суммируются к единице:

                                     (2.1)

где обозначает долю от общих расходов бюджета, которая идет на финансирование i-й статьи бюджета, а B — есть множество всех возможных бюджетов. Чем больше соответствующая доля для данного государства, тем более приоритетной является данная статья. Таким образом, структура расходов бюджета, т.е. вектор и дисперсия компонент этого вектора являются важными характеристиками бюджетной политики той или иной страны.

Достаточно разумной моделью формирования расходной  части бюджета является задача максимизации функции полезности государства  при бюджетных ограничениях.

  Расходная часть  бюджета Республики Беларусь  сформирована таким образом, чтобы  обеспечить финансирование приоритетных  направлений развития экономики,  определенных в Программе социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2006 — 2011 годы. Расходы по этим позициям растут более высокими темпами.

Республиканский  бюджет  на  2011  год утвержден по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс.  рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей.

Динамика  расходной части  бюджета Республики Беларусь представлена в таблице 2.1

Таблица 2.1

Динамика расходной части  бюджета Республики Беларусь за 2006-2011 года

года

2006

2007

2008

2009

2011

2011

Расходы, руб

26 638 162 084

32 011 083 279

40 342 173 851

57 699 262 425

38222389047

39610000000


Графически динамика расходной  части бюджета представлена на рис. 2.1

 

Рисунок 2.1 динамика расходной части бюджета

 

 

Всего будет финансироваться 35 государственных  программ, в том числе по преодолению  последствий катастрофы на ЧАЭС, модернизации зданий учреждений образования, развития гражданской авиации, специальные  программы в сфере национальной обороны и правоохранительной деятельности [46].

В структуре  расходов консолидированного бюджета  возрастет доля расходов, направляемых на национальную оборону и правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности.

В процессе исполнения бюджета не могут сокращаться  защищенные статьи, к которым относятся  заработная плата, стипендии, пенсии, пособия, жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие социально значимые расходы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 октября 2011 года №172-З « О республиканском  бюджете Республики Беларусь на 2011 год» предусматривается, что расходы  республиканского бюджета в 2011 году составят – 39,61 трлн. рублей.

В  качестве основных целей бюджетной политики на 2011 год определены сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора  экономики, реализация программы жилищного  строительства и другие социально значимые программы. 
В 2011 году по сравнению с 2011 годом расходы базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физическая культура и спорт, культура и средства массовой информации ) планируется увеличить на 40% [40].

Бюджетное финансирование в сфере здравоохранения  и образования увеличится на 30-40%, расходы на выплату заработной платы, обеспечение других социальных гарантий в 2011 году составят около 50% в структуре  расходов на социальную сферу (в 2011 году они занимали около 40%, в 2009 - 34%).

Бюджет 2011 года имеет высокую социальную направленность. Одной из основных задач в области политики расходов бюджета будет сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, укрепление действующих социальных гарантий, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства. Так, на цели жилищного строительства предусмотрено более Br3 трлн. (льготирование процентных ставок по кредитам, финансирование строительства объектов инфраструктуры, помощь многодетным семьям, одноразовые субсидии). Реальный сектор экономики помимо средств, остающихся у него в распоряжении в результате отмены ряда налогов, из бюджета получит Br830 млрд. господдержки.

Обеспечен рост бюджетных ассигнований по базовым  отраслям социальной сферы - здравоохранению, образованию, культуре, спорту и социальной политике. Расходы бюджета на образование  в 2011 году составят Br7,6 трлн., на здравоохранение - Br5,6 трлн. (рост по эти двум группам - 107%). Расходы на зарплату работников бюджетной сферы, стипендии запланированы с ростом на прогнозный уровень инфляции (8-10%).

 

 

2.4 Проблема дефицита и борьба с ним

 

 

Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные  расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг

Дефицит республиканского бюджета в 2011 г. прогнозируется в размере 6 трлн. рублей (или 3% от ВВП), что соответствует национальному  и международным стандартам финансовой безопасности[39].

Финансирование  дефицита бюджета предусматривается  за счет внутренних и внешних источников.

В качестве макроэкономического сценария, положенного в основу бюджета: рост ВВП на 2% и инфляцию в пределах 9%. За счет роста ВВП доходы консолидированного бюджета в 2011 году увеличатся на Br300 млрд.

Основным механизмом господдержки экономики в 2011 году должно стать субсидирование процентных ставок по кредитам. На эти цели в следующем году планируется направить Br595,1 млрд против ожидаемых в том году Br517,8 млрд. В результате выделение кредитных ресурсов с господдержкой в следующем году вырастет на Br2,5 трлн до Br9,9 трлн с Br7,4 трлн в этом году.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Различают следующие виды бюджетных дефицитов:

Циклический дефицит госбюджета – результат  действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит госбюджета – разность между  расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Операционный  дефицит госбюджета – общий дефицит  госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

Первичный дефицит госбюджета – разность между  величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.  

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета  является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки  структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь