Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить сущность бюджетного дефицита, его виды, особенности проявления в экономике Республики Беларусь, провести анализ динамики бюджетного дефицита и наметить пути его снижения для нашей страны.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия.
2. Определить виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА…………………………………………………...7
1.1 Экономическая сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия………………………………………………………………………..7
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования……………..9
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...15
2.1Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета………………………………………………….15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………..27
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Расходы на оказание господдержки реальному сектору экономики (без АПК) были предусмотрены в бюджете в размере 4,7 трлн. Вr. Несмотря на снижение доли бюджета в ВВП и почти двукратное уменьшение ставки рефинансирования (с 26 до 14%), объем государственной поддержки в ВВП сохранен и составил 0,7%.
В числе наиболее значительных бюджетных расходов на экономику является оказание поддержки сельскохозяйственным организациям. При планировании средств на 2014 год сохранены ранее одобренные системные подходы поддержки АПК. Ее общий объем составит 14,2 трлн. Вr, из которых расходы республиканского бюджета (с учетом средств Госинвест-программы) – 7,7 трлн. Вr, местных бюджетов – 6,5 трлн. Вr, из них субвенции – 1,4 трлн. Вr. Последние будут направлены на снижение цен на сельхозтехнику, поставляемую на условиях лизинга (185 млрд. Вr), на известкование кислых почв (272 млрд. Вr), компенсацию удорожания калийных удобрений (840 млрд. Вr), на компенсацию (возмещение) части процентов по кредитам банков (97,7 млрд. Вr) [29].
В реальном выражении увеличиваются расходы на выполнение государственных функций на селе, в части мелиорирования и поддержания плодородия земель, селекции и семеноводства, научного обеспечения, реализации важнейших госпрограмм. Темп роста этих расходов – 114,5% (при росте доходов на 7%).
Уровень бюджетной поддержки АПК на текущую деятельность предполагает реализацию задачи, поставленной Главой государства, по повышению эффективности сельхозпроизводства и ежегодному снижению поддержки по отношению к выручке от реализации сельхозпродукции.
Расчетная дотационность сельхозпроизводства снизится на сумму около 2 трлн. Вr. Бюджетная поддержка увязана с результативностью сельхозпроизводства, так как средства будут выделяться в основном (75%) на рубль реализованной продукции, а 25% – с учетом кадастровой оценки земли (сейчас –50:50).
Что касается инвестиционной деятельности в АПК, то бюджет продолжит сопровождать и обслуживать уже выданные кредиты на реализацию программ отрасли, а это уже 30 трлн. Вr [29].
В целом объем бюджетных средств на субсидирование процентных ставок по кредитам для организаций АПК предусмотрен в объеме 5,5 трлн. Вr.
Необходимая на компенсацию (возмещение) части процентов сумма бюджетных средств рассчитана исходя также из кредитной задолженности по ранее принятым решениям в размере более 42,0 трлн. Вr.
Предусмотренный объем ресурсов позволит обеспечить дальнейшее развитие производственной базы села, а также инвестировать ресурсы в переработку и хранение сельскохозяйственной продукции.
Распределение государственной пошлины между бюджетами областей и города Минска будет производиться в соответствии с нормативами Совета Министров. В качестве критериев для определения нормативов могут быть использованы протяженность дорог и их категорийность. Право распределения средств внутри региона предоставляется областным Советам депутатов.
Таким образом, бюджет на 2014 год позволяет решить наиболее актуальные задачи в пределах тех средств, которыми располагает страна, и минимизировать риски.
Правительство намерено ужесточить практику исполнения бюджета, обеспечив его абсолютную увязку с достижением параметров, установленных прогнозом социально-экономического развития и основных направлений денежно-кредитной политики посредством их мониторинга. Отклонение от запланированных значений будут предопределять ограничение государственных расходов либо замещение источников их финансирования.
На расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») в 2012 г. приходилось 20,1% всех расходов республиканского бюджета.
Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 64,5 трлн. руб., или 41,6 % от всех расходов консолидированного бюджета.
Значительно возросли расходы на здравоохранение (на 23,2% в реальном выражении) и образование (на 19%) по сравнению с 2011 годом.
Приоритеты бюджетной политики 2012 года – здравоохранение, образование и наука. Прирост расходов на эти сферы превышает прирост финансирования большинства других отраслей.
На здравоохранение из консолидированного бюджета запланировано 18,2 трлн. рублей, или 3,6% к ВВП – рост в 1,8 раза к 2011 голу. Из них 14,4 трлн. руб. (80%) будет направлено на финансирование более двух тысяч учреждений здравоохранения местного уровня. Особое внимание уделено реализации госпрограмм в этой сфере. На мероприятия государственной программы профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний в 2012 году запланировано 192 млрд. руб., государственной программы «Кардиология» – 193 млрд., Национальной программы демографической безопасности Беларуси – 106 млрд. руб. [30].
Расходы бюджета на образование определены в объеме 23,8 трлн. руб. и составили 4,7% к ВВП – рост к 2011 году в 1,7 раза. В частности, бюджетные расходы на высшее и послевузовское образование выросли на 187,4% – с 1,7 до 3,2 трлн. руб. В дополнение к стандартным расходам на обучение студентов вузов, в рамках госпрограммы развития высшего образования на материально-техническое оснащение высших учебных заведений выделяется 159 млрд. рублей. Необходимым бюджетным финансированием наполнены госпрограмма развития средне-специального – 1,1 трлн. руб. и профессионально-технического образования – 1,5 трлн. руб.. Они комплексно охватывают все бюджетные расходы на содержание и развитие соответствующих учреждений.
Данные о финансировании здравоохранения и образования мы можем видеть на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 – Объем бюджетной поддержки здравоохранения и образования в 2012 году в Республике Беларусь
Источник: собственная разработка на основании изучения статистической информации.
Наряду с введением с 2012 года дополнительных налоговых стимулов производства инновационной продукции, на реализацию государственной научно-технической и инновационной политики запланировано 1,4 трлн. руб., или 0,3% ВВП. Это соответствует уровню 2009-2011 годов. Доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки должна существенно вырасти. Фактически в 2011 году Республика Беларусь в данной области имела не более 45%.
Продолжилась в 2012 году оптимизация бюджетных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Уровень возмещения тарифами услуг ЖКХ для населения к концу 2012 года составил не менее 35%, транспорта – не менее 85%. На субсидирование услуг ЖКХ запланировано 4,6 трлн. рублей, что в 1,4 раза больше 2011 года. При этом доля бюджетного субсидирования этих затрат сократится с 59% до 51%.
В 2012 году запланирован (и исполнен) ввод в эксплуатацию более 2 млн. квадратных метров жилья с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Господдержка осуществлялась в следующих формах:
- льготное кредитование строительства жилых помещений. Кредитование будет вестись по конкретным перечням объектов, на эти цели запланировано около 6,4 трлн. руб.;
- возмещение процентов по кредитам банков, предоставляемым на льготных условиях. Соответствующие расходы республиканского бюджета составят 4,5 трлн. руб.;
- финансовая помощь в погашении кредитов (расходы республиканского и местных бюджетов – 87 млрд. рублей);
- одноразовые безвозмездные субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для молодых семей и сельских жителей. Соответствующие субсидии местных бюджетов составят 171 млрд. руб. [29].
Также осуществлено в 2012 году финансирование строительства:
- жилья для переселения граждан из ветхих и непригодных дли проживания жилых домов, строительства жилья в сельской местности;
- социального и служебного жилья;
- жилых помещений в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В 2012 году адекватно ситуации бюджет обеспечил социальную поддержку населения. Кроме этого, были предусмотрены ресурсы на поддержку тех категорий, которые не смогут самостоятельно обеспечить себе достаток.
Структура расходов консолидированного бюджета, который состоит из республиканского и местных бюджетов, подтверждает известную оценку о том, что Беларусь остается социальным государством. Около половины всех расходов направляется на социальные нужды. В 2013 году объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 78,6 трлн. руб. (41,9% от общих расходов бюджета), в том числе на образование – 32,2 трлн. руб., здравоохранение – 25,3 трлн. руб. Более 18,7 трлн. руб. было запланировано потратить (и было потрачено) на строительство жилья с господдержкой. Большая часть из них – это бюджетные деньги. Улучшить свои жилищные условия смогли более 6 тысяч многодетных семей и еще 3 тысячи других. Расходы на бюджетную сферу составили 20,2 трлн. Вr (43,7% плана I полугодия и 95,8% годового плана), или 40,8% всех бюджетных трат [29].
Социальная сфера (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) профинансирована в 96% уточненного плана 2013 года), что составляет в расходах республиканского бюджета 21,2%. Основные траты связаны с текущим содержанием бюджетной сферы.
В 2013 году продолжалось строительство комплекса «Студенческая деревня», реконструкция РНПЦ «Неврологии и нейрохирургии с пристройкой операционного модуля по ул. Ф. Скорины, 24», РНПЦ «Кардиология», РНПЦ «Мать и дитя» четвертой, пятой и шестой очереди, реконструкция комплекса зданий и сооружений киностудии «Беларусьфильм», строительство АЭС и других объектов. На 2013 год расходы местных бюджетов на ЖКХ были запланированы в сумме 13 958,6 млрд. Br. В том числе на возмещение части затрат по обслуживаемому организациями ЖКХ жилищному фонду предусмотрено 7 359,4 млрд. Br, по не обслуживаемому (дома товариществ собственников, ведомственные жилые дома и общежития) – 1 206,0 млрд. Br [29].
При формировании бюджета на 2013 год было учтено повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населении в эквиваленте 7 USD для «стандартной» двухкомнатной квартиры (48 м2 общей площади с тремя проживающими), или примерно на 25% к уровню декабря 2012 года. В том числе по услугам тепло-,газо-и электроснабжения – на 6 USD, на прочие услуги – на 1 USD.
В структуре бюджета в 2014 году увеличилась доля важнейших социальных расходов – на образование – с 16,7 до 17,2%, на здравоохранение – с 13,3 до 14,1%, что является позитивной тенденцией (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Увеличение расходов бюджета на образование и здравоохранение в 2014 году в Республике Беларусь по сравнению с 2013 годом
Источник: собственная разработка на основании изучения статистической информации.
Бюджетное финансирование образования в сумме 35,4 трлн. Вr (в том числе в рамках реализации государственных программ) позволит сохранить его доступность для населения, обеспечит функционирование около 8,5 тыс. государственных учреждений образования.
В 2014 году в консолидированном бюджете предусмотрены средства на реализацию 22 государственных программ в области образования в сумме 4,7 трлн. Вr. Из них на развитие профессионально-технического образования запланировано 2,2 трлн. Вr, среднего специального образования –1,8 трлн. Вr, общего среднего образования – 248 млрд. Вr,высшего образования – 145,5 млрд. Вr, системы дошкольного образования –145,5 млрд. Вr. Предусмотренные в бюджете средства на здравоохранение в сумме 29 трлн. Вr обеспечат функционирование государственной системы здравоохранения, стабильную деятельность лечебно-профилактических учреждений, предоставление бесплатных медицинских услуг населению. На укрепление материально-технической базы профильных организаций здравоохранения, внедрение новых технологий диагностики, лечения и реабилитации пациентов в рамках реализации мероприятий 12 государственных программ в области здравоохранения планируется направить свыше 627 млрд. В г. Из них на Национальную программу демографической безопасности – 144,3 млрд. Вr, госпрограмму профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний –79,5 млрд, Вr, госпрограмму «Кардиология» – 105,1 млрд. Вr, госпрограмму «Туберкулез» 37,3 млрд. Вr.
Расходы консолидированного бюджета на 2014 год на социальную политику предусмотрены в сумме около 16 трлн. Вr, в том числе на удешевление процентов по льготным кредитам на жилищное строительство – 2,5 трлн. Вг. Эта сумма несколько ниже, чем в 2013 году, что обусловлено планируемым снижением стоимости ресурсов в банковской системе.
Основные направления расходов на социальную политику в структуре бюджета возросли и включают в себя расходы на социальную защиту (6,3 трлн. Вr), пенсионное обеспечение военнослужащих (6,0 трлн. Вr), содействие занятости (238 млрд. Вr), молодежную политику (52 млрд. Вr) и другие.
Действующая система государственной адресной социальной помощи предусматривает увеличение ее размера конкретному гражданину при росте расходов на оплату товаров и услуг в рамках бюджета прожиточного минимума. Такой же порядок компенсации будет применяться и в случае превышения доли расходов семьи на оплату услуг ЖКХ 15-20% бюджета домохозяйства.
Расходы на оказание адресной социальной помощи на 2014 год предусмотрены с ростом 1,2 раза к 2013 году и составят 770 млрд. Вr, включая расходы на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни. При необходимости дополнительные ресурсы на эти цели будут изысканы в процессе исполнения бюджета путем перераспределения средств.