Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 106.70 Кб (Скачать)

        РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 39 с., 6 рис., 2 табл., 20 источников. 

     ВСТРОЕННЫЙ  СТАБИЛИЗАТОР,  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  РАСХОДЫ, ДИСКРЕЦИОННАЯ  ФИСКАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА,  МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОАННОГО БЮДЖЕТА, НАЛОГИ, ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ. 

     Объект  исследования –фискальная политика.

     Предмет исследования –  механизм воздействия инструментов фискальной политики на экономику государства.

     Цель  работы – изучение механизма бюджетно-налоговой политики и её эффективности, а также особенностей фискальной политики и перспектив её развития в Республике Беларусь.

     Методы  исследования –  сравнительный анализ, экспертной оценки, экономико-математические, группировка.

     Исследования  и разработки – изучены основные теоретические аспекты применения бюджетно-налоговой политики с точки зрения различных теорий, дана характеристика и оценка бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  ________________

                                                                                                                                                     ПОДПИСЬ 

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………………………….4

     1   Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5

    1. Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5

     1.2 Дискреционная политика и политика  встроенных стабилизаторов.......6

    1. Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
    2. Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12

     2     Эффективность фискальной политики………………………………...16

     2.1 Различия неоклассической и кейнсианской  модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16

     2.2 Варианты политики: государственные  расходы или налоги…………20

     2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23

     3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27

     Заключение…………………………………………………………………...36

     Список  использованных источников……………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Тема  фискальной политики на сегодняшний  день весьма  актуальна,  так как  экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и  от  того, как правительство будет  осуществлять  бюджетно-налоговую  политику  зависит  судьба каждого человека, живущего в нашей стране  и  судьба  всей  страны  в целом.  Бюджет является важнейшим рычагом воздействия  на экономику и стимулирования её роста. Посредствам изменения уровня государственных расходов и налогооблажения  правительство может регулировать объём совокупного спроса, а также  влиять на негативные колебания экономической  конъюнктуры, что является весьма важным аспектом с учётом сложившейся в  мире экономической ситуации.

     Республика  Беларусь относится к странам  с малой, но открытой экономикой, для  которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых  методов государственного регулирования  в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения. Налоговая система  Республики Беларусь находится в  процессе развития и становления, которое  происходит на основе уже состоявшихся налоговых систем развитых стран  с рыночной экономикой, однако с  учётом национальных особенностей. Поэтому  весьма актуальной проблемой остаётся изучение функционирования и эффективности  различных бюджетно-налоговой систем, а также различных механизмов фискальной политики для выбора наиболее благоприятного из них для Беларуси.

Цель  данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента  регулирования государственной  экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть  цели и направления фискальной  политики;

- рассмотреть  инструменты, с помощью которых  осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть  виды фискальной политики;

- проанализировать  эффективность фискальной политики;

- выяснить  состояние фискальной политики  в Беларуси в современных условиях

     Для достижения поставленных задач в  данной работе использованы такие методы исследования, как сравнительный  анализ, метод экспертной оценки, экономико-математические методы, группировка. 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты
 
     
    1. Понятие и цели бюджетно-налоговой  политики
 
 

     Важными средствами перераспределения доходов  и орудиями государственного регулирования  экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. 

     Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.[12, c. 355]

       Государственный бюджет — это  централизованный фонд денежных  ресурсов, находящихся в распоряжении  правительства и использую щихся  для содержания государственного  аппарата, вооруженных сил и сил  правопорядка, а также для осуществления  социально-экономических функций.  К фискальной политике относятся  только такие манипуляции с  государственным бюджетом, которые  не сопровождаются изменением  количества находящихся в обращении  денег. Бюджет включает доходы  и расходы государства. Расходы  государственного бюджета показывают  направления и цели государственных  ассигнований. [5, c.188]

     Фискальная  политика формируется парламентом  страны, утверждающим государственный  бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством  финансов.

     Ее  основными задачами  являются:

  1. сглаживание негативных колебаний экономического цикла и антикризисные дейтсвия,
  2. обеспечение  устойчивых темпов экономического  роста,
  3. достижение  высокого  уровня   занятости,
  4. снижение темпов инфляции. [19]

       Как показывает мировой опыт, с помощью налогов и государственных  расходов можно эффективно воздействовать  на экономический рост в стране. Пример тому - Швеция, где доля  государственных расходов превышает  60% национального дохода, а жизненный  уровень населения один из  самых высоких в мире. Фискальная  политика является весьма важным  инструментом в сглаживании инфляции  и при поддержании на должном  уровне занятости населения. Поэтому  необходимо выработать четкий  механизм функционирования этой  политики.  

     
    1. Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.
 
 

     В зависимости от целевого назначения фискальную политику подразделяют на  две части: дискреционную политику и политику встроенных стабилизаторов (автоматическую), в соответствии с  чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

     Дискреционная фискальная политика государства осуществляется с помощью сознательного активного манипулирования расходами и налогами с помощью мер стимулирования. Поэтому данная политика также называется активной. В дискреционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок.   [15, c. 173]

     Государственная программа занятости, как и другие названные программы, осуществляются обычно за счет средств государства  и местных органов власти. Главная  задача этих программ состоит в том, чтобы поднять совокупный спрос  и снять социальную напряженность  в обществе в условиях роста безработицы. Главный недостаток этих программ состоит  в том, что они вводятся в период спада экономики и их очень  тяжело потом отменять в период стабилизации экономики и ее подъема.

     Уровень государственных расходов, налоговых  поступлений на практике может  измениться  даже  в   случае,   если   правительство   не   принимает  соответствующих   решений. Это   объясняется   существованием   встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную)   фискальную политику. Встроенная  стабильность  основана  на механизмах, которые работают  в режиме  саморегулирования и автоматически реагируют на  изменения состояния экономики.  Их называют  встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Встроенный стабилизатор – это любой механизм, который повышает бюджетный дефицит правительства (или снижает его бюджетный профицит) во время экономического спада и повышает бюджетный профицит правительства (или снижает величину его бюджетного дефицита) во время инфляции, не требуя для этого специальных действий политиков.  [12, c. 245]

     Иллюстрацией  того, как налоговая система государства  автоматически  достигает встроенной стабильности является рисунок 1.1. 
 
 
 
 
 
 
 

       

                         G                            T

                         T                                              Профицит

                           G

                                Дефицит 

    

                                 GDP1     GDP2        GDP3 Реальный ВВП

Рисунок 1.1 – встроенная стабильность

    Примечание  – Источник [12, c. 246] 

     Государственные расходы (G) на приведённой диаграмме  считаются величиной постоянной и независимой от размера ВВП; правительство утверждает какой-то конкретный уровень этих расходов, но уровень налоговых поступлений  оно не определяет, задавая лишь налоговые ставки. Величина налоговых  поступлений изменяется в том  же направлении, что и уровень ВВП, реально достигаемый экономикой. Прямую зависимость между величиной налоговых поступлений и уровнем ВВП показывает восходящая линия Т.

     Экономическое обоснование прямой зависимости  между налоговыми поступлениями  и ВВП становится очевидным при  учёте двух обстоятельств:

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь