Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38
В
заключение хотелось бы отметить, что
в значительной степени реализация и эффективность
стабилизационной политики в целом зависят от того,
насколько взаимоувязаны элементы экономического
воздействия (бюджетное, налоговое, кредитно-денежное,
в том числе — внешнеэкономическое регулирование).
Это значит, что в рамках фискальной политики
потенциал налоговой политики должен
дополняться другими институциональными,
организационными и экономическими мероприятиями.
Также необходимо учитывать и тот факт,
что экономическая и политическая ситуация
в стране постоянно изменяются, и поэтому
необходимо при разработке фискальной
политики возможности правительства в
маневрировании государственными расходами,
в связи с принятыми на себя социальными
обязательствами, являются ограниченными.
Эффект от применения стабилизационной
фискальной политики зависит от правильного
сочетания сокращения объема государственных
заказов, трансфертных платежей и повышения
налогов, поскольку это обусловливает
возможность поддержания совокупного
спроса на желательном уровне и экономической
системы в состоянии стабильности, что
является не такой уж и простой задачей,
возложенной на плечи государства. [9, c.
389-394]
2.3
Недостатки фискальной
политики
К
аргументам в пользу выбора фискальной
политики в качестве инструмента
макроэкономического
Из этого можно сделать вывод о том, что изменения налоговых ставок, которые домохозяйства считают постоянными, с большей вероятностью влияют на величину потребления и совокупного спроса, чем налоговые изменения, воспринимаемые как временные.
4. Эффект вытеснения, о котором первыми заговорили последователи классической школы. Эффект вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики [15, с.268]. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившихся товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, то есть кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются.
Почти все экономисты соглашаются, что когда экономика достигла полной занятости, дефицит при полной занятости является нежелательным, Такой дефицит; несомненно, вытесняет с рынка некую долю частных инвестиций. Однако существуют разногласия по поводу того, действует ли эффект вытеснения при всех обстоятельствах. Многие экономисты полагают, что незначительное вытеснение осуществляется и тогда, когда фискальная политика применяется в периоды значительной рецессии. Однако и повышенные государственные расходы, и увеличившиеся потребительские расходы в результате снижения налогов скорее всего улучшают ожидания бизнеса в отношения будущих прибылей. Более высокие ожидаемые прибыли на частные инвестиции могут стимулировать более высокие вложения. Поэтому частные инвестиции не обязательно снижаются даже в условиях повышения процентной ставки. Некоторые специалисты утверждают, что лица, определяющие могут препятствовать проявлению эффекта вытеснения, повышая предложение денег настолько, чтобы полностью ликвидировать возникший в результате дефицита рост спроса на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не изменится и эффект вытеснения окажется нулевым [12, c.251-260]
Таким образом, фискальная политика имеет как свои преимущества, так и недостатки. У разных экономистов сложились разные мнения о том, является ли она в целом эффективной и целесообразной или нет. Из-за сложностей и неясных исходов в результате применения фискальной политики некоторые экономисты утверждают, что лучше к ней вообще не прибегать, так как денежно-кредитная политика обладает большими возможностями в качестве инструмента стабилизации, или считают, что большая часть экономических колебаний по своей природе являются незначительными и саморегулирующимися. Однако большинство экономистов убеждены, что бюджетно-налоговая политика остаётся важным и полезным политическим рычагом в наборе макроэкономических инструментов правительства. В настоящее время популярна точка зрения о том, что фискальная политика может помочь «подтолкнуть» экономику в конкретном направлении, но не способна настроить её так, чтобы на выходе получить желаемый макроэкономический результат. [12, c.245]
Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика также способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокyпного спроса, а с другой - позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику
Несмотря
на разногласия между различными экономистами
в отношениях к фискальной политике, очевидным
является тот факт, что предлагаемая фискальная
политика должна оцениваться по её потенциальным
положительным или отрицательным воздействиям
на долгосрочный рост производительности,
так как инструменты краткосрочной политики,
используемые для проведения активной
фискальной политики, часто оказывают
и долгосрочное воздействие. Контрциклическая
бюджетно-налоговая политика должна проводиться
таким образом, чтобы содействовать или,
по крайней мере, не мешать росту долгосрочного
совокупного предложения. Например, налоговые
сокращения можно сконструировать так,
чтобы они способствовали усилиям бизнеса,
увеличивали инвестиции и стимулировали
инновации. А более высокие государственные
расходы можно сконцентрировать на заранее
выбранных проектах «общественного капитала»
так, чтобы они стали дополнительными
к частным инвестициям и тем самым способствовали
долгосрочному росту.
3
Особенности бюджетно-налоговой
системы Республики
Беларусь
В
Республике Беларусь бюджетно-налоговая
система, ориентированная на условия
функционирования рыночной экономики,
проходит этап становления. Идет процесс
отработки фискальной политики, форм
и методов регулирования
Основные цели бюджетно-налоговой политики – это обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учётом решения экологических проблем. [3]
Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определения структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т. д.
Естественно,
что при создании национальной системы
налогообложения используются теоретическая
база и модели налогообложения государств
с развитой рыночной экономикой в
области построения налоговых систем,
использования налоговых форм и
методов регулирования. Но при этом
неправомерно их полное копирование, поэтому
элементы, формирующие налоговую
систему, в определенной степени
адаптируются к национальным условиям,
социально-экономическим
Налоговая политика Республики Беларусь носит открыто фискальный характер, причина которого заключена в хроническом дефиците бюджета, в то время как регулирующая функция налогов - крайне слабая, хотя, несмотря на первичность фискальной функции, основное предназначение налоговой политики состоит в их сочетании. [15]
Состав, структура и формы налогов и отчислений часто подвергаются существенным изменениям. Особенность налоговой системы Беларуси состоит в том, что она включает в себя различные по статусу платежи.
На текущий момент классификация по статусу налогов выглядит следующим образом:
Налоговая
политика в республике тяготеет к
дискреционной опять-таки в силу
хронического дефицита бюджета, а также
необходимости аврального вмешательства
правительства в экономику
Налоговая
политика непроизвольно носит
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь