Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 17:04, курсовая работа
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Введение……………………………………………………………………….……6
1. Финансовая система и ее структура……………...……………………..…....7-13
2. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы……..14-17
3.Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь……………………………..……….18-25
3.1. Сущность финансовой политики государства…………….…….....18-19
3.2. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь……......…...20-24
3.3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь…………….…24-25
Заключение………………………………………………….……………………..26
Список использованных источников…………………………………………....27
Процесс
консолидации в бюджете ряда
государственных внебюджетных
В качестве
критериев эффективности
* уровень
собираемости бюджетных
* уровень
выполнения бюджетных
* величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
* объем
финансовых ресурсов, отвлекаемых
на обслуживание
* величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
* динамику валового внутреннего продукта;
* уровень безработицы;
* степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Анализ бюджетной политики, являющейся
одним из основных направлений
экономической политики, требует
рассмотрения деятельности
3. Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь
3.1 Сущность финансовой политики государства.
Финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы или совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории.
Научный подход предполагает:
1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики.
Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.
2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.
3. Важным
требованием является
Содержание финансовой политики определяется её основными звеньями:
1. Выработка
научно обоснованных концепций
развития финансов. На основании
изучения требований
2. Определение
основных направлений
3. Осуществление
практических действий, направленных
на достижение поставленных
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.
Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.
Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:
- валовой
национальный продукт (ВВП)
- главные источники финансовых ресурсов;
- объем инвестирования;
- темпы обновления основных фондов;
- рост производительности труда;
- жизненный уровень населения;
- дефицит
государственного бюджета (
Финансовые стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. Группы финансовых стимулов:
1. Финансовые
стимулы, которые позволяют
2. Использование
специальных поощрительных
3. Финансовые
стимулы, связанные с
Проводя активную финансовую политику государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства. Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.
4. Специальные финансовые льготы и санкции.
Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемы обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы к направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений.
3.2. Бюджетно-налоговая
политика Республики
Беларусь.
Бюджетно-налоговая
политика направлена на обеспечение
устойчивого экономического роста, снижение
налоговой нагрузки и уровня дефицита
бюджета, расширение экспорта и повышение
конкурентоспособности белорусских товаров
на внешних рынках, формирование единого
бюджетно-налогового законодательства
Союзного государства Беларуси и России.
В области налоговой
политики предпринята серьезная реформа
не только всей системы применяемых налогов
и сборов, но и законодательных основ налогообложения
в рамках подготовки к введению в действие
Налогового кодекса Республики Беларусь,
унифицированного с Налоговым кодексом
Российской Федерации и направленного
на создание единого правового пространства
и равных условий налогообложения для
юридических и физических лиц Беларуси
и России.
В соответствии с Программой
действий Республики Беларусь и Российской
Федерации по реализации положений Договора
о создании Союзного государства в 2001
г. произошел переход к единой налоговой
политике, единым правилам взимания налогов
на территории Союзного государства. В
2001–2002 гг. был принят Налоговый кодекс
Союзного государства.
Достижение данных целей осуществляется
посредством:
· введения в Республике Беларусь общепринятых
в мировой практике правовых норм и правил
налогообложения, понятийного и терминологического
аппарата, принципов, методов и способов
регулирования отношений, связанных с
уплатой налогов и сборов;
· совершенствования структуры
налогов с ориентацией на значительное
повышение роли прямого подоходного налогообложения,
а также сокращения количества налогов
за счет отмены малоэффективных сборов
и отчислений во внебюджетные и целевые
бюджетные фонды, объединения налогов,
имеющих сходную налоговую базу;
· существенной модернизации методов
расчета, а также механизмов и принципов
взимания таких основных налогов, как
на добавленную стоимость, прибыль и доходы
организаций, акцизы, подоходный налог
с физических лиц. Эти налоги будут составлять
основу налоговой системы республики,
от прогрессивности применяемых способов
их взимания фактически зависит эффективность
всей системы. Особенно большое значение
предполагается уделить реформе косвенных
налогов и, в частности, переходу к принципу
страны назначения в налогообложении
внешней торговли с Россией и другими
странами СНГ. Предстоит осуществить реформу
налогообложения доходов граждан, предусматривающую
переход к единой пропорциональной ставке
подоходного налога с одновременным увеличением
размера необлагаемого налогом минимума
доходов и введением системы стандартных
(социальных, имущественных и профессиональных)
вычетов, например, на оплату обучения,
медицинского обслуживания и лечения.
В отношении налога на прибыль и доходы
предприятий в первую очередь будет изменен
порядок определения базы налогообложения
с тем, чтобы максимально исключить из
нее все обоснованные расходы, необходимые
для осуществления экономической деятельности
организаций;
· выравнивания условий налогообложения
для всех налогоплательщиков, в первую
очередь, за счет поэтапного сокращения
льгот по налоговым платежам и ужесточения
подходов к предоставлению индивидуальных
налоговых льгот и преференций;
· установления оптимального соотношения
республиканских и местных налогов и сборов,
а также обеспечения эффективного взаимодействия
республиканского и местных бюджетов.
Предполагается максимально
упростить налоговую систему, сведя общее
количество республиканских налогов к
7–8 основным, построенным таким образом,
чтобы не допустить их искажающего воздействия
на экономику и обеспечить достаточные
поступления в бюджет. В 2005 г. было снижен
уровень централизации финансовых ресурсов
государством до 45% к ВВП, в том числе в
консолидированном бюджете – до 35 – 37%,
во внебюджетных фондах – до 8–10%.
При этом общий уровень налоговой нагрузки
на экономику с учетом отчислений в Фонд
социальной защиты населения снизился
с 46% в 2000 г. до 39-40% в 2005 г. Особое внимание
было уделено совершенствованию системы
и порядка взимания местных налогов и
сборов, а также укреплению бюджетов этого
уровня. Дальнейшее развитие получит правовая
основа налогообложения, что будет способствовать
укреплению экономической интеграции
в рамках Союзного государства и СНГ, а
также привлечению внешних капиталов
и обеспечению конкурентоспособности
отечественной экономики на мировых рынках.
Бюджетная политика
в 2001–2005 гг. направлена на инвестирование
бюджетных средств в формирование конкурентоспособной
структуры национальной экономики, реализацию
социально-экономических приоритетов
и государственных программ, проведение
активной социальной политики при одновременном
ужесточении контроля за целевым исполнением
запланированных расходов.
Приоритетными направлениями бюджетной
политики
· реструктуризация
и оптимизация бюджетных
· проведение целенаправленной политики
управления государственным долгом и
активами, ограничение уровня дефицита
бюджета с учетом необходимости погашения
внешней задолженности;
· совершенствование бюджетного процесса,
эффективное взаимодействие республиканского
и местных бюджетов при их формировании
и исполнении;
· дальнейшая унификация бюджетного законодательства
республики с законодательством Российской
Федерации в рамках создаваемого Союзного
государства.
Важнейшее направление совершенствования
бюджетной политики государства – это
оптимизация структуры государственных
расходов с выделением первоочередного
финансирования приоритетных направлений
социально-экономического развития. Сформировалась
специальная бюджетная финансовая форма
поддержки инвестиционных программ и
проектов, прежде всего рассчитанных на
перспективу, путем предоставления инвесторам
государственных гарантий либо непосредственного
выделения им средств на условиях возвратности,
платности и срочности. При этом избыточные
обязательства государства сокращаются
с одновременной концентрацией финансовых
ресурсов на выполнении основных его функций,
включая прежде всего увеличение расходов
на социальную помощь, здравоохранение
и рост заработной платы в бюджетной сфере.
В 2001–2005 гг. произошло постепенное
сокращение субсидирования из бюджета
таких отраслей, как транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и сельское хозяйство,
энергетика и газоснабжение. Вместе с
тем указанное сокращение происходит
только при условии опережающего роста
реальных доходов населения, включая адресную
поддержку малообеспеченных групп, по
сравнению с ростом цен и тарифов на товары,
работы и услуги этих отраслей. Рост реальных
доходов населения позволяет обеспечить
сокращение перекрестного субсидирования
указанных отраслей и расходов бюджета,
что в свою очередь создаст условия для
снижения налоговой нагрузки на производителей.
Важным источником экономии
бюджетных средств станет сокращение
расходов на государственное управление.
В соответствии с разрабатываемой концепцией
модели управления экономикой и социальной
сферой на отраслевом и территориальном
уровнях предстоит обеспечить рациональное
распределение средств при реформировании
системы органов государственного управления
и оптимизацию их структуры.
Основные направления бюджетной
политики в области планирования дефицита
государственного бюджета предусматривают:
сокращение его размера до уровня, не превышающего
1,5% к ВВП; использование неинфляционных
источников финансирования бюджета на
основе оптимального кредитования Национальным
банком и выпуска государственных ценных
бумаг; повышение эффективности и совершенствование
механизма управления рынком ценных бумаг;
увеличение доли долгосрочных ценных
бумаг в финансировании государственного
долга. Уровни внутреннего и внешнего
долга определяются параметрами экономической
безопасности страны. Объемы привлечения
внешних источников финансирования государственного
долга ограничиваются размерами платежей
по ранее привлеченным кредитам.
Будет продолжена работа по
реформированию межбюджетных отношений
с учетом интересов всех уровней бюджетной
системы, сокращению встречных финансовых
потоков, что позволит снизить дотационность
территориальных бюджетов. В этой связи
будут разработаны действенные стимулы
для регионов к увеличению своих доходов,
более рациональному и ответственному
использованию бюджетных средств. Поддержка
из республиканского бюджета местных
бюджетов будет осуществляться преимущественно
за счет субвенций на содержание объектов
социально-культурной сферы и строительство
объектов коммунальной собственности.