Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38
Официальная
статистика оценивает тяжесть налогового
бремени на макроуровне как отношение
общей суммы налогов и сборов
к ВВП. Динамику изменения налоговой
нагрузки по Республике Беларусь можно
проследить с помощью таблицы 1.
Таблица
1 - Налоговая нагрузка
по Республике Беларусь
за 1999-2007 гг. (% к ВВП)
Показатели | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Темпы роста ВВП | 92,4 | 87,4 | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 106,0 | 104,0 |
Налоговая нагрузка без ФСЗН | 39,3 | 40,1 | 32,1 | 28,5 | 31,2 | 31,4 | 31,2 | 33,4 | 26,3 |
Налоговая нагрузка с ФСЗН | 49,6 | 50,3 | 46,9 | 46,7 | 41,9 | 41,1 | 42,4 | 42,2 | 41,5 |
Примечание
– Иисточник [13]
В 1999 году после введения в действие новой, ориентированной системы налогообложения, общий уровень налоговой нагрузки составлял 39,9 % ВВП, а с учетом отчислений в ФСЗН (фонд социальной защиты населения) - 49,6 %. В дальнейшем этот показатель неуклонно по мере совершенствования налоговой системы, сокращения количества обязательных платежей в бюджет и снижения ставок снижался до 2004 г., несмотря на незначительные колебания в 2001 г.
За 2005 г. налоговая нагрузка возросла и составила 31,2 % (или 42,4 % - с учетом ФСЗН), что несколько выше уровня предыдущего года. Это достаточно тревожная тенденция, хотя и не столь значительного, увеличения налоговой нагрузки на экономику указывало на опасность замедления темпов экономического роста с вытекающими от сюда осложнениями в формировании доходов бюджета, а, следовательно, и в реализации приоритетных программ социального развития.
Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.
Снижение налоговой нагрузки в 1999-2001гг. позитивно отразилось на темпах экономического роста. Однако следует признать, что доля налогов и отчислений на уровне 42 % характеризует достаточно высокий уровень налоговых изъятий.
В динамике налоговой нагрузки на экономику республики в 2007г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 42,2 до 41,5 % ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счет уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции в дальнее зарубежье.
В целом налоговая нагрузка на экономику Беларуси за период с 2006 по 2010 годы сократилась примерно на 4,7 процентного пункта. За последние 5 лет в Беларуси отменено более 20 налогов, что способствовало значительному сокращению и налоговой нагрузки на экономику. [20]
План снижения налоговой нагрузки на 2011 год составляет 0,4% к ВВП, таким образом более 700 млрд руб. останется в распоряжении предприятий, что будет являться дополнительными инвестициями в их развитие по его мнению. Фискальный потенциал прямых налогов непосредственно зависит от доходов юридических лиц и граждан. Именно по этому прямые налоги наиболее зависимы от экономической конъюнктуры и могут стать надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики в целом. [13]
В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 27 - 28 %. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 41,7 до 55,8 % дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов уменьшился с 8,3 до 5,2 %.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Главной особенностью косвенных налогов, действующих в нашей республике, является их целевая направленность.
Лидирующее
положение по количеству занимают так
называемые оборотные налоги или
платежи из выручки без НДС. Причем
четко прослеживается тенденция
к постоянному увеличению их доли
как в доходах
С начала 2007 года были подготовлены целый ряд нормативных правовых актов, направленных на упрощение налоговой системы Республики Беларусь и дальнейшее совершенствование налогового законодательства.
Так 3 апреля 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Указом предусмотрено предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.
Указом также утверждены перечень международных организаций, иностранных государств, доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством и международными договорами и правила предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с:
-приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением;
-осуществлением индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности;
-получением доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений;
-получением вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности.
С 1 июля 2007 года с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007г. №119 ”Об упрощенной системе налогообложения“ существенно расширены условия применения упрощенной системы налогообложения.
В 2007 году в рамках деятельности рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006г. №741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь. Достаточно сложным для исчисления являлся, например, экологический налог. В 2007 году был сделан первый шаг по объединению в составе экологического налога платежей за геологоразведовательные работы, за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Работа по усовершенствованию экологического налога ещё продолжается. [17]
В
связи с низким уровнем наукоёмкости
ВВП Беларуси, который на 2005 год
составлял всего 0.87% (в то время, как
в развитых странах – 2-3%) активно
разрабатывались основы нормативной
правовой базы, регулирующей отношения
в сфере инновационной
Таким образом была принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010, заказчиками по которой выступают 30 органов государственного управления, Белкоопсоюз, НАН Беларуси и др. [8]
Также в целях стимулирования высокотехнологичных производств в стране
Снижение
налоговой нагрузки с 1 января 2008 года
обеспечено путем отмены налога с пользователей
автомобильных дорог, 3 местных сборов
(за осуществление торговли на территории
соответствующих административно-
В указанных законах обеспечены дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов (НДС, налога на прибыль, экологического налога, платежей за землю), улучшение нормативно-методологических предписаний налогового законодательства, оптимизация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а также решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства. [15]
Таким образом, совершенствование налоговой системы последних лет было направлено на:
В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов. Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Основными
недостатками проводимой в настоящее
время в нашей стране фискальной
политики являются ее преимущественно
фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционную
активность товаропроизводителей. Наблюдается
слабая координация фискальной политики
с другими формами
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета - не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик - не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга - не более 30 % объема доходов бюджета. Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений [9].
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь