Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 106.70 Кб (Скачать)

Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2003 – 2009 годы представлен следующими данными в таблице 2: 
 
 
 
 

Таблица 2 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2003-2009гг.

(в фактически  действовавших ценах; миллиардов  рублей) 

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Доходы-всего: 12211 22057 30825 38391 48049 65663 62808
Расходы-всего: 12795 22036 31257 37256 47627 63811 63766
Дефицит(-),   профицит(+) -584 +21 -432 +1135 +422 +1852 -958

    Примечание: Источник [13] 

    В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года, однако в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, доходы стали меньше на 1,8%. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года. Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении.

    Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении  увеличились на 0,9%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики». Наиболее значительно (в  реальном выражении) возросли расходы  по разделам «Социальная политика»  – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы  на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная  экономика» сократилось на 22,2%. Рост расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. За девять месяцев  текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств  больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом  по разделу «Социальная политика»  в январе-сентябре 2010 года в структуре  расходов консолидированного бюджета  увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта/

    Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

    В январе-сентябре 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит  составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).

    Доходы  республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы  республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года. [13]

    Таким образом, в текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

     Подготовленный проект бюджета на 2011 год предусматривает снижение налоговой нагрузки и радикальное упрощение налогового администрирования, повышение зарплаты и обеспечение социальных гарантий общества, стимулирование инновационного развития экономики. планируется уменьшение количества налогов и сборов, расширение возможностей инвестиционного поля. Для этого предлагается реализовать целый комплекс мер. Среди них, к примеру, полная отмена платежей, являющихся особенностью национальной налоговой системы и приведение ее по количеству применяемых налогов в соответствии со стандартами зарубежных стран. В рамках этой работы будут полностью отменены местные сборы на развитие территорий, выплачиваемые от остаточного процента от прибыли, местный налог на услуги, а также некоторые платежи в составе экологического налога. Планируется упростить применение инвестиционных льгот по основным налогам - на прибыль и НДС. Для этого, к примеру, предлагается освободить от налога прибыль предприятий, направленную на инвестиции. [13] Значительную роль в пополнении бюджета может сыграть не только разумная фискальная политика, но и меры по ужесточению налоговой дисциплины. Это касается, прежде всего арендных и совместных предприятий, коммерческих структур, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов, находя всевозможные лазейки в законах и инструкциях. Более того, в печати появляются публикации, которые учат людей обходить законы о налогообложении. Все это свидетельствует о не высоком уровне организации нашей фискальной политики как по госрасходам, так и по налогообложению. Поэтому необходимо эффективное совершенствование фискальной политики, что позволит снизить бюджетную напряженность и продолжить период поступательного развития экономики страны в интересах всех ее граждан.

     Все вышеуказанные меры это позволят усовершенствовать налоговую систему Беларуси в соответствии с требованиями развитых стран. Улучшится позиция страны по налогообложению и в рейтинге Всемирного банка. По некоторым прогнозам через полтора-два года Беларусь может войти в семидесятку стран в рейтинге по налогообложению. [13]  

    Таким образом, можно сформулировать следующие  особенности бюджетно-налоговой  системы и политики Республики Беларусь:

  • Налоговая политика Республики Беларусь носит открыто фискальный характер, а также тяготеет к дискреционной в силу хронического дефицита бюджета, а также необходимости вмешательства правительства в экономику страны;
  • Большой удельный вес косвенных налогов, главной особенностью которых является их целевая направленность. Лидирующее положение по количеству занимают так называемые оборотные налоги или платежи из выручки без НДС;
  • Наличие сильного налогового пресса, приводящего к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирущего уклонения от уплаты налогов, ухудшающего финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшающего налогооблагаемую базу и снижающего налоговые поступления в бюджет, что способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождается сокращением бюджетных статей;
  • Постепенное снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения (предполагается свести количество республиканских налогов к семи-восьми основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет);
  • Особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса, а также стимулированию высокотехнологичных производств
  • Наличие дефицита государственного бюджета, приводящее к разбалансированности народного хозяйства;
  • Сохранение социальной направленности бюджета, гарантирующей защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, сказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения, о чём свидетельствует самое значительное возрастание (в реальном выражении) расходов консолидированного бюджета по разделу «Социальная политика».
 
 
 

Заключение 

    
  1. Поскольку осуществление государственных  расходов означает использование средств  государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом, что говорит  о том, что бюджетно-налоговая  политика на сегодняшний день является одним из важнейших инструментов регулирования экономики в арсенале любого государства.
  2. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в краткосрочноной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции.
  3. Налоги являются инструментом долгосрочного регулирования. Механизм налогообложения соответствует реально существующему состоянию экономики. Государственные расходы - это инструмент краткосрочного регулирования. Величина их и направления использования отражают желаемую перспективу развития общества.
  4. Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.
  5. С одной стороны, фискальная политика обладает рядом достоинств, основным из которых является её способность сглаживать колебания делового цикла и изменять структуру совокупного спроса. С другой стороны, реализация бюджетно-налоговой политики связана с рядом проблем, так как, как правило, фискальная политика сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. К негативным эффектам фискальной политики можно также отнести длительные временные лаги, непредсказуемость и подверженность бюджетно-налоговой политики влиянию личных интересов властей.
  6. Фискальная должна быть при любых обстоятельствах ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, а федеральный бюджет не должен становиться заложником предвыборных амбиций, отраслевого лоббизма и заведомо невыполнимых обещаний. Только в этом случае она может помочь в достижении поставленных целей. При выборе направления развития  бюджетно-налоговой политики также необходимо учитывать исторические, социальные и идеологические особенности страны, так как универсальной успешной схемы применения фискальной политики не существует. [19, c. 357]
  7. Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь находится на стадии реформации, наблюдается тенденция к снижению налоговой нагрузки и упрощению системы налогообложения. Однако на данный момент она обладает некоторыми недостатками, такими, как слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной политикой, а также сильный налоговый пресс и неравномерное распределение налогового бремени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

    
  1.  Базылев, И.И.  Экономическая теория: учебное пособие/  М. Н. Базылева.  Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608с.
  2. Вечканов Г.С. Макроэкономика: учебник для вузов/ Г.С. Вечканов, Вечканова Г.Р. – 3-е изд., дополненное. – СПб: Питер, 2009. – 560с.
  3. Зайченко, Н.П. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Н.П. Зайченко, С.С. Полоник, А.В. Богданович, Я.М. Александрович // Белорусский экон. журнал. - 2004. - №3. – С 16.

    4 Зенькова Л.П. Макроэкономика: учебное пособие / Л.П. Зенькова. - М.: Новое знание, 2002. – 485 с.

    5  Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. - 472 с.

    6  Ишина, М. С. Косвенные налоги и их влияние на макроэкономические показатели / М. С. Ишина, Н. Г. Барышникова // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - N 4. - С. 16-18.

    7 Киреева, Е.Ф. Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики / Е.Ф. Киреева, С.А. Киселев // Белорусский эконом. журнал. – 2007. - №1. – С.52-59

    8 Киселев, С.А. Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики / С.А.Киселев // Вестник БГЭУ. – 2008. - № 2. – С. 22-26.

    9 Князев, В.Г. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон / В. Г. Князев [и др. ]// Финансы. - 2008. - N 8. - С. 30-37.

    10 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опят и белорусская практика: учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов/ И.М. Лемешевский. – 3-е изд., изд. доп. и перераб. – Минск: «ФУ Аинформ», 2009. – 702с.

    11 Лутохина Л.А. Макроэкономика: социально-ориантированный подход: учебное пособие / Э.А Лотухина [и др.]; под ред. Э.А. Лотухиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010 – 442с.

    12 Макконнел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика:  учебник / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. – пер. 17-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. –     916 с.

    13 Министерства по налогам и сборам. – Режим доступа: http://nalog.by - Дата доступа: 13.11.2010.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь