Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……6
1. Финансовая система и ее структура……………...……………………..…....7-13
2. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы……..14-17
3.Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь……………………………..……….18-25
3.1. Сущность финансовой политики государства…………….…….....18-19
3.2. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь……......…...20-24
3.3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь…………….…24-25
Заключение………………………………………………….……………………..26
Список использованных источников…………………………………………....27

Файлы: 1 файл

Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларус.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение……………………………………………………………………….……6

   1. Финансовая система и ее структура……………...……………………..…....7-13

2. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы……..14-17

   3.Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь……………………………..……….18-25

    • Сущность финансовой политики государства…………….…….....18-19
    • Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь……......…...20-24

          3.3.  Денежно-кредитная политика Республики Беларусь…………….…24-25

Заключение………………………………………………….……………………..26

Список  использованных источников…………………………………………....27

 

    Введение

  Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

  Следовательно,  хотя структурный переход от централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

  При этом в процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.

  Поэтому без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в том, чтобы оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать полную самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов предприятий. Эти задачи должен решать функционирующий на том или ином этапе развития общества финансовый механизм.

  Переход к рыночной экономике вызвал серьезные  изменения всей финансовой системы. Каждое предприятие в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности имеет денежные средства, из которых формируются различные денежные фонды. Через эти фонды осуществляется финансирование процессов производства и сбыта продукции, обеспечение расширенного воспроизводства и роста объемов выпуска продукции; стимулирование работников, что приводит к росту производительности труда; различные расчеты с бюджетом в виде уплаты налогов; с банков в виде выплаты процентов за кредит. Каждый из формируемых на предприятии денежных фондов имеет определенное назначение и порядок формирования.

1. Финансовая система и ее структура. 

  Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением (наличным или безналичным) денежных средств. Однако не все денежные отношения можно назвать финансовыми. Например, покупка-продажа товаров сопровождается движением денег, но эти отношения не являются финансовыми. Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

  Финансы объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы  использования  финансовых  ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

  Финансы способствуют развитию объективных  и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества – его работников.

  Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Финансы — это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые “сообщают”, как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное использование финансовых средств.

  Финансовые  отношения осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Иногда ее определяют более узко, включая в систему только финансовые учреждения страны. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

  Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но они  все имеют общий признак –  это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

  Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

  Основным  принципом построения финансовых систем является фискальный федерализм. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. В качестве примера можно рассмотреть финансовую систему США. Доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные власти имеют право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты. Более того, в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам.

  Принципы  построения финансовой системы в  значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные централизованные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как, во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых, образуют основную массу финансовых ресурсов страны. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д.

  Основная  задача государственных финансов состоит  в обеспечении государства денежными  средствами, которые необходимы ему  для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финансов — внебюджетные фонды. Они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются соответствующими уровню государственного управления органами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования отдельных целевых мероприятий, программ. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные.

  Кроме того, в экономической литературе выделяют множество принципов финансов предприятий, основные из них:

  • принцип хозяйственного расчёта;
  • финансовой самостоятельности;
  • экономической ответственности;
  • диверсификации;
  • целевой направленности;
  • плановости.

  Согласно  принципу хозяйственного расчёта предприятие  должно самостоятельного покрывать свои затраты за счёт прибыли.

  Согласно  принципу финансовой самостоятельности предприятие в праве распоряжаться самостоятельно имеющимися в его распоряжении средствами.

  Согласно  принципу экономической ответственности  предприятие несёт ответственность  за результаты своей деятельности.

  Согласно  принципу диверсификации предприятия  должно так распорядится своими средствами, чтобы обеспечить максимальную прибыль при минимальном риске.

  Согласно  принципу целенаправленности средства должны быть использованы на конкретные цели для достижения в результате экономического эффекта – получения прибыли.

  Согласно  принципу плановости любые действия с финансовыми ресурсами должны быть спланированы.

  Кроме того, уровень эффективности хозяйственной  деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием  его капитала. С позиции финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования. Исходя из вышесказанного, можно предложит следующие принципы формирования капитала предприятия:

  1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия. Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальном этапе деятельности, но и на продолжении и расширении этой деятельности в будущем. Обеспечение перспективности достигается путем включения всех расчетов, связанных с формированием капитала, в бизнес – план создания нового предприятия.
  2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия. Общая потребность в капитале основывается на потребности в оборотных и внеоборотных активах. Для нового предприятия потребность в капитале при создании включает две составлявшие:

Информация о работе Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь