Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38
Рисунок 2.1 – Кривая Лаффера
Примечание
– Источник [5, с. 196]
Данная кривая строится в
На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tA, после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции, например, tA соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. Таким образом, можно заключить, что величина оптимальных налоговых изъятий варьируется в зависимости от характеристик различных национальных экономик. [5, с. 196]
Современная
интерпретация последствий
Согласно их концепции, воздействие государственных расходов на экономическую конъюнктуру проявляется в том, что:
а)
сокращается располагаемый
б)
уменьшаются потребительские
в)
увеличивается результативность производства
из-за того, что государство финансирует
фундаментальные научные
Допустим,
что при увеличении государственных
расходов на 1 единицу домашние хозяйства
экономят на потребительских расходах
α ед. и выпуск продукции увеличивается
на β единиц. Оценка последствий
роста государственных расходов
зависит от значений α и β. Если
(α + β) > 1, то экономически целесообразно
увеличивать государственные
Общий результат однократного увеличения государственных расходов: увеличение производства и количества используемого труда, сокращение частного потребления и инвестиций из-за повышения ставки процента; производство увеличилось, но вследствие эффекта вытеснения прирост производства меньше прироста государственных расходов, то есть, мультипликатор меньше единицы.
Когда государственные расходы растут постоянно, тогда и располагаемый доход домашних хозяйств становится меньше не только в текущем, но в последующих периодах. В этом случае рост расходов государства сопровождается сокращением потребления, а не сбережения домашних хозяйств; объем сбережений определяется в соответствии со сложившейся ставкой процента и объемом располагаемого дохода. Следовательно, сокращение потребительских расходов равно приращению расходов государства. Государственные расходы вытесняют частное потребление.
Из
этого следует, что общая оценка
экспансионистской фискальной политики
новыми классиками отрицательная: рост
государственных расходов уменьшает
частное потребление и
Неокейнсианская модель базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая способна значительно сглаживать колебания экономики. По его мнению, встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Также в кейнсианской концепции конечный результат изменения государственных расходов или суммы налоговых сборов определяется мультипликатором. В общем можно отметить, что кейнсианцы считают фискальную политику довольно эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
Условия
проведенного анализа последствий
фискального импульса в кейнсианской
концепции не совпадают с условиями
аналогичного анализа в концепции
«новых классиков»: в кейнсианской
концепции государственные
Поведение
домашних хозяйств в кейнсианской концепции
не соответствует теореме
2.2
Варианты политики:
государственные расходы
или налоги.
Фискальная
политика, как правило, оперирует
одновременно и расходами, и налогами
государства. Так какое из этих средств
борьбы с экономическим спадом и
инфляцией более
Экономисты,
считающие что в социальной области
и инфраструктуре имеется слишком
много нерешённых задач, обычно рекомендуют
увеличивать государственные
При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т. Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть её состоит в следующем.
Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов.
Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.
Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:
1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;
2. Прирост налогов
(dT) сокращает уровень
Тот факт, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, можно доказать арифметически. Предположим, что государство одновременно увеличило закупки товаров и услуг и налоги на одну и ту же величину Х. Тогда прирост совокупного дохода (ΔY) можно рассчитать по формуле:
ΔY = 1/ (1- mpc)·X – mpc/ (1– mpc)·X = (1- mpc)/ (1- mpc)·X = 1·X
Таким образом мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 и не зависит от предельной склонности к потреблению (mpc). [1, с. 137-150]
Итак, при разработке стабилизационных мероприятий бюджетно-налоговой политики избирается альтернативный вариант, так как однозначного мнения по этому поводу не существут: манипулирование налогами, государственными расходами или, как ранее отмечалось, сочетание снижения (повышения) уровня налоговых изъятий с увеличением (уменьшением) величины государственных расходов в виде правительственных закупок и трансфертных платежей. В случае неточного сочетания данных мероприятий можно спровоцировать рост инфляции и нарушить равновесное состояние экономики. Оценивая конструктивный потенциалвоздействия налоговой политики на макроэкономические процессы, следует отметить, что налогообложение действует чаще всего косвенным обрзом, т. е. можно рассчитывать на один эффект, а в итоге получить совсем другой. Так, при снижении налогов теоретически следует ожидатьприрост объёма потребления и рост инвестиционной активности. Но на практике снижение налого может привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат склонность к сбережениям, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение ранее полученных банковских кредитов, сокращая инвестиционный спрос.
Такой же разнобой может возникнуть и тогда, когда государство увеличивает налоги. Дело в том, что, повышая налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает экономическим субъектам конкретные экономические решения. Кроме того, повышение налогов врядли можно отнести к популярным мерам, поэтому любое правительство при наличии альтернативных вариантов скорее всего предпочтёт не прибегать к таким способам регулирования макроэкономического состояния.
В
свою очередь увеличение государственных
расходов всегда оказывает прямое воздействие
на уровень совокупного спроса, повышает
популярность правительства. Но вот
сокращение государственных расходов
всегда черевато возникновением политических
и социальных проблем. Поэтому при
скоращении государственных расходов
необходимо учитывать фазу не только
экономического, но и политическрого
цикла. Нахождение в неблагоприятной
фазе политического цикла делает
невозможным сокращение государственных
расходов. Кроме того, при реализации
антициклической программы
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь