Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38
Как видно из рисунка 1.1, с ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления возрастают автоматически, и, поскольку они сокращают расходы домохозяйств и бизнеса, это сдерживает дальнейший экономический подъём. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного профицита. Высокий и, возможно, инфляционный уровень ВВП (GDP3) автоматически приводит к появлению бюджетного профицита, выступающего в качестве сдерживающего механизма.
И
наоборот, когда в периоды экономического
спада ВВП снижается, налоговые
поступления автоматически
Таким образом, к встроенным стабилизаторам относят:
Наклон
линии Т на рис. 1.1 зависит от характера
действующей в стране налоговой
системы. При прогрессивной налоговой
системе средняя налоговая
2. Системы пособий по безработице
и социальные выплаты. Они
также оказывают
3. Система индексации доходов
4. Программы помощи фермерам
5. Сбережения корпораций
6. Личные сбережения
7. Система участия в прибылях и др.
Встроенные
стабилизаторы смягчают изменения
в совокупном спросе и тем
самым помогают стабилизировать
выпуск национального продукта.
Главное достоинство
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Складывающаяся экономическая конъюнктура в свою очередь оказывает воздействие на потенциал встроенных стабилизаторов. Так, в условиях инфляции часто возникает ситуация, когда налогоплательщики сознательно затягивают внесение налогов в государственный бюджет, так как при заметном обесценивании денег это сулит им получекние определённого выигрыша. Данное явление получило название эффекта Оливера-Танзи.
1.3.
Инструменты дискреционной
фискальной политики
Дискреционная фискальная политика может осуществляться при помощи прямых или косвенных инструментов. К первым относят государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи, а ко вторым – изменения в налогообложении.
Одним из важнейших инструментов воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. К государственным расходам относятся военные, экономические расходы, расходы на социальные цели, внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, содержание аппарата управления и другие. Часто их условно делят на государственные закупки товаров и услуг и трансферты. Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. [2, с. 137-150]
Рассмотрим
механизм влияния изменения
Е2
Е1
Рисунок 1.2 - мультипликатор государственных расходов
Примечание:
Источник [2 с. 302].
Если
государственные расходы
Мультипликационный
процесс начинается, когда расходы
возрастают на DG и увеличивают доход
на эту же величину, что в свою очередь
дает прирост потребления. Этот рост потребления
вновь увеличивает расходы и доход, что
снова приводит к росту потребления на
величину и т.д. Мультипликатор государственных
расходов показывает приращение ВВП в
результате приращения государственных
расходов на закупку товаров и услуг:
Mg=DDD
Рост государственных закупок (так же, как и в случае мультипликатора инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода, и. д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации совокупного дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов можно рассчитать по формуле 1:
1
Mg= (1)
1-mpc
Таким
образом, рост объема государственных
закупок увеличивает
Мультипликатор
государственных расходов
давно применяется в макроэкономическом
моделировании, в частности в
модели делового цикла Хикса– Самуэльсона.
[1 с. 137-150]
Налоги – это принудительные выплаты правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которую домохозяйство или фирма непосредственно не получает никакие товары и услуги. [12, c.891]
Принято считать, что налоги выполняют фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, воспроизводственную, кониролирующую и социальную функции. Фискальная функция налогов в историческом плане является первичной и состоит в том, что через налоги государство изымает в свою пльзу часть денежных доходов и таким способом формироует финансовые ресурсы, необходимые для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т.д. [11, c. 370-371]
Для раскрытия сущности налога особое значение имеет выделение прямых и косвенных налогов. Наименование «прямые» обычно относится к тем налогам, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы, в то время как косвенные налоги – это налоги на товары и услуги. Подоходный и имущественный налоги, например, относятся к первой категории, а налог с продаж и торговые тарифы – ко второй. [18, c. 222]
Страны со слаборазвитой
Влияние изменения налогообложения на объём национального дохода, согласно кейнсианской модели, можно рассмотреть с помощью графика 1.3.
C2+I+G+Xn
Рисунок 1.3 – введение пропорционального налога
Примечание:
Источник [2 с. 304]
Предположим, правительство вводит пропорциональный подоходный налог, ставка которого равна t. Если доход населения до введения налога был Y, то после его взимания он будет рассчитываться следующим образом: Y-tY = (1-t)Y. Это означает, что новая предельная склонность к потреблению будет равна: mpc` = (1-t)mpc.
Снижение mpc приведёт к уменьшению наклона кривой совокупных расходов C1+I+G+Xn и перемещению её в положение C2+I+G+Xn. Совокупный доход сократится на величину |Y1Y2|. Величина, на которую сместится кривая совокупных расходов при объёме национального дохода Y1 меньше, чем отрезок |Y1Y2|, значит, также имеет место мультипликационный эффект. Мультипликатор пропорциональных налогов соответственно можно рассчитать по формуле 3:
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь