Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить сущность бюджетного дефицита, его виды, особенности проявления в экономике Республики Беларусь, провести анализ динамики бюджетного дефицита и наметить пути его снижения для нашей страны.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия.
2. Определить виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА…………………………………………………...7
1.1 Экономическая сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия………………………………………………………………………..7
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования……………..9
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...15
2.1Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета………………………………………………….15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………..27
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Экономическая сущность
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования……………..9
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...15
2.1Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета………………………………………………….15
2.2 Анализ динамики, состава и
структуры источников
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь на современном этапе проводит ряд экономических преобразований, которые направлены на улучшение благополучия граждан страны. Одним из основных инструментов для решения поставленных социально-экономических задач, стимулирования роста и формирования структуры экономики в соответствии с долгосрочными государственными приоритетами является государственный бюджет [16, с. 4].
Бюджетная политика, проводимая государством, затрагивает деятельность всех секторов экономики. Кроме того, доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны с факторами, определяющими валютно-финансовую, денежно-кредитную и социальную политику государства. Успешность государственного вмешательства в экономику определяется способностью к мобилизации финансовых средств и расходованию их в соответствии с намеченными экономическими и социальными полями. Бюджетная система становится важнейшим инструментом перераспределения сформированного общественного дохода. Правительство имеет возможность направлять централизованные финансовые ресурсы в те сферы экономики, где экономические, человеческие и природные ресурсы используются недостаточно эффективно, поэтому реформу бюджетной политики необходимо строить на рациональных началах в соответствии с текущими и долгосрочными интересами национального развития [24, с. 3].
Увеличение объема финансовых ресурсов государства способствует тому, что бюджетная политика обеспечивает подъем хозяйства и рост уровни жизни граждан. Однако увеличение небеспредельно, возникает потребность в повышении эффективности использования бюджетных средств. Этой цели может служить программно-целевое бюджетирование, посредством которого обосновывается связь между доходами и расходами государственного бюджета. Исследование государственного бюджета предопределено необходимостью выявления возможных негативных последствий бюджетной политики, которая включает дефицит бюджета.
Проблематика воздействия государственного бюджета на стабильность социально-экономического развития страны отражена в целом ряде исследований. В зарубежной экономической литературе этим вопросом занимались Г. Бреннан, М.ДеБрок, В. Бьюитер, Дж. Бьюкенен; А. Гош. Дж. Кейнс, У. Костсрна и др. При этом западные исследователи подходят к проблеме балансирования доходов и расходов бюджета и прикладном аспекте.
В белорусской экономической науке различные проблемы, связанные с влиянием госбюджета на экономику страны, исследуются в работах М.А. Авилкиной, Л.М. Барсегяна, И.М. Комар, И.В. Трячковой, М.К. Фисенко, А.В. Хотько и др. [1; 2; 14; 24; 27; 28].
Исследование научной литературы способствовало наиболее полному осмыслению сущности бюджетного дефицита и определению его роли в социально-экономическом развитии государства, в частности, в переходный период. Многие аспекты этих проблем широко представлены в экономической литературе: систематизированы направления совершенствования расходной и доходной части бюджета, рассмотрены особенности бюджетного дефицита переходного периода. Вместе с тем роль государственного бюджета и бюджетного дефицита в современной экономике может быть дополнена по отдельным аспектам данного вопроса. Остается актуальной проблема создания эффективной системы отсутствия бюджетного дефицита при формировании, распределении и использовании бюджетных средств. Существует необходимость усиления внимания к бюджетному дефициту.
Все вышеуказанное обуславливает актуальность избранной темы курсовой работы «Бюджетный дефицит Республики Беларусь и источники его финансирования».
Объект исследования: бюджетный дефицит как экономическая категория.
Предмет исследования: сущность бюджетного дефицита и источники его финансирования в условиях Республики Беларусь.
Цель курсовой работы: выявить сущность бюджетного дефицита, его виды, особенности проявления в экономике Республики Беларусь, провести анализ динамики бюджетного дефицита и наметить пути его снижения для нашей страны.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия.
2. Определить виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.
3. Провести анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета, а также провести анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита.
4. Наметить пути снижения бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение информации; систематизация.
Курсовая работа в своей структуре содержит титульный лист, задание, реферат, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
Курсовая работа написана на основании изучения и анализа учебных пособий по курсу «Теория финансов», статей периодических изданий белорусских издательств («Финансы. Учет, Аудит»; «Фондовый рынок», «Юрист» и др.), нормативных документов Республики Беларусь.
Курсовая работа состоит из содержания, введения, трех частей, заключения, списка использованных источников.
В первой части работы мы раскрыли экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия, а также определили способы финансирования бюджетного дефицита.
Во второй части мы проведи анализ сбалансированности доходной части и расходной части бюджета Республики Беларусь, ее бюджетного дефицита.
В третьей части мы привели пути снижения бюджетного дефицита в Республике Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1 Экономическая сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия
В финансовой системе любого государства главным звеном является государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [25, с. 119].
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Дефицит (от лат.«Deficit» – недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета [25, с. 120].
Формула бюджетного дефицита в абсолютных цифрах – это сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года [10, с. 186]:
где D – бюджетный дефицит,
G – государственные расходы,
Т – налоги и прочие сборы.
Уровень бюджетного дефицита является одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры. По формуле (1.2) дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет.
D=(G + N + F) – T,
где D – бюджетный дефицит,
G – сумма закупок товаров и услуг,
N – выплата процентов по государственному долгу,
F – общий объем социальных выплат,
Т – налоги.
Определение бюджетного дефицита может быть также следующим: бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.Дефицит = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств [25, с. 121].
Бюджетный дефицит отражает также определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. В соответствии с этим можно также встретить следующее определение дефицита бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов [14, с. 4].
Из этого следует, что одна из причин возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Если же совокупные расходы государства оказываются меньше налоговых поступлений в бюджет, то в финансовой системе возникает явление бюджетного профицита.
Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако нужно иметь в виду, что подобно другим внутренне присущим экономической системе так называемым отрицательным категориям (кризису, инфляции, безработице и др.) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий.
Финансовой наукой и международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, который не должен превышать 2-3 % ВНП или 5 % от национального дохода, или 8-10 % от расходной части бюджета [14, с. 5].
Возникновение и рост бюджетного дефицита могут быть обусловлены:
- частотой и продолжительностью спадов производства;
- чрезмерными социальными расходами, например, на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, на содержание государственного жилого фонда и т.п., – безотносительно к динамике экономической эффективности;
- усилением влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов;
- расширением «теневой экономики» в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста;
- бюрократизацией государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;
- увеличением затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;
- неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным отношением налогоплательщиков, не усматривающих по ряду причин сколько-нибудь тесной связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и полученными взамен выгодами от реализации спектра правительственных программ;
- милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение «холодной» (гонки вооружений) или «горячей» войны (связанной с ведением активных военных действий) [27, с. 100].
Для понимания сущности дефицита важно уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны. Одновременно дефицит бюджета – это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого экономического роста. Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.
Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Необходимо также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.