Бюджетный дефицит в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить сущность бюджетного дефицита, его виды, особенности проявления в экономике Республики Беларусь, провести анализ динамики бюджетного дефицита и наметить пути его снижения для нашей страны.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия.
2. Определить виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА…………………………………………………...7
1.1 Экономическая сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия………………………………………………………………………..7
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования……………..9
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...15
2.1Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета………………………………………………….15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………..27
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

бюджетный дефицит-пгу-авилкина-2015.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Что касается перспектив развития белорусской экономики и путей снижения бюджетного дефицита в ближайшие годы, то прогнозные оценки, представленные отдельными группами специалистов, отличаются. Так, существует официально утвержденный прогноз, где предусмотрен прирост ВВП в 2015 г. на 8,5%. В качестве основного аргумента включения в годовой прогноз столь напряженных количественных темповых параметров рассматривается, по всей видимости, необходимость выхода на целевые прогнозные параметры принятой пятилетней программы. Тем не менее, Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин) занял более осторожную позицию и при расчете бюджета на следующий год исходил  из прироста ВВП на 6%, поскольку прирост в 8,5% может обеспечить современная экономика, имеющая значительные налоговые преференции.

Другие прогнозные оценки, сделанные, например, МВФ и Минэкономраэвития Российской Федерации по перспективам экономического развития Беларуси на 2015 г., представляются менее оптимистичными. Так, МВФ в последнем обзоре развития мировой экономики прогнозирует прирост ВВП в Республике Беларусь на 3,4% при инфляции 30%. В соответствии с прогнозом Минэкономразвития Российской Федерации, прирост белорусскою ВВП ожидается на реальном уровне 3,7%, что коррелирует с прогнозными темпами роста российской экономики.

Как представляется, обеспечение сбалансированного устойчивого развития белорусской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе в первую очередь будет зависеть от следующих внешних и внутренних условий:

- сохранения благоприятной внешне-тортовой конъюнктуры на традиционный белорусский экспорт;

- пролонгации российских преференций по энергоносителям;

- сохранения конкурентоспособности белорусской продукции на российском рынке в условиях функционирования ЕЭП и вступления Российской Федерации в ВТО;

- возможностей рефинансирования и реструктуризации выплат по внешним долгам;

- прозрачной продажи ликвидной госсобственности с использованием полученных доходов на пополнение золотовалютных резервов;

- проведения взвешенной сбалансированной внутренней макроэкономической политики, учитывающей реальные ресурсные возможности страны [28, с. 41].

В то время как многие страны формируют расходную часть бюджета с излишком, объясняя это заделом на перспективу, белорусское государство ставит задачу развиваться и одновременно жить по средствам. При этом бюджету страны на текущий год присущи не только равновесие доходов и расходов, но и баланс традиций и новаций. Он сохраняет в числе приоритетов социальную направленность и безусловное исполнение долговых обязательств. А экспериментом в бюджетном процессе станут новые модели финансирования, которые, как ожидается, позволят повысить эффективность и результативность расходов. Кроме того, целый ряд новаций анонсирован в сфере налоговых платежей и реализации бизнес-проектов.

Бюджет 2015 года тесно взаимосвязан с прогнозом социально-экономического развития страны и согласуется с денежно-кредитной политикой государства. При его подготовке использован обменный курс национальной валюты из расчета 14 тыс. 650 рублей за 1 доллар. Среднегодовое значение ставки рефинансирования Национального банка Беларуси заложено на уровне 15-16 %, инфляции – 12 % (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года). Золотовалютные резервы запланировано увеличить до 8,7 млрд долларов к концу 2015 года. Кроме того, предусмотрен опережающий рост производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы – 109,3 % и 107,1 % соответственно [19, с. 51].

Принципиально важно, чтобы достижение амбициозной задачи по росту валового внутреннего продукта в 2015 году обеспечивалось не за счет чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, накопления внутренних и внешних долгов, а, прежде всего посредством мобилизации собственного нереализованного потенциала роста и прямых иностранных инвестиций. Это стабилизирует показатели экономической безопасности страны, особенно в части уровня золотовалютных резервов, государственного внешнего и внутреннего долга.

Учитывая, что около 85 % белорусского ВВП образует экспорт, развитие этого направления для страны имеет первоочередную важность. В частности, планируется, что экспорт товаров и услуг в текущем году по сравнению с 2014 – м прирастет на 15,2 %. За рубеж будет поставлено 65 % всей произведенной промышленной продукции и 20 % сельскохозяйственной. Положительное сальдо внешней торговли составит около 500 млн. долларов, или 0,7 % ВВП [15, с. 43].

При этом белорусским экспортерам будет оказано всестороннее содействие в наращивании торговой деятельности, в том числе за счет поддержки экспортных кредитов, лизинговых схем и других инструментов, использующихся при поставках продукции за рубеж. Масштабно выглядят и планы по привлечению в экономику страны прямых иностранных инвестиций на чистой основе – около 4,5 млрд. долларов.

Главный документ страны традиционно имеет ярко выраженный социальный характер. Приоритетами в нем остаются здравоохранение, образование и наука, финансирование которых будет расти опережающими темпами. Так, без учета резервных фондов на содержание сферы образования в следующем году планируется направить более 34 трлн рублей, здравоохранения – свыше 26 трлн  рублей, науки – около 2,3 трлн рублей. Расходы на физическую культуру, спорт, средства массовой информации и культуру предусмотрены в сумме 6,7 трлн рублей.

На финансирование нового жилищного строительства в 2015 году будет в целом использовано более 18 трлн. рублей, из которых 14 трлн рублей – средства бюджета. За счет этих ресурсов в новом году планируется ввести в эксплуатацию 6,5 млн. кв. м

Средства,    предусмотренные в консолидированном   бюджете на выплату  заработной  платы, позволят в текущем году обеспечить ее реальный рост на уровне, предусмотренном прогнозом, – не менее 7 %. В эквиваленте средняя зарплата составит около 520 долларов. При этом сложившееся соотношение заработной платы бюджетников и работников реального сектора сохранится на уровне не менее 80 %.

В смете бюджетных расходов предусмотрены значительные средства и на развитие отраслей реального сектора, модернизацию экономики. Так, на дальнейшее техперевооружение АПК будет выделено более 15,5 трлн рублей. При этом дополнительно на удешевление процентных ставок по кредитам на инвестиционные цели предусматривается более 9 трлн. рублей. Однако доступ к этим ресурсам получат только те предприятия, которые имеют окупаемый проект и реализуют планы комплексной модернизации.

Эмиссионного кредитования экономики в 2014 году не предполагается. Для поддержки госпрограмм будут использованы, в том числе, ранее накопленные остатки средств бюджета.

Важной статьей расходов в 2015 году станет обслуживание долговых обязательств государства. Беларусь в текущем году входит в полосу пиковых выплат по внешнему долгу. В связи с этим ожидается двукратный прирост платежей по сравнению с текущим годом – до 3,1 млрд долларов. Общий объем внешнего государственного долга при этом достигнет около 15 млрд долларов.

Несмотря на столь внушительную цифру, размер внешнего госдолга полностью соответствует параметрам экономической безопасности, и платежи по его обслуживанию и погашению составят около 7,8 % доходов бюджета при 10 % нормативного значения.

Более того, у Беларуси есть инструменты для минимизации издержек по погашению внешних обязательств, подчеркивают в Министерстве финансов. Большое значение, в частности, имеет положительное сальдо торгового баланса. Кроме того, на погашение обязательств могут быть направлены и остатки средств бюджета прошлых лет.

Для исправления ситуации и поддержания макроэкономической стабильности Правительством утвержден комплекс мер по привлечению дополнительных поступлений, а также оптимизации и сокращению затрат (как на республиканском, так и местном уровнях).

Повысить уровень доходов должны: увеличение ставок акцизов; отмена права плательщиков на пересмотр платежей, заявленных на 2014 год по налогу на прибыль, позволит дополнительно получить около 0,2 трлн рублей; дополнительное изъятие средств в фонд национального развития (0,2 трлн бел. рублей); изъятие части прибыли банков, включая Национальный банк (1,4 трлн бел. рублей).

Несмотря на все возникшие затруднения, в полном объеме продолжится финансирование расходов, обеспечивающих бесперебойное функционирование бюджетных организаций (заработная плата, медикаменты, продукты питания, коммунальные расходы), погашение и обслуживание государственного долга, возмещение (компенсация) процентов по кредитам банков. Минфин нацеливает работников отрасли на реализацию аналогичных подходов и в регионах.

Даже привлечение дополнительных доходов и масштабное ограничение затрат не позволяет ликвидировать разрыв финансирования и компенсацию выпадающих доходов (сформированных в значительной части за счет ухудшения торговли калийными удобрениями). По предварительной оценке, с учетом ограничения и перераспределения расходов по отдельным направлениям дефицит республиканского бюджета превысит 7 трлн рублей. Для сведения баланса потребуется использовать ранее накопленные остатки средств бюджета, которые преимущественно сформированы за счет средств фонда национального развития.

Иные резервы в настоящий момент практически исчерпали себя. Ранее помочь ликвидировать наметившийся разрыв предполагалось за счет пресечения теневого бизнеса и незаконного ввоза товаров, снижения ставки рефинансирования, а также ужесточения подходов по выдаче льготных кредитов. Ожидалось, что данные меры позволят получить/сохранить бюджету совокупно 4,5 трлн рублей. Вместе с тем сегодня стало очевидно, что фактическая выгода от этого комплекса мероприятий не позволит обеспечить первоначально прогнозируемый прирост ресурсов. Весьма туманны и перспективы получения дополнительных заимствований на внешнем и внутреннем рынках.

Также ограничены возможности по сокращению дефицита за счет дальнейшего уменьшения расходов республиканского бюджета. Реализация идеи по дальнейшему снижению финансирования неминуемо повлечет за собой ухудшение условий работы для бюджетного сектора.

Таким образом, бюджет Республики Беларусь сохранил социальную направленность, что позволит Беларуси и ее жителям чувствовать себя более уверенно в текущем году, т.к. ряд статей касается жизни каждого человека, а также затрагивает такие важные сферы, как промышленность, сельское хозяйство. Запланировано, кроме указанного, увеличение бюджетных отчислений на здравоохранение, образование, науку, культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Бюджет является очень мощным механизмом финансовой политики государства. Он оказывает влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве. Это определяет необходимость максимально эффективного использования бюджетной политики для достижения одной из главных экономических задач – повышения уровня жизни населения. Поскольку полное и одновременное достижение всех целей бюджетной политики, как и экономической политики в целом, является трудновыполнимой задачей, то в зависимости от конкретной ситуации бюджетная политика должна быть ориентирована на улучшение тех или иных макроэкономических показателей.

Оптимальным состоянием государственного бюджета Республики Беларусь  является сбалансированный бюджет. При профиците бюджета хоть и появление дополнительных денежных средств вызывает определенные проблемы их рационального использования, но эти средства можно направить на различные благие цели, среди которых: развитие экономики; инновации; выплата государственных трансфертов.

Но и в случае дефицита бюджета существует необходимость и возможность его покрытия и достижения сбалансированности. Сбалансированность при дефиците достигается следующими мерами: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;  бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. Сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере  покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для Республики Беларусь – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.

Также актуальной становиться задача перераспределения средств бюджета таким образом, чтобы создать эффективные механизмы развития регионов. Местные власти должны быть заинтересованы в привлечении любых форм предпринимательской активности независимо от места регистрации юридического лица. Такие критерии, как создание рабочих мест, повышение уровня жизни людей должны быть определяющими в отношениях местной власти и бизнеса.

Важной задачей в контексте решения задач модернизации экономики является повышение конкурентоспособности налогового законодательства, банковского сектора экономики, таможенных процедур и других сфер, оказывающих влияние на условия работы на внешних рынках. В условиях Таможенного союза, помимо очевидных плюсов, заключающихся в том, что выход на огромные рынки соседних стран свободный, есть и минусы, определяющиеся в первую очередь резким возрастанием конкуренции как на внешних, так и на внутреннем рынках. Этот недостаток необходимо превратить в преимущество, создав адаптивную модель поведения всех субъектов правоотношений, в которой они вынуждены были бы проявлять гибкость, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и задавать вектор развития, опережая конкурентов. К сожалению, сегодня не все осознают важность достижения и поддержания собственной конкурентоспособности в самом широком понимании. Многие довольствуются работой в узких нишах, часто надеясь на защиту государства, отсутствие конкуренции, поддержку со стороны населения. Однако такая политика является недальновидной, ведет к деградации и не обеспечивает устойчивость в долгосрочном периоде. Для успешного развития молодого белорусского государства необходимо быть всегда впереди конкурентов, использовать наиболее передовые методы организации и управления. И здесь не может являться образцом ни один из имеющихся опытов, поскольку для гарантированного выигрыша необходимо использовать нестандартные методики, новые подходы. Иными словами, выигрывает тот, кто отличается от других, не боится нового и опирается на опыт прошлого. В нашей стране созданы условия для успешного развития, и на сегодняшнем этапе очень многое зависит не от институциональных решений, а от позиции каждого человека, его активности и предприимчивости.

Информация о работе Бюджетный дефицит в Республике Беларусь