Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Тема Бюджетно-финансовая политика_курсоая.docx

— 133.13 Кб (Скачать)

В бывшем Советском Союзе бюджетное  устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно  государственный бюджет состоял  из союзного бюджета, бюджетов союзных  республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.

В настоящее время бюджетная  система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование единства дополняется  принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и  поступлений.

Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации  бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает правительство  публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, они нашли свое правовое отражение в Конституции нашей республики и специальных законах: «О бюджетной системе РБ» и некоторых других законодательных актах.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Как уже отмечалось выше, с обретением независимости госбюджет РБ получил  новое назначение, произошли изменения  в его структуре, содержании доходов и расходов.

В целом, основные черты бюджета  РБ в переходном периоде характеризуются следующим образом:

  1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
  2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
  3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
  4. Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что затрудняет  управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.

Серьезные изменения  происходят в бюджетном устройстве, и, прежде всего, в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

Процесс консолидации в бюджете ряда государственных  внебюджетных и бюджетных целевых  фондов, формирование трансфертных отношений  с юридическими и физическими  лицами потребовали проведения большой  работы по обновлению бюджетного законодательства.

В настоящее время  в республике осуществляется поэтапный  переход к современным международным  стандартам в части бюджетного учета  и бюджетной классификации. Международным стандартом для целей бюджетного учета и бюджетной классификации является Международная статистика государственных финансов Международного валютного фонда, в соответствие с которой приводятся бюджетные классификации всех развитых государств мира.

В качестве первого  этапа по приближению бюджетной  классификации к современным  международным стандартам Минфином РБ в 2006 г. были введены в действие классификация доходов и функциональная классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, отвечающие требованиям Руководства по статистике государственных финансов Международного валютного фонда в редакции 2001 г. (РСГФ 2001).

В системе государственных  финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

С 1 января 2009 г. бюджетные  организации работают в условиях Бюджетного кодекса Республики Беларусь  от 16 июля 2008 г. №412-З (далее по тексту «кодекс»)

Статьей 10 кодекса  определен, а постановлением Минфина  от 31.12.2008 N 208 конкретизирован состав бюджетной классификации:

Бюджетная классификация  Республики Беларусь включает в себя:

    • классификацию доходов бюджета;
    • функциональную классификацию расходов бюджета;
    • программную классификацию расходов бюджета;
    • экономическую классификацию расходов бюджета;
    • ведомственную классификацию расходов бюджета;
    • классификацию финансирования дефицита бюджета;
    • классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.

В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов соответствующего бюджета, главы, раздела, подраздела, вида расходов, параграфа, программы, подпрограммы бюджетные  организации составляют сметы, ведут  учет кассовых и фактических расходов, представляют отчетность.

Таким образом, бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанной на их экономической характеристике, и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства.

Бюджетная классификация  является единой и используется при  составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

В состав бюджетной  классификации Республики Беларусь включены:

1. Классификация доходов является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций и основывается на актах законодательства Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из видов доходов, доходы по видам объединяются в разделы и подразделы доходов в зависимости от источников их получения.

2. Функциональная классификация расходов состоит из двух уровней и является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций, отражающей направления выделения средств на выполнение основных функций государства.

Первым уровнем  указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, образующих ее второй уровень и конкретизирующих направление средств на осуществление  деятельности государства в определенной области.

3. Ведомственная классификация расходов республиканского и местных бюджетов является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующего бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов.

4. Экономическая (предметная) классификация расходов является  группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций по их экономическому содержанию.

5. Классификация источников  внутреннего финансирования дефицита  республиканского и местных бюджетов  является группировкой заемных  средств, привлекаемых Правительством  Республики Беларусь, местными исполнительными  и распорядительными органами  для финансирования дефицита  соответствующего бюджета.

6. Классификация источников  внешнего финансирования дефицита  республиканского бюджета является  группировкой заемных средств,  привлекаемых Правительством Республики  Беларусь для финансирования  дефицита республиканского бюджета.

7. Классификация видов  внутреннего государственного долга  Республики Беларусь является  группировкой государственных долговых  обязательств Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

8. Классификация видов  внешнего государственного долга  Республики Беларусь является  группировкой государственных внешних  долговых обязательств Правительства Республики Беларусь, принятых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Совершенствование бюджетной  классификации позволит повысить эффективность  мобилизации и использования  бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

Вся бюджетная система Республики Беларусь построена с учетом принципа единства, принципа самостоятельности, а также выключает принципы полноты, реальность и гласность.

Принцип единства означает обеспечение  всей бюджетной системы едиными правовыми правилами, использованием единых бюджетных классификаций (символов), единством фонда бюджетной документации, едиными формами составления статистической и предоставления бухгалтерской отчетности и других данных, необходимых для создания сводного консолидированного бюджета суверенного государства.

Самостоятельность бюджетов как принцип  означает, что все уровни единой бюджетной системы обеспечивают собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Также, следует отметить, принцип  полноты, который реализуется посредством того, что все бюджетные доходы, которые образовываются на территории Республики Беларусь, зачисляются в соответствующие бюджеты.

Принцип реальности реализуется по ряду направлений: - реальность бюджета  обеспечивается ее законодательством  в силу чего она не может быть изменена любым субъектом бюджетных  отношений в одностороннем порядке; - означает, что предусмотренные в бюджете показатели по доходам и расходам основанные на реальных возможностях, то есть экономически произвести определенный объем ВВП и НД как условия формирования доходов бюджета.

2.2 Понятие доходов, их виды

 

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы  государства на развитие экономики, темпы экономического роста и  уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня [23, с. 289].

В соответствии со ст. 12 Кодекса:

    1. Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.
    2. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы.
    3. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы.

Классификация доходов  определяет компоненты основных сводных  показателей (доходов, безвозмездных  поступлений) и классифицирует их по соответствующим категориям, увязанным  с требованиями международной методологии  по статистике государственных финансов.

Доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на три основные категории:

    • текущие;
    • капитальные;
    • безвозмездные поступления.

ТЕКУЩИЕ ДОХОДЫ включают все доходные невозвратные платежи  в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих  в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, платежи в виде штрафов или  иных санкций за нарушение законодательства, за исключением средств, полученных от других государственных органов  или международных организаций.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь