Бюджетный дефицит в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить сущность бюджетного дефицита, его виды, особенности проявления в экономике Республики Беларусь, провести анализ динамики бюджетного дефицита и наметить пути его снижения для нашей страны.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия.
2. Определить виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА…………………………………………………...7
1.1 Экономическая сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия………………………………………………………………………..7
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования……………..9
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...15
2.1Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета………………………………………………….15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………..27
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

бюджетный дефицит-пгу-авилкина-2015.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

На физическую культуру и спорт в консолидированном бюджете запланировано 2,6 трлн. Вr, что на 12,5% больше уровня 2013 года. Указанные траты позволяют в полной мере обеспечить содержание и развитие спортивной отрасли.

На сферу культуры предусмотрено 3,4 трлн. Вr. С учетом поступления внебюджетных средств обеспечены:

- деятельность бюджетных учреждений культуры и искусства (2,8 трлн. Вr, или 88%, направлено на финансирование более 7 500 организаций культуры, в том числе музеев, библиотек, учреждений клубного типа);

- поддержка в форме субсидирования отдельных расходов по содержанию и укреплению материальной базы государственных театрально-зрелищных организаций, по созданию новых театральных постановок, концертных программ в размере 430,8 млрд. Вr;

- государственная поддержка и стимулирование развития кинематографии в сумме 66,9 млрд. Вr для производства национальных фильмов и фильмов в рамках социально-творческого заказа;

- подготовка и проведение международных и республиканских фестивалей и конкурсов в размере 81,9 млрд. Вr (в том числе «Славянский базар в Витебске», «Дажынки-2014», кинофестиваль «Лiстапад» и других мероприятий);

- создание условий для сохранения, восстановления и рационального использования объектов историко-культурного наследия, в том числе посредством реализации государственной программы «Замки Беларуси» (39,0 млрд. Вr).

По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении – на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП) [30].

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%)[29].

Неналоговые доходы за 2011 год сложились в сумме 12,0 трлн руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 218,3% (в реальном выражении на 107,8%).

Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов о г внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили:

- по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн руб. (прирост поступлений к 2010 году 53,3% в реальном выражении – 0,1%);

- по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении –71,1%);

- по налогу на прибыль 8,7 трлн руб. (прирост 55,7%) в реальном выражении -1,6%);

- по подоходному налогу 9,3 трлн руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении –13,0%);

- по акцизам 5,6 трлн руб. (прирост 28,7%. в реальном выражении снижение на 16,0%);

- по налогам на собственность 2,5 трлн руб. (прирост 37,8%), в реальном выражении снижение на 10, 1 %) [29].

В таблице 2.2 представлены доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2012 – 2014гг.

 

Доходы государственного бюджета, трлн. бел. руб.

2012

2013

2014

Темп роста

Темп прироста

 

158

636,8

799,3

   

 

 

В структуре консолидированного бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Доходы консолидированного бюджета за 2012 год сложились в сумме 158 трлн Вr, или 100,6% уточненного годового плана, республиканского бюджета –95,2 трлн Вr (или 100,2%)[29].

Основным источником пополнения казны за истекший период стали поступления от НДС, которые принесли 32,3 трлн Вr (99% уточненного годового плана), налоговые доходы от ВЭД – 25,5 трлн Вr (98,6%), акцизы – 11,2 трлн Вr (101,6%), налог на прибыль -5,5 трлн Вr (102,4%) [30].

В результате консолидированный бюджет в 2012 году исполнен с профицитом 2,8 трлн Вr, или 0,5% ВВП, а республиканский бюджет – с дефицитом 0,7 трлн Вr, или 0,1% к ВВП. В свою очередь, доходы местных бюджетов в 2012 году превысили расходы на 3,1 трлн Вг (или 0,6% ВВП), положительное сальдо Фонда социальной защиты населения сложилось на уровне 0,8 трлн. Вr, а сектора государственного управления – в размере 3,6 трлн Вr (или 0,7% к ВВП).

Возникновение дефицита республиканского бюджета вызвано рядом объективных причин. Негативное влияние на доходную часть оказало отклонение от принятых при расчетах основных макроэкономических параметров (уровня ВВП, курса белорусского рубля к иностранным валютам, объемов экспорта калийных удобрений и др.), зависимость от которых республиканского бюджета выше, чем местных. С другой стороны, в 2011 г. понадобилось направлять дополнительные ресурсы на выплату возросшей заработной платы, финансирование объектов Госинвестпрограммы и другие первоочередные расходы.

В этой связи Министерством финансов были реализованы меры по дополнительному привлечению доходов (изъятие чистой прибыли высокодоходных предприятий-монополистов; увеличение ставок акцизов на алкоголь и нефтепродукты; введение сбора на калийные удобрения и др.). Оптимизированы расходы республиканского и местных бюджетов в первую очередь в части экономии затрат на текущее содержание бюджетной сферы, а также капитальных вложений.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь  ВВП по итогам 2013 года составил к текущих ценах 636,8 трлн руб. и увеличился по сравнению с 2012 годом на 0,9% в сопоставимых ценах. Основными источниками роста валового внутреннего продукта были развитие строительства и торговли. Объем инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2013 года увеличился по сравнению с 2012 годом на 7,4%. Розничный товарооборот возрос на 18,2% [29].

Индекс потребительских цен за январь-декабрь 2013 года составил 116,5%.

По предварительным итогам 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 189,2 трлн руб. и увеличились по сравнению с 2012 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 1,3%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7 % (в 2012 году 29,8 %) [29].

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) была сформирована за счет налоговых поступлений. За 2013 год в бюджет поступило 164,9 млн руб. налоговых доходов. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились в реальном выражении на 1%.

Аналоговые доходы за 2013 год сложились в сумме 24,0 трлн. руб. и по сравнению с 2012 годом увеличились на 3,8% в реальном выражении.

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2012 годом вызвано, главным образом, уменьшением в 2013 году доли налогов по внешнеэкономической деятельности (на 4,3 п.п.) в результате снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, доли налога на прибыль (на 1.1 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике, а также ростом удельною веса подоходного налога (па 2.4 п.п.) за счет роста заработной платы и акцизов (на 2,5 п.п.) за счет увеличения их ставок.

Консолидированный   бюджет  в 2013 году исполнен с профицитом в размере 1,5 трлн руб., или 0,2% ВВП (в 2012 году – 0,5% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов [29].

Доходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2013 году составили 77,8 трлн руб., расходы 78,3 трлн. руб.

 

 

2.2 Анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита

 

 

В I полугодии 2013 года на внутреннем финансовом рынке размещены государственные ценные бумаги на сумму, эквивалентную 5,1 трлн. Вr, или 96,9% годового плана. В январе – июне 2013 года погашено государственных ценных бумаг на сумму 773,6 млрд Вr (14,6% от годового плана), расходы по их обслуживанию составили 463,9 млрд Вr (36,8% от годового плана). В отчетном периоде за счет средств республиканского бюджета были исполнены гарантийные обязательства по кредитам, выданным банками Республики Беларусь, на сумму 450,2 млрд. Вr (30% от годового плана).

Возврат сумм, выплаченных Правительством в счет выполнения гарантийных обязательств по внутренним займам, составил 293,9 млрд. Вr, или 98% годового плана.

Также в отчетном периоде своевременно и в полном объеме выполнены платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета, которые составили 1,1 млрд. 150 (9,5 трлн. Вr, или 35,7% от годового плана). В том числе по погашению основного долга – 354,9 млн.

В январе – июне 2013 года были получены четвертый и пятый транши кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 810,0 млн. 1150 (7,6 трлн. Вr, или 96,5% годового плана).

Поскольку в I полугодии 2013 года все заемщики, которые привлекли внешние займы под гарантии Правительства Республики Беларусь, своевременно рассчитались с иностранными кредиторами, и фактов образования просроченной задолженности не возникало, Министерство финансов не исполняло гарантийные обязательства по внешним займам.

Возврат сумм, ранее выплаченных Правительством Республики Беларусь в счет выполнения гарантийных обязательств по внешним займам, составил 5,2 млрд. Вr, или 239,8% годового плана.

На 2014 г. планирование республиканского бюджета выполнено на бездефицитной основе. Объем внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета запланирован в сумме 11,9 трлн, руб., объем внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета – минус 1,2 млрд. долл. (минус 11,9 трлн. руб.).

Закон утвердил: лимит внутреннего государственного долга страны в размере 50 трлн. руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 36 трлн. руб.; лимит внешнего государственного долга – 15,5 млрд. долл.; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3 млрд. долл. Утвержденные Законом лимиты обеспечивают сохранение государственного долга Республики Беларусь в пределах экономической безопасности.

Таким образом, темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета в 2014 г. по отношению к исполнению бюджета в 2013 г. превышают запланированный уровень инфляции на текущий год, что указывает на реальный прогнозируемый рост этих показателей. Государственный долг Республики Беларусь за 1 января 2014 г. составил 154,0 трлн. руб., или 22,8 % к ВВП и увеличился по сравнению с началом предыдущего года на 25,3 трлн. руб. (19,6%).

В структуре госдолга на внутренний государственный долг приходилось 23,2 %, или 35,7 трлн. руб. (5,4 % к ВВП) при лимите 37,0 трлн. руб. Внутренний государственный долг возрос по сравнению с началом 2013 г. на 9,8 трлн. руб. (38,1 %). Удельный вес внешнего государственного долга составил 76,8 % (12,4 млрд. долл. США, или 118,3 трлн. руб. и 17,4 %" к ВВП), при установленном лимите 16,3 млрд. долл. Внешний госдолг увеличился по сравнению с началом 2013 г. на 433,1 млн. долл. (3,6 %).

На 2015 г. планирование республиканского бюджета выполнено на бездефицитной основе.

Объем внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета запланирован в сумме 11,9 трлн. руб., объем внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета – минус 1,2 млрд. долл. (минус 11,9 трлн. руб.).

Закон утвердил: лимит внутреннего государственного долга страны в размере 50 трлн. руб.; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, 36 трлн. руб.; лимит внешнего государственного долга – 15,5 млрд. долл.; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 3 млрд. долл. Утвержденные Законом лимиты обеспечивают сохранение государственного долга Республики Беларусь в пределах экономической безопасности.

Таким образом, темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета в 2014 г. по отношению к исполнению бюджета в 2013 г. превышают запланированный уровень инфляции на текущий год, что указывает на реальный прогнозируемый рост этих показателей.

Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере  покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для Республики Беларусь – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Бюджетный дефицит в Республике Беларусь