Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Тема Бюджетно-финансовая политика_курсоая.docx

— 133.13 Кб (Скачать)

Расходы определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут направляться на текущие цели и на осуществление  капитальных затрат, могут быть  возмездными, т.е. заплаченными в обмен  на что-либо, например, при покупке  товаров и услуг, и безвозмездными (т.е. односторонними).

Экономическая классификация  расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых  государство выполняет свои функции  как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Текущие расходы бюджетов отражают расходы бюджетов, обеспечивающие текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также  другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы бюджета  в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджетов.

Капитальные расходы  бюджетов характеризуют расходы  бюджетов, обеспечивающие инновационную  и инвестиционную деятельность, включающие статьи расходов, предназначенные для  инвестиций в действующие или  вновь создаваемые юридические  лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы  на проведение капитального ремонта, создание государственных запасов и резервов и другие расходы, связанные с  расширенным воспроизводством, при  осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в республиканской и коммунальной собственности, а также другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджетов.

Расходы по предоставлению кредитов, ссуд, займов (за вычетом погашения) включают бюджетные платежи, увеличивающие  финансовые требования государственных  органов к другим лицам или  увеличивающие участие государственных  органов в собственности предприятий  путем покупки акций, участия  в формировании уставных фондов, взноса паев и т.д. Сумма таких платежей уменьшается на сумму поступлений  в бюджет, которые уменьшают или  погашают финансовые требования государственных  органов к другим лицам или  уменьшают долевое участие государства  в капитале предприятий (продажа  акций, долей в уставном капитале и т.д.).

Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы  развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.

В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство.

Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с  тем, что государство выполняет  важные хозяйственно-организаторские  функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

В условиях создания рыночной экономики  проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования отдельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства.

Наряду с экономической классификацией расходов бюджета существует и организационная  их группировка, в основе которой  лежит распределение средств  по целевым программам и уровням  управления, (государственные расходы и местные расходы).

Таким образом, большинство государственных  фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др.

Таким образом, расходная часть  государственного бюджета имеет  следующую классификацию: - функциональная классификация расходов, - ведомственная классификация расходов, - предметная классификация расходов.

Экономическая классификация  предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или  производственным элементам: капитальные  вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т.д.

Смешанная (или комбинированная) классификация строится на определенном сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление  окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметам расходов. Возможна также группировка бюджетных  расходов по предметам, а затем —  по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы  в шахматном порядке с использованием министериального и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

Помимо вышеназванных  классификаций, в последнее время  в бюджетной практике возник ряд  новых ее видов. Среди них наибольшую известность получили целевая классификация  и классификация по функциональным признакам. В первом случае классификация  основывается на разбивке расходов в  соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными  целями или программами. Такое деление  расходов значительно шире, чем, например, по ведомственному признаку. Оно нередко  охватывает десятки департаментов.

Классификация по функциональным признакам основывается на концепции  государственных финансов, которая  рассматривает государственные  средства как инструмент политики правительства. В этом случае группировка расходов производится в соответствии с основными  функциями государства. Например, социальные расходы, здравоохранение, обеспечение  занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. В свою очередь эти  расходы подразделяются по отдельным  категориям затрат (зарплата, текущие  расходы, оборудование и т.д.).

Наконец, существует ряд  других видов классификации расходов, в основу которых положены различные  признаки. Например, классификация  по финансовым признакам, где расходы  подразделяются на безвозвратные, временные и условные; по политическим признакам, где они делятся на нейтральные и активные.

Наиболее популярна  и чаще всего используется в развитых зарубежных странах целевая бюджетная  классификация. Согласно этой классификации все расходы бюджета могут быть разделены на следующие основные группы: 1) экономические; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; 4) финансирование науки; 5) финансирование обороны; 6) расходы по внешнеэкономической деятельности; 7) расходы по обслуживанию государственного долга; 8) создание резервных фондов.

   Таким образом, в первую очередь,  расходы бюджета подразделяются  по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы  связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное  потребление (содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

  Капитальные расходы  представляют  собой денежные затраты, связанные  с вложением в основной капитал  и прирост запасов. Они включают  в себя капиталовложения за  счет бюджета в различные отрасли  народного хозяйства, инвестиционные  субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный  признак классификации расходов бюджета - предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

      • финансирование социально-культурных мероприятий;
      • финансирование науки;
      • финансирование обороны;
      • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
      • расходы по внешнеэкономической деятельности;
      • создание резервных фондов;
      • расходы по обслуживанию государственного долга;
      • прочие расходы и выплаты.

   Здесь хорошо видна роль государства  в разных областях общественной  жизни. Дополнительно к указанным  группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Политика  государственных расходов, как составная  часть бюджетной политики, формируется  под воздействием следующих критериев:

Приоритетное  развитие реального сектора экономики, включая, прежде всего, наращивание  экспортного потенциала, решение  продовольственных и жилищных проблем;

Сохранение  социальной направленности бюджетных  расходов;

Финансирование  целевых государственных программ;

Выполнение  заключенных международных договоров  и соглашений.

Необходимо  заметить, что практика поддержки  за счет бюджета предприятий, нередко  осуществляющих производство низкоэффективной, неконкурентоспособной продукции  и услуг, должна трансформироваться в оказание всемерной финансовой помощи предприятиям – экспортерам  продукции при условии обеспечения  ими своевременного возврата используемых средств.

Необходимо  добиваться сокращения объемов льготного  кредитования субъектов хозяйствования за счет средств бюджета. Министерства, другие республиканские органы государственного управления должны разработать экономический  механизм мобилизации собственных  средств заемщиков на указанные  цели.

Вообще, смягчение напряженности в бюджетно-финансовой сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами. На начальном этапе переходного периода значительное сокращение государственных субсидий на потребительские товары, а также сокращение капиталовложений и дотаций нерентабельным предприятиям позволяет сэкономить значительные бюджетные средства.

Отказ от субсидирования потребительских  товаров может быть эффективно дополнен созданием адресной системы выплаты  пособий. Эта проблема является одной  из наиболее сложных в некоторых  переходных экономиках, в том числе  и в Белорусской. Так, несмотря на то, что государственные расходы  за период с 2000г. по 2011 г. на цели социального обеспечения и страхования в Беларуси постоянно росли, эффективность их использования остается неудовлетворительной, прежде всего, из-за слабой связи социальных выплат с реальным уровнем нуждаемости их получателей.

Статистика  бедности свидетельствует, что значительная часть социальной помощи достается  людям, которые по уровню доходов  не могут быть отнесены к числу  нуждающихся. С другой стороны, примерно пятая часть тех, кто находится  за чертой бедности, вообще лишена доступа  к государственной социальной поддержке. Поскольку бюджетные ресурсы  во всех переходных экономиках достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры  бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области  занятости. [ 17 с.   258]

Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты  пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения  квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной  и профессиональной мобильности  рабочей силы.

Со  временем во всех переходных экономиках становится неизбежной не только широкая  реформа системы социального  обеспечения, но и структурная бюджетная  реформа, нацеленная на выведение из государственного бюджета расходов в тех сферах экономики, которые  могут более эффективно функционировать  в рамках частного сектора.

Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под  ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь