Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:00, курсовая работа
Цель работы: Рассмотрение понятия, сущности и особенности осуществления бюджетно-финансовой политики.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дана характеристика бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь.
2. Изучен механизм формирования бюджетно-финансовой политики, структура государственного бюджета
3. Рассмотрение существующих проблем бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.
Введение 4
1 Сущность бюджетно-финансовой политики. Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования 6
2 Основные направления бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь 15
2.1 Структура бюджетной системы Республики Беларусь 15
2.2 Понятие доходов, их виды 19
2.3 Классификация расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 26
2.4 Проблема дефицита и борьба с ним 35
3 Пути и направления совершенствования бюджетно-финансовой политики в Республике Беларусь 40
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46
Приоритетными
направлениями бюджетной
Требует продолжения работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной системы по сокращению встречных финансовых потоков, что позволит снизить дотационность территориальных бюджетов. В этой связи необходимо разработать действенные стимулы для регионов к увеличению своих доходов, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств.
По итогам января-сентября 2011 г. бюджет исполнен с профицитом в сумме 5,5 трлн. рублей или 2,9 % к ВВП.
В рамках структурных реформ согласно рекомендациям Международного валютного фонда принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы.
Проекты
республиканского бюджета и основных
направлений денежно-кредитной
Денежно-кредитная
политика в 2012 году будет направлена
на формирование условий для выхода
на сбалансированное развитие экономики
на основе достижения ценовой стабильности.
Обменный курс рубля будет формироваться
при минимальном
Приложение 1 Основные параметры прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009-2011 годы
Показатель |
Единица измерения |
2009 год (факт) |
2010 год прогноз |
2010 год оценка |
2011 год прогноз |
ВВП |
Млрд. Br |
136'800 |
174'500 |
167020 |
200000 |
Темпы роста ВВП (в % к предыдущему году) в сопоставимых ценах |
Процентов |
100,2 |
112,0 |
111 |
110 |
Инфляция (ИПЦ) | |||||
В среднем за год |
Процентов |
113,0 |
109,0 |
109,0 |
108,0 |
Декабрь к декабрю |
Процентов |
110,1 |
108,0 |
108,0 |
107,0 |
В среднем за месяц |
Процентов |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Среднемесячный размер зарплаты работников в бюджетном секторе (в среднем за год) |
тыс. рублей |
773,0 |
972,4 |
935 |
1260 |
Обменный курс белорусского рубля к доллару США | |||||
На конец периода |
Br за 1$ |
2859 |
2929,2 |
3133 |
3206 |
В среднем за год |
Br за 1$ |
2803,27 |
2865,8 |
3011 |
3170 |
Источник: Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2011 год, сентябрь 2010 Министерство финансов РБ
Приложение 2 Основные показатели проекта консолидированного бюджета на 2009 – 2011 годы
Показатель |
2009 год ожидаемое исполнение |
2010 год проект |
2010г. ожидаемое исполнение |
2011г. прогноз | ||||
Млрд.Br |
% ВВП |
Млрд.Br |
% ВВП |
Млрд.Br |
% ВВП |
Млрд.Br |
% ВВП | |
Доходы – всего |
45510,8 |
32,5 |
52992,6 |
30,4 |
46172,7 |
27,6 |
54530,3 |
27,3 |
Доходы с учетом средств ФСЗН* |
61330,8 |
43,8 |
73060,1 |
41,9 |
65411,3 |
39,1 |
77500,1 |
38,8 |
Расходы – всего |
48022,6 |
34,3 |
55692,6 |
31,9 |
51172,7 |
30,6 |
60530,3 |
30,3 |
Расходы с учетом средств ФСЗН* |
63842,6 |
45,6 |
75760,1 |
43,4 |
70404,3 |
42,1 |
83503,8 |
41,8 |
Профицит** (+)/дефицит (-) |
-2511,8 |
-1,8 |
-2700,0 |
-1,5 |
-5000,0 |
3,0 |
-6000,0 |
3,0 |
*Доходы и расходы ФСЗР
Приложение 3 Доходы консолидированного бюджета Беларуси 2006-2011гг.
Доходы |
Удельный вес в ВВП, % | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 (прогноз) | ||
Утверждено |
Ожидаемое исполнение | ||||||
Налоговые доходы |
33,99 |
35,63 |
36,33 |
30,09 |
28,3 |
25,2 |
24,8 |
Налоги на доходы и прибыль |
7,75 |
7,77 |
8,68 |
7,04 |
7,01 |
6,66 |
6,24 |
Подоходный налог с физических лиц |
3,13 |
3,21 |
3,25 |
3,15 |
3,13 |
2,84 |
2,74 |
Налог на прибыль |
3,96 |
3,99 |
4,65 |
3,37 |
3,42 |
3,37 |
3,33 |
Налог на доходы |
0,23 |
0,16 |
0,32 |
0,18 |
0,16 |
0,17 |
0,17 |
Налоги на собственность |
1,60 |
1,58 |
1,56 |
1,19 |
0,84 |
1,03 |
0,71 |
Налоги на товары, работы и услуги. Из них: |
18,62 |
16,47 |
15,9 |
12,93 |
13,51 |
13,45 |
13,25 |
НДС |
9,30 |
9,02 |
8,85 |
8,83 |
9,76 |
9,46 |
9,57 |
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) |
4,11 |
3,15 |
2,65 |
0,74 |
0,62 |
0,72 |
0,7 |
Акцизы |
3,57 |
3,17 |
3,03 |
2,66 |
2,61 |
2,75 |
2,69 |
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности |
0,21 |
0,26 |
0,29 |
0,24 |
0,19 |
0,19 |
0,08 |
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств |
0,14 |
0,12 |
0,11 |
0,01 |
0,01 |
0,0,1 |
0,01 |
Экологический налог |
0,70 |
0,58 |
0,37 |
0,38 |
0,27 |
0,26 |
0,16 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
2,61 |
6,54 |
8,24 |
5,83 |
5,8 |
2,69 |
3,63 |
Другие налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи |
3,41 |
3,27 |
1,96 |
3,11 |
1,13 |
1,37 |
0,94 |
Неналоговые доходы |
2,74 |
2,66 |
3,21 |
3,99 |
2,24 |
2,37 |
2,4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности |
1,75 |
1,64 |
2,05 |
2,18 |
1,32 |
1,19 |
1,4 |
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов |
0,27 |
0,44 |
0,54 |
0,6 |
0,44 |
0,44 |
0,38 |
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале |
1,48 |
1,19 |
1,51 |
1,57 |
0,88 |
0,75 |
1,02 |
Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности |
0,45 |
0,46 |
0,66 |
0,73 |
0,51 |
0,6 |
0,55 |
Доходы от сдачи в аренду земельных участков |
0,04 |
0,21 |
0,12 |
0,07 |
0,05 |
0,07 |
0,06 |
Доходы от сдачи в аренду иного имущества |
0,11 |
0,27 |
0,09 |
0,17 |
0,07 |
0,09 |
0,07 |
Компенсация расходов государства |
0,24 |
0,28 |
0,23 |
0,24 |
0,23 | ||
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности |
0,15 |
0,11 |
0,12 |
0,13 |
0,1 |
0,13 |
0,12 |
Доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства |
0,07 |
0,06 |
0,04 |
0,05 |
0,03 |
0,05 |
0,04 |
Доходы от продажи земельных участков |
0,01 |
0 |
0,03 |
0,03 |
0,08 |
0,08 |
0,02 |
Штрафы и удержания |
0,28 |
0,23 |
0,22 |
0,21 |
0,18 |
0,17 |
0,15 |
Прочие неналоговые доходы |
0,29 |
0,87 |
0,23 |
0,41 |
0,3 | ||
Всего доходов |
48,45 |
50,01 |
39,63* 51,03** |
34,17* 45,67** |
30,6 42,1 |
27,65 39,15 |
27,27 38,77 |
Взносы на государственное социальное страхование (исключены из бюджета 2010) |
11,72 |
11,72 |
11,3 |
11,5** |
11,5 |
11,5 |
11,5 |
Доходы, всего без учета |
34,99 |
30,76 |
28,89 |
26,17 |
25,98 | ||
Государственные целевые бюджетные фонды |
4,64 |
3,41 |
1,71 |
1,47 |
1,28 | ||
Для справки: ВВП, Br трлн. |
79,3 |
97,2 |
129,8 |
136,8 |
174,5 |
167 |
200 |
*Без учета ФСЗН, с учетом средств ФСЗН (в 2009-11г. по оценке НИЦ Мизеса объем ФСЗН составляет 11,5% ВВП)
** с учетом всех ресурсов ФСЗН
Источник: Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2011 год, сентябрь 2010
Информация о работе Бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь