Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа
Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.
Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46
В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.
В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.
Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.
Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.
Принцип гласности обязывает
Таким образом, все принципы построения
бюджетной системы
Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.
Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.
В целом, основные черты бюджета РБ в переходном периоде характеризуются следующим образом:
Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и, прежде всего, в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.
В настоящее время
в республике осуществляется поэтапный
переход к современным
В качестве первого этапа по приближению бюджетной классификации к современным международным стандартам Минфином РБ в 2006 г. были введены в действие классификация доходов и функциональная классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, отвечающие требованиям Руководства по статистике государственных финансов Международного валютного фонда в редакции 2001 г. (РСГФ 2001).
В системе государственных
финансов бюджетная классификация обеспе
С 1 января 2009 г. бюджетные организации работают в условиях Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З (далее по тексту «кодекс»)
Статьей 10 кодекса определен, а постановлением Минфина от 31.12.2008 N 208 конкретизирован состав бюджетной классификации:
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:
В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов соответствующего бюджета, главы, раздела, подраздела, вида расходов, параграфа, программы, подпрограммы бюджетные организации составляют сметы, ведут учет кассовых и фактических расходов, представляют отчетность.
Таким образом, бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанной на их экономической характеристике, и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.
Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.
В состав бюджетной классификации Республики Беларусь включены:
1. Классификация доходов является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций и основывается на актах законодательства Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из видов доходов, доходы по видам объединяются в разделы и подразделы доходов в зависимости от источников их получения.
2. Функциональная классификация расходов состоит из двух уровней и является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций, отражающей направления выделения средств на выполнение основных функций государства.
Первым уровнем
указанной классификации
3. Ведомственная классификация расходов республиканского и местных бюджетов является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующего бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов.
4. Экономическая (предметная)
классификация расходов
5. Классификация источников
внутреннего финансирования
6. Классификация источников
внешнего финансирования
7. Классификация видов
внутреннего государственного
8. Классификация видов
внешнего государственного
Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.
Вся бюджетная система Республики Беларусь построена с учетом принципа единства, принципа самостоятельности, а также выключает принципы полноты, реальность и гласность.
Принцип единства означает обеспечение всей бюджетной системы едиными правовыми правилами, использованием единых бюджетных классификаций (символов), единством фонда бюджетной документации, едиными формами составления статистической и предоставления бухгалтерской отчетности и других данных, необходимых для создания сводного консолидированного бюджета суверенного государства.
Самостоятельность бюджетов как принцип означает, что все уровни единой бюджетной системы обеспечивают собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Также, следует отметить, принцип
полноты, который реализуется
Принцип реальности реализуется по
ряду направлений: - реальность бюджета
обеспечивается ее законодательством
в силу чего она не может быть
изменена любым субъектом бюджетных
отношений в одностороннем
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
В соответствии со ст. 12 Кодекса:
Классификация доходов определяет компоненты основных сводных показателей (доходов, безвозмездных поступлений) и классифицирует их по соответствующим категориям, увязанным с требованиями международной методологии по статистике государственных финансов.
Доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на три основные категории:
ТЕКУЩИЕ ДОХОДЫ включают все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций.
Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь