Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……6
1. Финансовая система и ее структура……………...……………………..…....7-13
2. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы……..14-17
3.Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь……………………………..……….18-25
3.1. Сущность финансовой политики государства…………….…….....18-19
3.2. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь……......…...20-24
3.3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь…………….…24-25
Заключение………………………………………………….……………………..26
Список использованных источников…………………………………………....27

Файлы: 1 файл

Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларус.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

  а) Предстартовые расходы представляют собой относительно небольшие суммы финансовых средств, необходимых для разработки бизнес – плана и финансирования, связанных с этим исследований. Эти расходы носят разовый характер и в составе общей потребности занимают незначительную часть.

  б) Стартовый  капитал предназначен для непосредственного  формирования активов предприятия.

  Последующее наращение капитала рассматривается, как форма расширения деятельности предприятия и связано с формированием дополнительных финансовых ресурсов.

  1. Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиции эффективного его функционирования. Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых в финансовой деятельности предприятия. Структура капитала оказывает влияние на многие аспекты деятельности предприятия: финансовую, инвестиционную и операционную деятельность, влияет на конечные результаты.

  Предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благополучной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

  Использование заемного капитала поднимает финансовый потенциал развития предприятия  и представляет возможность прироста финансовой рентабельности деятельности. Однако, в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

  1. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников. Такая минимизация осуществляется в процессе управления стоимостью капитала, под которой понимается цена, которую предприятие платит за его привлечение из различных источников.
  2. Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе его хозяйственной деятельности. Реализация принципа обеспечивается путем максимизации показателя рентабельности собственного капитала при приемлемом для предприятия уровня финансового риска.

  По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

  1) между  учредителями в момент создания  предприятия — связаны с формированием  собственного капитала и в  его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

  2) между  предприятиями и организациями  — связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

  3) между  предприятиями и его подразделениями  (филиалами, цехами, отделами, бригадами)  — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

  4) между  предприятием и его работниками  — при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

  5) между  предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

  6) между  коммерческими организациями и  предприятиями — связаны с  эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

  7) между  предприятиями и финансовой системой государства — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

  8) между  предприятиями и банковской системой — в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;

  9) между  предприятиями и страховыми компаниями  и организациями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

  10) между  предприятиями и инвестиционными  институтами — в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

  Каждая  из перечисленных групп отношений  имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственный  бюджет – основное  звено финансовой  системы.

      

   Финансовые  отношения,  складывающиеся у  государства с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

         Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,  решения оборонных задач,  покрытия общих издержек государственного управления.

             Совокупность бюджетных отношений  по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет  понятие государственного   бюджета  - определяющего финансового плана в  жизни государства.  По   экономической   сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие:

  -государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей  всего общества  и  отдельных  его  государственно-территориальных формирований ;

  -с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода, реже - национального  богатства между отраслями   народного  хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;

  -пропорции   бюджетного  перераспределения   стоимости определяются потребностями  расширенного воспроизводства в  целом и задачами, стоящими перед  обществом на каждом историческом  этапе его развития;

  -область  бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

  Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется  через его функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода); контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);  и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).

  Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства  и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности. 

Бюджетное устройство и бюджетная  политика Республики Беларусь

  В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный  бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

       Бюджетная политика государства  в сжатом выражении - это выработка  и реализация подходов по формированию  основных доходных источников, определению  приоритетов в финансировании  государственных расходов и регулированию дефицита бюджета.  Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения. Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.

  С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально  ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими ей закономерностями развития - предъявляет к бюджетной  политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики  в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.

  За последние  годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной  политики, параллельно осуществляя  большую методологическую работу в  области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином Республики Беларусь, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.

Информация о работе Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь