Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 106.70 Кб (Скачать)

     В заключение хотелось бы отметить, что в значительной степени реализация и эффективность стабилизационной политики в целом зависят от того, насколько взаимоувязаны элементы экономического воздействия (бюджетное, налоговое, кредитно-денежное, в том числе — внешнеэкономическое регулирование). Это значит, что в рамках фискальной политики потенциал налоговой политики должен дополняться другими институциональными, организационными и экономическими мероприятиями. Также необходимо учитывать и тот факт, что экономическая и политическая ситуация в стране постоянно изменяются, и поэтому необходимо при разработке фискальной политики возможности правительства в маневрировании государственными расходами, в связи с принятыми на себя социальными обязательствами, являются ограниченными. Эффект от применения стабилизационной фискальной политики зависит от правильного сочетания сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов, поскольку это обусловливает возможность поддержания совокупного спроса на желательном уровне и экономической системы в состоянии стабильности, что является не такой уж и простой задачей, возложенной на плечи государства. [9, c. 389-394] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Недостатки фискальной  политики 

     К аргументам в пользу выбора фискальной политики в качестве инструмента  макроэкономического регулирования  можно отнести простоту её реализации, отсутствие временного лага у недискреционной  бюджетно-налоговой политики, а также  действие эффекта мультипликатора. Однако экономисты признают, что при  выборе и проведении фискальной политики на практике правительство может  сталкиваться с рядом серьёзных  проблем:

  1. Проблемы, связанные со временем, такие как:
  • Временной разрыв восприятия, под которым понимается промежуток времени между фактическим началом спада или инфляции и тем моментом, когда возникает понимание того, что происходит в экономике. Этот разрыв возникает из-за трудностей точного предсказания будущего характера экономической активности.
  • Административный разрыв, сущность которого состоит в том, что от момента, когда происходит понимание необходимости в фискальных мерах, до того момента, когда эти меры на самом деле принимаются, обычно проходит достаточно много времени.
  • Операционный разрыв, т.е. разрыв между тем моментом, когда принимается решение о принятии фискальных мер, и временем, когда когда эти меры начинают оказывать реальное воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, фактическое расходование государственных средств на общественные работы требует длительного планирования и ещё более продолжительного времени реализации. Поэтому подобные расходы приносят сомнительную пользу, если их использовать в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика всё в большей степени ориентируется на изменение налогов, а не расходов.
  1. Политические аспекты, которые связаны прежде всего с политическими циклами деловой активности. Многие из политиков могут выступать за крупные снижения налогов и повышение государственных расходов на популярные общественные статьи, такие как здравоохранение, образование и повышение безопасности страны, под лозунгом проведения стимулирующей фискальной политики даже в том случае, когда такая политика в экономическом смысле является необоснованной. Таким образом они могут стимулировать экономику в политических целях перед выборами, тем самым вызывая ненужные изменения совокупного спроса и усиливая, а не сдерживая экономические колебания.
  1. Будущие политические зигзаги, обусловленные невозможностью достижения целей фискальной политики в случае, если домохозяйства ожидают, что в будущем политика сменится на противоположную. В качестве примера можно рассмотреть налоговые сокращения. Если налогоплательщики считают, что снижение налогов является временным, они могут сберегать значительную часть сумм, полученных в результате этого в расчёте на то, что через некоторое время налоговые ставки снова поднимутся. Когда это произойдёт, как уверены люди, своевременно сделанные дополнительные сбережения позволят им поддержать сложившийся уровень потребления. Таким образом, налоговое сокращение, воспринимаемое как временное, может не повысить текущие расходы на потребление и совокупный спрос настолько, насколько это предполагает правительство. В отношении увеличения может быть справедливым противоположный подход. Если налогоплательщики полагают, что повышение налогов временное, они могут снизить свои сбережения, чтобы заплатить более высокие налоги, сохраняя своё потребление на прежнем уровне. Они могут обосновать такой подход тем, что снова повысят свои сбережения в будущем, когда налоговые ставки станут более низкими. Таким образом, повышение налогов также может и не привести к ожидаемому снижению текущего потребления о совокупного спроса.

     Из  этого можно сделать вывод  о том, что изменения налоговых  ставок, которые домохозяйства считают  постоянными, с большей вероятностью влияют на величину потребления и  совокупного спроса, чем налоговые  изменения, воспринимаемые как временные.

    4. Эффект вытеснения, о котором первыми заговорили последователи классической школы. Эффект вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом, ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики [15, с.268]. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызывает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увеличившихся товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, то есть кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются.

       Почти все экономисты соглашаются, что когда экономика достигла полной занятости, дефицит при полной занятости является нежелательным, Такой дефицит; несомненно, вытесняет с рынка некую долю частных инвестиций. Однако существуют разногласия по поводу того, действует ли эффект вытеснения при всех обстоятельствах. Многие экономисты полагают, что незначительное вытеснение осуществляется и тогда, когда фискальная политика применяется в периоды значительной рецессии. Однако и повышенные государственные расходы, и увеличившиеся потребительские расходы в результате снижения налогов скорее всего улучшают ожидания бизнеса в отношения будущих прибылей. Более высокие ожидаемые прибыли на частные инвестиции могут стимулировать более высокие вложения. Поэтому частные инвестиции не обязательно снижаются даже в условиях повышения процентной ставки. Некоторые специалисты утверждают, что лица, определяющие могут препятствовать проявлению эффекта вытеснения, повышая предложение денег настолько, чтобы полностью ликвидировать возникший в результате дефицита рост спроса на деньги. В этом случае равновесная процентная ставка не изменится и эффект вытеснения окажется нулевым [12, c.251-260]

  1. Эффект чистого экспорта – это представление о том, что воздействие изменения в области фискальной политики усилится (ослабится) в результате последующего изменения чистого экспорта [12, с.970]. Представим, что государство проводит стимулирующую фискальную политику, которая вызывает повышение процентных ставок. Высокие процентные ставки привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где процентные ставки не изменились. Но зарубежным инвесторам потребуется национальная валюта для приобретения ценных бумаг данной страны. Таким образом, курс гациональной валюты возрастет. Из-за этого граждане этой страны начнут покупать не отечественный продукт, а зарубежный. В результате сокращения национального экспорта и увеличения импорта чистый экспорт уменьшится, и воздействие стимулирующей фискальной политики будет отчасти нейтрализовано. Но при этом необходимо помнить, что эффект чистого экспорта имеет двоякую направленность. Понижая внутреннюю процентную ставку, сдерживающая фискальная политика увеличивает чистый экспорт, но обесценивает национальную валюту.
 

     Таким образом, фискальная политика имеет  как свои преимущества, так и недостатки. У разных экономистов сложились разные мнения о том, является ли она в целом эффективной и целесообразной или нет. Из-за сложностей и неясных исходов в результате применения фискальной политики некоторые экономисты утверждают, что лучше к ней вообще не прибегать, так как денежно-кредитная политика обладает большими возможностями в качестве инструмента стабилизации, или считают, что большая часть экономических колебаний по своей природе являются незначительными и саморегулирующимися. Однако большинство экономистов убеждены, что бюджетно-налоговая политика остаётся важным и полезным политическим рычагом в наборе макроэкономических инструментов правительства. В настоящее время популярна точка зрения о том, что фискальная политика может помочь «подтолкнуть» экономику в конкретном направлении, но не способна настроить её так, чтобы на выходе получить желаемый макроэкономический результат. [12, c.245]

     Выполняя  стабилизационную роль, фискальная политика также способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокyпного спроса, а с другой - позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику

     Несмотря на разногласия между различными экономистами в отношениях к фискальной политике, очевидным является тот факт, что предлагаемая фискальная политика должна оцениваться по её потенциальным положительным или отрицательным воздействиям на долгосрочный рост производительности, так как инструменты краткосрочной политики, используемые для проведения активной фискальной политики, часто оказывают и долгосрочное воздействие. Контрциклическая бюджетно-налоговая политика должна проводиться таким образом, чтобы содействовать или, по крайней мере, не мешать росту долгосрочного совокупного предложения. Например, налоговые сокращения можно сконструировать так, чтобы они способствовали усилиям бизнеса, увеличивали инвестиции и стимулировали инновации. А более высокие государственные расходы можно сконцентрировать на заранее выбранных проектах «общественного капитала» так, чтобы они стали дополнительными к частным инвестициям и тем самым способствовали долгосрочному росту.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь 
 

     В Республике Беларусь бюджетно-налоговая  система, ориентированная на условия  функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Идет процесс  отработки фискальной политики, форм и методов регулирования социально-экономических  процессов.

     Основные  цели бюджетно-налоговой политики –  это обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учётом решения экологических проблем. [3]

     Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определения структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т. д.

     Естественно, что при создании национальной системы  налогообложения используются теоретическая  база и модели налогообложения государств с развитой рыночной экономикой в  области построения налоговых систем, использования налоговых форм и  методов регулирования. Но при этом неправомерно их полное копирование, поэтому  элементы, формирующие налоговую  систему, в определенной степени  адаптируются к национальным условиям, социально-экономическим проблемам  республики.

     Налоговая политика Республики Беларусь носит  открыто фискальный характер, причина  которого заключена в хроническом  дефиците бюджета, в то время как  регулирующая функция налогов - крайне слабая, хотя, несмотря на первичность  фискальной функции, основное предназначение налоговой политики состоит в  их сочетании. [15]

     Состав, структура и формы налогов  и отчислений часто подвергаются существенным изменениям. Особенность  налоговой системы Беларуси состоит  в том, что она включает в себя различные по статусу платежи.

     На  текущий момент классификация по статусу налогов выглядит следующим  образом:

  • Общегосударственные платежи, т.е. налоги и отчисления, взимаемые в бюджет на покрытие общегосударственных расходов;
  • Местные платежи;
  • Целевые налоги и сборы.

     Налоговая политика в республике тяготеет к  дискреционной опять-таки в силу хронического дефицита бюджета, а также  необходимости аврального вмешательства  правительства в экономику страны. Налоговой поддержки требует  малое предпринимательство, создающее  новые рабочие места для населения. В тоже время нельзя отрицать наличие  и активное применение правительством встроенных стабилизаторов таких, как система мер по социальной защите населения, система государственных закупок.

     Налоговая политика непроизвольно носит сдерживающий характер, хотя такое направление  в существующей обстановке неправильно: республике необходимо повышать, а  не снижать деловую активность предприятий, увеличивать объемы ВВП, а не уменьшать. Эта ситуация складывается из-за высоких  налоговых ставок, большого удельного  веса косвенных налогов, относимых  на себестоимость продукции и  включаемых в ее цену. Оплачиваемые населением, именно они выступают  одним из генераторов инфляционных процессов. Значит, одна из задач налоговой  политики нашей страны - определение  сбалансированности прямых и косвенных  налогов. Так, лидирующее положение  по размеру поступлений налогов, как уже отмечалось, занимают косвенные  налоги, в том числе в большем  объеме кумулятивные многоступенчатые сборы (так называемые оборотные  налоги из выручки).[9]

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь