Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38
-mpc
MT = (3)
1-mpc· (1-t)
Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей (дефицитной) или сдерживающей.
Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов и увеличения государственных расходов. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл, то есть снижает уровень спада и безработицу. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики. [16]
Рассмотрим
рисунок 1.4, где мы предполагаем, что резкое
снижение инвестиционных расходов привело
к смещению кривой совокупного спроса
в экономике влево, от AD1 до AD2.
Возможно, перспективы получения прибылей
от инвестиционных проектов стали более
туманными, поэтому инвестиционные расходы
и совокупный спрос значительно сократились,
что стало причиной экономического спада.
P
P1
Рисунок 1.4 - стимулирующая фискальная политика.
Примечание
– Источник [12, c. 242]
Если уровень цен равен Р1 и является негибким в сторону снижения, пунктирная горизонтальная линия фактически становится кривой совокупного предложения. Кривая совокупного спроса AD1 смещается влево вдоль этой пунктирной линии в положение AD2, что приводит к возникновению отрицательного разрыва ВВП |GDP1GDP2|. Это падение реального производства сопровождается ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объёма продукции требуется меньшее число рабочей силы. В этом случае экономика оказывается в фазе спада.
У правительства, чтобы оздоровить экономику, есть три основные возможности проведения фискальной политики:
Если
государственный бюджет сбалансирован,
то фискальная политика в период спада
должна быть направлена на создание бюджетного
дефицита, то есть на превышение государственных
расходов над налоговыми поступлениями.
[12, c. 242-243]
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Ее целью является ограничение деловой активности, уменьшение реального объема валового национального продукта по сравнению с его потенциальным уровнем. В долгосрочной перспективе сдерживающая фискальная политика может стать основой для снижения совокупного предложения и развития стагфляции. Рассмотрим рисунок 1.5.
P
AS
P4
P3 AD4
AD3
Рисунок 1.5 - Сдерживающая фискальная политика
Примечание
– Источник [20, c. 244]
Предположим, что сдвиг кривой совокупного спроса от AD3 до AD4 на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с P3 до P4. Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может:
К сожалению, реальная экономика не так проста и послушна, как это представлено на данной модели. Повышение совокупного спроса, как правило, приводит в действие своего рода храповик, фиксирующий цены на новом, более высоком уровне, но снижение совокупного спроса не вызывает такое же снижение цен: храповик работает лишь в одну сторону. Поэтому остановка роста инфляции – это вопрос торможения роста уровня цен, а не попытка понизить их до предыдущего уровня. Инфляция спроса обычно возникает в результате продолжающегося смещения кривой совокупного спроса вправо. Сдерживающая фискальная политика предназначена прежде всего для того, чтобы остановить дальнейшее смещение в этом направлении. Успешная фискальная политика устраняет сохранявшийся положительный разрыв ВВП и не позволяет уровню цен продолжать свой инфляционный рост.
В
краткосрочном периоде сдерживающая
политика позволяет сократить
совокупный спрос и тем самым
помогает снижению инфляции
в долгосрочном периоде, она может
привести к спаду производства
и росту безработицы. [12, c. 244-245]
2.1
Различия неоклассической
и кейнсианской
модели фискальной
политики
Выбор
правительством форм и методов стабилизационной
фискальной политики зависит и от
используемой концептуальной модели государственного
регулирования. В теории и практике
государств с рыночной экономикой можно
выделить две концептуальные модели-
неокейнсианскую и
Неоклассическая
модель налогового регулирования основывается
на теории экономики предложения, в
которой одним из условий, обеспечивающих
рост сбережений и расширение инвестиционной
деятельности, выступает низкий уровень
налогов. В этой теории используется
бюджетная концепция А.Лаффера, где
главной переменной величиной являются
предельные ставки налогов. В случае,
если предельные ставки достигают достаточно
высокого уровня, то ликвидируются
стимулы для
Считая, что налоговые поступления
являются продуктом налоговой
ставки и налоговой базы, А.Лаффер
проследил взаимосвязь между
ними и пришел к выводу, что
эффект воздействия изменения
ставок налогообложения на
Было
доказано, что все налоговые изъятия
не должны превышать 50% прибыли, так
как в противном случае нарушается
действие производственно- стимулирующей
функции налога и он начинает оказывать
дестабилизирующее влияние на экономическую
деятельность .Согласно этой теории оптимальным
считается налоговое изъятие 30-40
% прибыли. Затем темпы прироста
доходов бюджета
A
0
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь