Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 106.70 Кб (Скачать)

                       -mpc

                  MT =                        (3)

                            1-mpc· (1-t)

    1. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
 
 

     Дискреционная фискальная политика в зависимости  от фазы экономического цикла может  быть стимулирующей (дефицитной) или  сдерживающей.

     Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов и увеличения государственных расходов. В   краткосрочном периоде  она  смягчает  экономический  цикл, то есть снижает уровень спада и безработицу.  В  долгосрочном – снижение  налогов  может привести к стимулированию экономического роста.  Так  было  в  80-е  годы  в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых  были  снижены ставки налога на  прибыль  корпораций,  подоходного  налога,  способствовали подъему экономики. [16]

     Рассмотрим  рисунок 1.4, где мы предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике влево, от AD1 до AD2.  Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились, что стало причиной экономического спада. 

     

             P

     

                                                              AS

                   P1     

                                                                                  AD1

                                                                                AD2

                                                    GDP2   GDP1          ВВП 

Рисунок 1.4 - стимулирующая фискальная политика.

     Примечание  – Источник [12, c. 242] 

    Если  уровень цен равен Р1 и является негибким в сторону снижения, пунктирная горизонтальная линия фактически становится кривой совокупного предложения. Кривая совокупного спроса AD1 смещается влево вдоль этой пунктирной линии в положение AD2, что приводит к возникновению отрицательного разрыва ВВП |GDP1GDP2|. Это падение реального производства сопровождается ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объёма продукции требуется меньшее число рабочей силы. В этом случае экономика оказывается в фазе спада.

     У правительства, чтобы оздоровить экономику, есть три основные возможности проведения фискальной политики:

  1. Увеличение государственных расходов. При прочих равных условиях существенное увеличение государственных расходов приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо, от AD2 до AD1. Для того, чтобы понять, почему это происходит рассмотрим следующий пример. Предположим, что правительство для ослабления спада выделяет дополнительную сумму денег, например, на строительство шоссейных дорог, образование и здравоохранение. Эта дополнительная сумма денег показана на рисунке 1.4 горизонтальным отрезком между кривой AD2 и пунктирной кривой, расположенной справа от AD2. Таким образом, реальный объём производимого продукта, на который предъявлен спрос становится больше на величину дополнительных государственных расходов. Однако первоначальное увеличение совокупного спроса на этом не заканчивается. Благодаря действию эффекта мультипликатора государственных расходов, рассмотренного в пункте 1.2, кривая AD2 может сместиться гораздо правее пунктирной линии, например, снова в положение AD1. Это происходит потому, что с каждым следующим циклом потребительских расходов эффект мультипликатора усиливает первоначальное изменение спроса. Одновременно с увеличением реального объёма спроса сокращается и безработица, так как фирмы чтобы выйти на уровень необходимой занятости, который был до спада, вновь нанимают работников, уволенных во время рецессии.
  2. Сокращение налогов – другой способ, к которому может прибегнуть правительство, для того, чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо. Однако для первоначального увеличения потребительских расходов на величину, которой соответствует горизонтальный отрезок между кривой AD2 и пунктирной кривой, как в предыдущем примере, правительству необходимо сократить подоходный налог на величину, большую, чем государственные расходы в предыдущем примере. Это объясняется тем, что располагаемый доход потребители будут использовать не только для потребления, но и для сбережения. Дальше будет действовать эффект мультипликатора, который опять же приведёт к возвращению кривой AD2 в положение AD1, а также увеличит занятость.
  3. Сочетание первых двух вариантов

     Если  государственный бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада  должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превышение государственных  расходов над налоговыми поступлениями. [12, c. 242-243] 

     Сдерживающая  фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Ее целью является ограничение деловой активности, уменьшение реального объема валового национального продукта по сравнению с его потенциальным уровнем. В долгосрочной перспективе сдерживающая фискальная политика может стать основой для снижения совокупного предложения и развития стагфляции. Рассмотрим рисунок 1.5.

                               P

                                 AS

                                              

                                  P4      

      P3    AD4 

                 AD3

                                                                                         ВВП

    Рисунок 1.5 - Сдерживающая фискальная политика

    Примечание  – Источник [20, c. 244] 

     Предположим, что сдвиг кривой совокупного  спроса от AD3 до AD4 на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с P3 до P4. Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может:

  1. Сократить государственные расходы, что поможет сместить кривую совокупного спроса влево и позволит правительству лучше контролировать темпы инфляции спроса. На рисунке 1.5 горизонтальный отрезок между AD4 и пунктирной линией показывает сокращение государственных расходов, которое, в конечном счете, приведёт к сдвигу кривой AD4 в первоначальное положение AD3. При условии, что цены способны снижаться,  они возвратятся на уровень Р3, то есть на уровень до начала инфляции. Таким образом, в экономике будет иметь место дефляция.

     К сожалению, реальная экономика не так  проста и послушна, как это представлено на данной модели. Повышение совокупного  спроса, как правило, приводит в действие своего рода храповик, фиксирующий  цены на новом, более высоком уровне, но снижение совокупного спроса не вызывает такое же снижение цен: храповик работает лишь в одну сторону. Поэтому  остановка роста инфляции – это  вопрос торможения роста уровня цен, а не попытка понизить их до предыдущего  уровня. Инфляция спроса обычно возникает  в результате продолжающегося смещения кривой совокупного спроса вправо. Сдерживающая фискальная политика предназначена  прежде всего для того, чтобы остановить дальнейшее смещение в этом направлении. Успешная фискальная политика устраняет сохранявшийся положительный разрыв ВВП и не позволяет уровню цен продолжать свой инфляционный рост.

  1. Повысить налоги. Точно так же как правительство снижает налоги для увеличения потребительских расходов, оно может прибегнуть к их повышению для сокращения этих расходов. Чтобы потребление уменьшилось на величину, равную горизонтальному отрезку между  AD4 и пунктирной линией, правительство должно поднять налоги на величину, большую, чем желаемое первоначальное сокращение расходов. Дальше эффект мультипликатора вернёт исходную величину совокупного спроса. Эта мера также, как и снижение государственных расходов, повышает контроль за инфляцией спроса.
  2. Использовать два первых варианта в сочетании

     В  краткосрочном  периоде  сдерживающая  политика  позволяет  сократить  совокупный  спрос  и  тем  самым  помогает  снижению  инфляции    в долгосрочном периоде, она  может  привести  к  спаду производства  и  росту безработицы. [12, c. 244-245] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Эффективность фискальной политики
 

     2.1 Различия неоклассической  и кейнсианской  модели фискальной  политики 
 

     Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой можно  выделить две концептуальные модели- неокейнсианскую и неоклассическую.

     Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории экономики предложения, в  которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень  налогов. В этой теории используется бюджетная концепция А.Лаффера, где  главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. В случае, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются  стимулы для предпринимательской  инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс  уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и совокупные налоговые  поступления. В то же время сокращение налоговых ставокв краткосрочном периоде вызовет соокращение объёма государственных доходов, однако в долгосрочном периоде это обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогооблажению, что увеличит налоговые поступления в бюджет. [2, c. 305]

       Считая, что налоговые поступления  являются продуктом налоговой  ставки и налоговой базы, А.Лаффер  проследил взаимосвязь между  ними и пришел к выводу, что  эффект воздействия изменения  ставок налогообложения на бюджетные  поступления зависит от величины  эластичности выпуска продукции  по налоговой ставке. Когда ее  величина достигает -1,  налоговые  поступления начинают падать.

     Было  доказано, что все налоговые изъятия  не должны превышать 50% прибыли, так  как в противном случае нарушается действие производственно- стимулирующей  функции налога и он начинает оказывать  дестабилизирующее влияние на экономическую  деятельность .Согласно этой теории оптимальным  считается налоговое изъятие 30-40 % прибыли. Затем темпы  прироста  доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного  барьера  налоговой  ставки деловая  активность  затухает,  увеличиваются  масштабы  теневой  экономики, снижаются доходы бюджета от налоговых поступлений. Такая зависимость и называется кривой Лаффера и изображена на рисунке 2.1. [4, с. 412] 
 
 
 

 

       

                 A

       

              0  

                                      TA           T   

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь