Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 106.70 Кб (Скачать)
  • Налоги сокращают расходы и совокупный спрос,
  • Сокращение расходов желательно, когда экономика движется к инфляции; и, напротив, в периоды резкого падения деловой активности расходы желательно увеличивать.

     Как видно из рисунка 1.1, с ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления возрастают автоматически, и, поскольку они сокращают расходы домохозяйств и бизнеса, это сдерживает дальнейший экономический подъём. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного профицита. Высокий и, возможно, инфляционный уровень ВВП (GDP3) автоматически приводит к появлению бюджетного профицита, выступающего в качестве сдерживающего механизма.

     И наоборот, когда в периоды экономического спада ВВП снижается, налоговые  поступления автоматически уменьшаются, что ведёт к росту расходов и тем самым смягчению рецессии. То есть с понижением уровня ВВП  налоговые поступления также  падают и подталкивают государственный  бюджет от профицита к дефициту. При низком уровне дохода ВВП (GDP1) автоматически создаётся бюджетный дефицит, оказывающий на экономику экспансионистский эффект.

       Таким образом, к встроенным стабилизаторам относят:

  1. Прогрессивную налоговую шкалу. На рис. 1.1 хорошо видно, что величина автоматически возникающих бюджетных дефицитов и профицитов, а следовательно и встроенная стабильность, зависят от степени реагирования налогов на изменение уровня ВВП. Если в результате изменений ВВП налоговые поступления меняются резко, наклон линии Т на рисунке будет крутым, а вертикальный отрезок между T и G, т.е. размер дефицита или профицита, - большим. В обратном случае, сила встроенного стабилизатора будет незначительной.

     Наклон  линии Т на рис. 1.1 зависит от характера  действующей в стране налоговой  системы. При прогрессивной налоговой  системе средняя налоговая ставка (налоговые поступления/ ВВП) при  росте ВВП увеличивается. Кривая налогов Т будет самой круто  восходящей, если сравнивать с пропорциональной и регрессивной налоговыми системами. С ростом ВВП налоговые поступления  будут расти при прогрессивной  и при пропорциональной налоговых  системах, а при регрессивной системе они могут возрастать, уменьшаться или оставаться неизменными. Таким образом, чем прогрессивнее налоговая система, тем больше степень встроенной стабильности экономики. [12, c. 245-246]

      2. Системы  пособий  по  безработице   и  социальные  выплаты.  Они   также оказывают автоматическое  антициклическое воздействие.  Так,  увеличение уровня занятости  ведет к росту налогов, за  счет  которых  финансируются  пособия по безработице.  При   спаде  производства  увеличивается   число безработных, что сокращает  совокупный спрос. Однако одновременно  растут и суммы выплат пособий  по безработице.  Это  поддерживает  потребление, замедляет падение  спроса и, следовательно, противодействует  нарастанию кризиса. 

     3.  Система индексации доходов

     4.  Программы помощи фермерам

     5.  Сбережения корпораций

     6.  Личные сбережения

     7.  Система участия в прибылях  и др.

     Встроенные  стабилизаторы смягчают изменения  в  совокупном  спросе  и тем  самым помогают стабилизировать  выпуск  национального  продукта.  Главное достоинство недискреционной  фискальной политики в  том,  что  ее  инструменты  (встроенные  стабилизаторы)   включаются   немедленно   при малейшем   изменении   экономических   условий,   т.е.   здесь практически  отсутствует временной лаг. [5, c.125-134]

     Недостаток  автоматической фискальной политики в  том, что она  только помогает  сглаживать  циклические  колебания,  но  не  может  их  устранить. Складывающаяся экономическая конъюнктура в свою очередь оказывает воздействие на потенциал встроенных стабилизаторов. Так, в условиях инфляции часто возникает ситуация, когда налогоплательщики сознательно затягивают внесение налогов в государственный бюджет, так как при заметном обесценивании денег это сулит им получекние определённого выигрыша. Данное явление получило название эффекта Оливера-Танзи.

     1.3. Инструменты дискреционной  фискальной политики 
 

     Дискреционная фискальная политика может осуществляться при помощи прямых или косвенных  инструментов. К первым относят государственные  закупки товаров и услуг и  трансфертные платежи, а ко вторым –  изменения в налогообложении.

     Одним из важнейших инструментов воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. К государственным расходам относятся военные, экономические расходы, расходы на социальные цели, внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, содержание аппарата управления и другие. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг и трансферты. Государственные  закупки  –  это спрос правительства на товары и услуги. Социальные  выплаты (трансферты)  – это платежи, которые осуществляются без соответствующего  предоставления  их получателям каких-либо товаров и услуг. [2, с. 137-150]

    Рассмотрим  механизм влияния изменения государственных  расходов на объём совокупного дохода в кейнсианской модели с помощью  рисунка 1.2.

    

                                      AЕ                             У=AЕ

                                                                    С+I+G2+Xn

      Е2

                                                                                  DG

                                                                       С+I+G1+Xn

                                     Е1 

                                             

                                                DY

    

                                                      

                                                      У1        У2             Доход, выпуск (У) 

                       Рисунок 1.2 - мультипликатор государственных расходов

Примечание: Источник [2 с. 302]. 

    Если  государственные расходы увеличиваются  на DG (G2-G1), то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину DY=DG*Mg, где Mgмультипликатор государственных расходов.

 Мультипликационный  процесс начинается, когда расходы  возрастают на DG и увеличивают доход на эту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину и т.д. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВВП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг: 

    Mg=DDD 

   Рост  государственных закупок (так же, как и в случае мультипликатора инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода, и. д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации совокупного дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов можно рассчитать по формуле 1:

                1

    Mg= (1) 
               1-mpc

   Таким образом, рост объема государственных  закупок увеличивает равновесный  уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.

     Мультипликатор  государственных   расходов   давно   применяется   в макроэкономическом моделировании, в частности в  модели делового цикла  Хикса– Самуэльсона. [1 с. 137-150] 

     Налоги – это принудительные выплаты правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которую домохозяйство или фирма непосредственно не получает никакие товары и услуги. [12, c.891]

     Принято считать, что налоги выполняют фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную, кониролирующую и социальную функции. Фискальная функция  налогов в историческом плане  является первичной и состоит  в том, что через налоги государство  изымает в свою пльзу часть  денежных доходов и таким способом формироует финансовые ресурсы, необходимые  для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и  т.д. [11, c. 370-371]

     Для раскрытия сущности налога особое значение имеет выделение прямых и косвенных  налогов. Наименование «прямые» обычно относится к тем налогам, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы, в то время как косвенные налоги – это налоги на товары и услуги. Подоходный и имущественный налоги, например, относятся к первой категории, а налог с продаж и торговые тарифы – ко второй. [18, c. 222]

       Страны со слаборазвитой экономикой  взимают в основном косвенные  налоги, в то время как прямые  налоги в большинстве своем  взимаются в странах с развитой  экономикой и с населением, обладающим  достаточно высоким уровнем образования.  Таково правило. Из этого правила  выводится еще одно: чем богаче  общество, тем большая часть созданного  ВВП огосударствляется через  налоговую систему. Так, если  в ряде европейских стран в  начале XX в. налоги составляли  примерно 8% общественного продукта, то к его концу превысили  40%, т. е. выросли более чем  в 5 раз. Такой рост невозможен  без повышения экономического  благосостояния. Не случайно сегодня  высокоразвитые страны называют  еще налоговыми государствами,  т. е. государствами, деятельность  которых финансируется за счет  налоговых поступлений. [5, c. 192]

     Влияние изменения налогообложения на объём  национального дохода, согласно кейнсианской модели, можно рассмотреть с помощью графика 1.3.

     

                                  AE

                                                           Y=AE  C1+I+G+Xn

                                                                   E1                       

   C2+I+G+Xn

                                                  E2                

    

                                              Y2     Y1                         Y

    Рисунок 1.3 – введение пропорционального налога

    Примечание: Источник [2 с. 304] 

     Предположим, правительство вводит пропорциональный подоходный налог, ставка которого равна  t. Если доход населения до введения налога был Y, то после его взимания он будет рассчитываться следующим образом: Y-tY = (1-t)Y. Это означает, что новая предельная склонность к потреблению будет равна: mpc` = (1-t)mpc.

 Снижение  mpc приведёт к уменьшению наклона кривой совокупных расходов C1+I+G+Xn и перемещению её в положение C2+I+G+Xn. Совокупный доход сократится на величину |Y1Y2|. Величина, на которую сместится кривая совокупных расходов при объёме национального дохода Y1 меньше, чем отрезок |Y1Y2|, значит, также имеет место мультипликационный эффект. Мультипликатор пропорциональных налогов соответственно можно рассчитать по формуле 3:

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь