Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие фискальной политики, её виды, задачи и инструменты……...5
Понятие и цели бюджетно-налоговой политикики Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов………………………………...5
1.2 Дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов.......6
Инструменты дискреционный фискальной политики………………….9
Стимулирующая и сдерживающая бюджетно-налоговая политика...12
2 Эффективность фискальной политики………………………………...16
2.1 Различия неоклассической и кейнсианской модели фискальной политики…………………………………………………………………………….16
2.2 Варианты политики: государственные расходы или налоги…………20
2.3 Недостатки фискальной политики…………………………………..…23
3 Особенности бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь…...27
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!.docx

— 106.70 Кб (Скачать)

     Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение  общей суммы налогов и сборов к ВВП. Динамику изменения налоговой  нагрузки по Республике Беларусь можно  проследить с помощью таблицы 1. 

    Таблица 1 - Налоговая нагрузка по Республике Беларусь за 1999-2007 гг. (% к ВВП) 

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Темпы роста ВВП 92,4 87,4 89,6 102,8 111,4 108,4 103,4 106,0 104,0
Налоговая нагрузка без ФСЗН 39,3 40,1 32,1 28,5 31,2 31,4 31,2 33,4 26,3
Налоговая нагрузка с ФСЗН 49,6 50,3 46,9 46,7 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5

    Примечание – Иисточник [13] 

    В 1999 году после введения в действие новой, ориентированной системы  налогообложения, общий уровень  налоговой нагрузки составлял 39,9 % ВВП, а с учетом отчислений в ФСЗН (фонд социальной защиты населения) - 49,6 %. В дальнейшем этот показатель неуклонно по мере совершенствования налоговой системы, сокращения количества обязательных платежей в бюджет и снижения ставок снижался до 2004 г., несмотря на незначительные колебания в 2001 г.

    За  2005 г. налоговая нагрузка возросла и составила 31,2 % (или 42,4 % - с учетом ФСЗН), что несколько выше уровня предыдущего года. Это достаточно тревожная тенденция, хотя и не столь значительного, увеличения налоговой нагрузки на экономику указывало на опасность замедления темпов экономического роста с вытекающими от сюда осложнениями в формировании доходов бюджета, а, следовательно, и в реализации приоритетных программ социального развития.

    Ориентация  на ужесточение налогового режима без  учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение  от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти  на постепенное снижение тяжести  налогового пресса.

    Снижение  налоговой нагрузки в 1999-2001гг. позитивно  отразилось на темпах экономического роста. Однако следует признать, что  доля налогов и отчислений на уровне 42 % характеризует достаточно высокий  уровень налоговых изъятий.

    В динамике налоговой нагрузки на экономику  республики в 2007г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 42,2 до 41,5 % ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь  за счет уменьшения платежей из выручки  и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при  экспорте продукции в дальнее  зарубежье.

    В целом налоговая нагрузка на экономику Беларуси за период с 2006 по 2010 годы сократилась примерно на 4,7 процентного пункта. За последние 5 лет в Беларуси отменено более 20 налогов, что способствовало значительному сокращению и налоговой нагрузки на экономику. [20]

    План  снижения налоговой нагрузки на 2011 год составляет 0,4% к ВВП, таким образом более 700 млрд руб. останется в распоряжении предприятий, что будет являться дополнительными инвестициями в их развитие по его мнению. Фискальный потенциал прямых налогов непосредственно зависит от доходов юридических лиц и граждан. Именно по этому прямые налоги наиболее зависимы от экономической конъюнктуры и могут стать надежным и прогнозируемым источником поступления средств в бюджет только в условиях стабилизации экономики в целом. [13]

    В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета  за последние годы стабилизируется  на уровне 27 - 28 %. Динамика косвенных  налогов определяет рост их доли с 41,7 до 55,8 % дохода бюджета. Удельный вес  прочих налогов и сборов уменьшился с 8,3 до 5,2 %.

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о том, что в налоговой системе  Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени  косвенные налоги играют значительную роль. Главной особенностью косвенных  налогов, действующих в нашей  республике, является их целевая направленность.

    Лидирующее  положение по количеству занимают так  называемые оборотные налоги или  платежи из выручки без НДС. Причем четко прослеживается тенденция  к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета , так и в ВВП – соответственно. Таким образом, поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике.[9]

    С начала 2007 года были подготовлены целый ряд нормативных правовых актов, направленных на упрощение налоговой системы Республики Беларусь и дальнейшее совершенствование налогового законодательства.

    Так 3 апреля 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Указом предусмотрено предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого ребенка.

    Указом  также утверждены перечень международных  организаций, иностранных государств, доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению  в соответствии с законодательством  и международными договорами и правила  предоставления налоговых вычетов  из подлежащих налогообложению доходов  физических лиц, связанных с:

    -приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением;

    -осуществлением индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности;

    -получением доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений;

    -получением вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности.

    С 1 июля 2007 года с принятием Указа  Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007г. №119 ”Об упрощенной системе налогообложения“ существенно расширены условия применения упрощенной системы налогообложения.

    В 2007 году в рамках деятельности рабочей  группы для подготовки предложений  по упрощению налоговой системы  Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006г. №741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь. Достаточно сложным для исчисления являлся, например, экологический налог. В 2007 году был сделан первый шаг по объединению в составе экологического налога платежей за геологоразведовательные работы, за производство и (или) импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Работа по усовершенствованию экологического налога ещё продолжается. [17]

    В связи с низким уровнем наукоёмкости ВВП Беларуси, который на 2005 год  составлял всего 0.87% (в то время, как  в развитых странах – 2-3%) активно  разрабатывались основы нормативной  правовой базы, регулирующей отношения  в сфере инновационной деятельности. [7]

    Таким образом была принята Государственная  программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010, заказчиками  по которой выступают 30 органов государственного управления, Белкоопсоюз, НАН Беларуси и др. [8]

    Также в целях стимулирования высокотехнологичных  производств в стране

  • для всех субъектов хозяйствования снижена в 2 раза ставка налога на прибыль,
  • НДС не применяется к оборотам по реализации имущественных прав на объекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели),
  • Оборотные налоги не взимаются при реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счёт средств республиканского и местных бюджетов. [17].

    Снижение налоговой нагрузки с 1 января 2008 года обеспечено путем отмены налога с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сборов (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры. В результате этих мероприятий налоговая нагрузка в 2008 году снизилась на 0,9 процента к ВВП и в распоряжение субъектов хозяйствования дополнительно было предоставлено около 1 трлн. рублей.

    В указанных законах обеспечены дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты основных налогов (НДС, налога на прибыль, экологического налога, платежей за землю), улучшение нормативно-методологических предписаний налогового законодательства, оптимизация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а также решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства. [15]

    Таким образом, совершенствование налоговой  системы последних лет было направлено на:

  • Введение общепринятых правил налогооблажения, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов,
  • Сокращение количества налогов засчёт отмены малоэффективных сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды, объединенпие налогов, имеющих сходную налоговую базу,
  • Модернизацию методов расчёта, а также механизмов и принципов взимания косвенных налогов. В результате таких преобразований налоговая система стала более последовательной, снизилось её фискальное давление на экономику. [17]

    В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов. Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

    Основными недостатками проводимой в настоящее  время в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно  фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается  слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной  политикой. Сильный налоговый пресс  приводит к низкой собираемости налоговых  и неналоговых платежей, стимулирует  уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих  субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления  в бюджет, способствует сдерживанию  притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств  сопровождается сокращением бюджетных статей. Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды, которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию. Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы.

       Показателями  стабильности бюджетно-налоговой системы  и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие  пороговые значения: дефицит бюджета - не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик - не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга - не более 30 % объема доходов бюджета. Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений [9].

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь