Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 39 с., 6 рис., 2 табл., 20 источников.
ВСТРОЕННЫЙ
СТАБИЛИЗАТОР, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
РАСХОДЫ, ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА, МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОАННОГО
БЮДЖЕТА, НАЛОГИ, ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ.
Объект исследования –фискальная политика.
Предмет исследования – механизм воздействия инструментов фискальной политики на экономику государства.
Цель работы – изучение механизма бюджетно-налоговой политики и её эффективности, а также особенностей фискальной политики и перспектив её развития в Республике Беларусь.
Методы исследования – сравнительный анализ, экспертной оценки, экономико-математические, группировка.
Исследования и разработки – изучены основные теоретические аспекты применения бюджетно-налоговой политики с точки зрения различных теорий, дана характеристика и оценка бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней аналитический материал
правильно и объективно отражает
состояние исследуемого процесса, а
все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
1.2
Дискреционная политика и
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1
Различия неоклассической и
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3
Недостатки фискальной
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение………………………………………
Список
использованных источников……………………………………….38
Введение
Тема
фискальной политики на сегодняшний
день весьма актуальна, так как
экономика республики переживает далеко
не самые лучшие дни, и от того,
как правительство будет осуществлять
бюджетно-налоговую политику зависит
судьба каждого человека, живущего
в нашей стране и судьба
всей страны в целом. Бюджет
является важнейшим рычагом воздействия
на экономику и стимулирования её
роста. Посредствам изменения уровня
государственных расходов и налогооблажения
правительство может
Республика
Беларусь относится к странам
с малой, но открытой экономикой, для
которых в условиях трансформационного
периода характерно усиление бюджетно-налоговых
методов государственного регулирования
в сочетании с поддержанием фиксированного
обменного курса, политикой стимулирования
развития экспортоориентированного производства
и импортозамещения. Налоговая система
Республики Беларусь находится в
процессе развития и становления, которое
происходит на основе уже состоявшихся
налоговых систем развитых стран
с рыночной экономикой, однако с
учётом национальных особенностей. Поэтому
весьма актуальной проблемой остаётся
изучение функционирования и эффективности
различных бюджетно-налоговой
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть
инструменты, с помощью
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать
эффективность фискальной
- выяснить
состояние фискальной политики
в Беларуси в современных
Для
достижения поставленных задач в
данной работе использованы такие методы
исследования, как сравнительный
анализ, метод экспертной оценки, экономико-математические
методы, группировка.
Важными
средствами перераспределения доходов
и орудиями государственного регулирования
экономики и экономической
Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.[12, c. 355]
Государственный бюджет — это
централизованный фонд
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.
Ее основными задачами являются:
Как показывает мировой опыт,
с помощью налогов и
В зависимости от целевого назначения фискальную политику подразделяют на две части: дискреционную политику и политику встроенных стабилизаторов (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.
Дискреционная фискальная политика государства осуществляется с помощью сознательного активного манипулирования расходами и налогами с помощью мер стимулирования. Поэтому данная политика также называется активной. В дискреционную политику входят: государственная программа занятости, различные социальные программы, изменение налоговых ставок. [15, c. 173]
Государственная программа занятости, как и другие названные программы, осуществляются обычно за счет средств государства и местных органов власти. Главная задача этих программ состоит в том, чтобы поднять совокупный спрос и снять социальную напряженность в обществе в условиях роста безработицы. Главный недостаток этих программ состоит в том, что они вводятся в период спада экономики и их очень тяжело потом отменять в период стабилизации экономики и ее подъема.
Уровень государственных расходов, налоговых поступлений на практике может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Встроенный стабилизатор – это любой механизм, который повышает бюджетный дефицит правительства (или снижает его бюджетный профицит) во время экономического спада и повышает бюджетный профицит правительства (или снижает величину его бюджетного дефицита) во время инфляции, не требуя для этого специальных действий политиков. [12, c. 245]
Иллюстрацией
того, как налоговая система
G T
T
G
Дефицит
Рисунок 1.1 – встроенная стабильность
Примечание
– Источник [12, c. 246]
Государственные расходы (G) на приведённой диаграмме считаются величиной постоянной и независимой от размера ВВП; правительство утверждает какой-то конкретный уровень этих расходов, но уровень налоговых поступлений оно не определяет, задавая лишь налоговые ставки. Величина налоговых поступлений изменяется в том же направлении, что и уровень ВВП, реально достигаемый экономикой. Прямую зависимость между величиной налоговых поступлений и уровнем ВВП показывает восходящая линия Т.
Экономическое обоснование прямой зависимости между налоговыми поступлениями и ВВП становится очевидным при учёте двух обстоятельств:
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь