Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:44, контрольная работа
В данной контрольной работе выделяются два основных раздела – в первом приводятся аргументы в пользу балансирования государственного бюджета и расчет мультипликатора сбалансированного бюджета, во втором – перечислены особенности налогово-бюджетной политики государства, проанализированы отличия дискриционной политики от недискреционной политики, приведены способы покрытия государственного долга. Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления налогово-бюджетной политики.
Введение……………………………………………………………………………………… 3
1. Проблема балансирования государственного бюджета
1.1. Теории балансированного бюджета………………………………………………….. 4
1.2. Расчет мультипликатора сбалансированного бюджета ……………………….. 6
2. Налогово-бюджетная политика государства
2.1. Особенности налогово-бюджетной политики государства………………………. 8
2.2. Дискреционная и недискреционная фискальная политика……………………….. 10
2.3. Способы покрытия государственного долга………………………………………. 13
Заключение……………………………………………………………………………….. 16
Библиографический список……………………………………………………………… 17
1. Проблема балансирования государственного бюджета
1.1. Теории балансированного
2. Налогово-бюджетная политика государства
2.1. Особенности налогово-
2.2. Дискреционная и недискреционная фискальная политика……………………….. 10
2.3. Способы покрытия
государственного долга……………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………………
Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. В данном работе будут рассмотрены особенности налогово-бюджетной политики (фискальной) как составной части экономической политики.
Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять налогово-бюджетной политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Налогово-бюджетная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему1.
В данной контрольной работе выделяются два основных раздела – в первом приводятся аргументы в пользу балансирования государственного бюджета и расчет мультипликатора сбалансированного бюджета, во втором – перечислены особенности налогово-бюджетной политики государства, проанализированы отличия дискриционной политики от недискреционной политики, приведены способы покрытия государственного долга. Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления налогово-бюджетной политики.
1. Проблема балансирования государственного бюджета.
1.1. Теории балансированного бюджета
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызывало к жизни такую финансовую категорию, как государственный бюджет.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет.2
Важной характеристикой
государственного бюджета является
соотношение доходов и
В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета.
1) Концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов. В современной мировой практике обязательное бездефицитное балансирование государственного бюджета на ежегодной основе осуществляют лишь немногие государства (в основном государства с развивающейся или переходной экономикой).
В последнее время
в индустриально развитых странах
все больше экономистов консервативного
направления выступают в
2) Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита.
Применение теории обнаруживает ряд проблем. Одна из них – прогнозирование развития экономической конъюнктуры. Обычно достаточно сложно точно выделить сам цикл экономического развития, а также фазу, в которой на данный момент находится народное хозяйство. Симметричность циклов также достаточно спорна. К тому же, если существование регулярного конъюнктурного цикла ставится под сомнение, то в этом случае невозможно определить тот период, в течение которого государственный бюджет должен сбалансирован.
Значительную роль в теории балансирования бюджета на циклической основе играют политические факторы. Накопление государственных средств во время фазы экономического роста традиционно наталкивается на политическое противодействие, так как руководство страны имеет свои собственные представления о механизмах экономического развития и преследует другие цели: общая цель стабилизации конъюнктуры обычно подчинена срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению расходов.
Налогово-бюджетная политика, поставленная на службу антициклическому регулированию, обычно пренебрегает структурно- и общественно-политическими аспектами государственной деятельности. Так, например, полностью обусловленное конъюнктурой сокращение или отсрочка государственных расходов может привести к тому, что важнейшие государственные задачи в области фундаментальных исследований или развития государственной инфраструктуры останутся не профинансированными.
3) концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.
В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.
Таким образом, аргументы в пользу безоговорочного стремления к сбалансированности государственного бюджета, как правило, базируются на негативных последствиях роста бюджетного дефицита.
Существуют и аргументы «против» сбалансированности бюджета, которые базируются на его проциклическом воздействии на экономику практически на всех этапах экономического цикла, а также на излишнем преувеличении самой проблемы бюджетного дефицита. Как считают противники политики соблюдения жесткой сбалансированности бюджета, обособленное рассмотрение проблемы бюджетного дефицита является ошибочным, поскольку оно не учитывает всей «палитры» государственных решений в области доходов и расходов налогоплательщиков. Именно поэтому проблему государственного дефицита, как они считают, необходимо анализировать в комплексе с другими элементами экономической политики государства в отношении доходов и расходов экономических субъектов.
1.2. Расчет мультипликатора сбалансированного бюджета
Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно как расходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай, когда государство увеличивает свои закупки (G) и налоги (Т) на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий.
Допустим, государственные закупки товаров и услуг (G) и налоговые поступления (T) увеличились на 20 млрд. дол.
Изменения правительственных расходов имеют намного более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходы. Правительственные расходы - это компонент совокупных расходов, и если государственные закупки товаров и услуг увеличились на 20 млрд. дол., то и совокупные расходы вырастут также на 20 млрд. дол. Но изменение суммы налогов воздействуют на совокупные расходы косвенно, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через это – изменения потребления. То есть увеличение налога на 20 млрд. дол. уменьшает совокупные расходы на величину налога, помноженную на коэффициент МРС (предельная склонность к потреблению) который, к примеру, равен 3/4, то есть на 15 млрд. дол. (20млрд. дол. * ѕ). Общий результат – это увеличение совокупных расходов на 5 млрд. дол., который (при мультипликаторе равном 4) ведет к росту ЧНП на 20 млрд. дол. (где мультипликатор – это отношение изменения равновесного ЧНП к изменению объема налоговых поступлений или любого другого компонента совокупных расходов; число, на которое следует умножить изменение любого компонента совокупных расходов, чтобы получить результирующее изменение равновесного ЧНП.) Это увеличение ЧНП на 20 млрд. дол. равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов. То есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Таким образом,
Так, изменение
∆G=∆T=∆Q
Тогда уровень национального производства (∆Y) будет равен:
- налоговый мультипликатор
Вывод: Мультипликатор сбалансированного бюджета =1.3
2. Налогово-бюджетная политика государства
2.1. Особенности налогово-
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.
В современном словаре
иностранных слов «фискальная политика»
определяется как «совокупность
финансовых мероприятий государства
по регулированию
Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.
Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.4