Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить сущность бюджетного дефицита, его виды, особенности проявления в экономике Республики Беларусь, провести анализ динамики бюджетного дефицита и наметить пути его снижения для нашей страны.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия.
2. Определить виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА…………………………………………………...7
1.1 Экономическая сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия………………………………………………………………………..7
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования……………..9
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...15
2.1Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета………………………………………………….15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………..27
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом, бюджетный дефицит определенным образом воздействует на денежно-кредитное хозяйство Республики Беларусь, а также на функционирование экономики государства в целом. При наличии бюджетного дефицита правительственные органы вынуждены искать источники его покрытия, среди которых наиболее важными представляются такие как: резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, которая также включает кредитные деньги, а также государственные займы. Следует отметить, что сокращение расходной части бюджета связано с уменьшением или отказом от государственных социальных программ, к примеру, таких как здравоохранение, культура, образование, социальное обслуживание, а, кроме того, с экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета
Расходы республиканского бюджета по предварительным данным в 2012 году профинансированы в сумме 95,9 трлн. руб., что на 15,9 % больше (в реальном выражении), чем в 2011 году. Расходы консолидированного бюджета в 2012 году профинансированы в сумме 155,2 трлн. руб. (на 22,7 % выше уровня 2011 года в реальном выражении).
Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2, 7 п.п., составив 29, 4 % ВВП. Бюджетная политика в 2012 году была направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства. Финансирование расходов в 2012 году в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды» [29].
Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,4 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – в 1,5 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – в 1,4 раза в реальном выражении. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 2,4 п.п. по сравнению с 2011 годом.
Расходы на национальную экономику составили 29,9 трлн. руб., или 19,3 % всех бюджетных расходов. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 21%. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики [29].
В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 44,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом такие расходы увеличились на 17,9 % в реальном выражении, составив 28,6 % от общего объема бюджетных расходов и 36,7 % от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 34,2 трлн. руб. бюджетных средств, или 22% всех расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на 41,6 %.
Структура расходных обязательств бюджета 2012 года имеет ряд особенностей.
Во-первых, значительно (почти в 3 раза) увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и местных долгов, а также расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ (практически в 2 раза).
Во-вторых, в резервный фонд Президента Республики Беларусь и резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов будут направлены дополнительные поступления в объеме 2,8 трлн. руб. от НДС и подоходного налога в связи с повышением прогноза реального роста ВВП.
В-третьих, рост реальной заработной платы работников в бюджетной сфере запланирован на уровне 5% и должен быть сопоставим с ростом производительности труда в экономике. Поставлена цель – сблизить уровни оплаты труда в бюджетном секторе и в целом по экономике.
Таблица 2.1 – Расходы бюджета Республики Беларусь за 2012 – 2014 годы
Статья расходов |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Темп роста |
Темп прироста |
Поддержка сельскохозяйственных организаций,трлн. бел. руб. |
12,9 |
13,5 |
14,2 |
||
Реальный сектор экономики, млрд. бел. руб. |
29,9 |
31,2 |
36,4 |
||
Заработная плата работников бюджетной сферы, трлн. бел. руб. |
44,3 |
55,9 |
61,3 |
||
Обслуживание государственного долга, трлн. бел. руб. |
117,3 |
128,7 |
154 |
||
Социальная политика, трлн. бел. руб. |
55,4 |
78,6 |
66,9 |
Источник: собственная разработка на основании изучения статистических данных.
Таким образом, важнейшие направления расходов бюджета, в том числе по объему (расходы по погашению и обслуживанию государственного и местных долгов, па субсидирование процентных ставок по кредитам, на заработную плату и трансферты населению), в 2012 году составили более 52% общего объема расходов консолидированного бюджета. В 2010 году доля этом группы расходов составляла 44% [29].
Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций составил 11,4 трлн. руб., или 2,2% к ВВП, что несколько ниже, чем в 2011 году – 2,5% ВВП (7 трлн. руб.). Для сравнения: в 2010 году было 3,1 %, в 2009 году – 3,8% (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь
Источник: собственная разработка на основании изучения статистических данных.
Расходы республиканского бюджета на село были запланированы (и выполнены) в сумме 6,5 трлн. рублей. Из них 70% будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие сельхозпроизводства. Остальные средства республиканской казны пойдут на реализацию госпрограмм в сельском хозяйстве, а также на содержание организаций республиканского уровня и реализацию пилотных проектов высокотехнологичного сельхозпроизводства.
Повышается самостоятельность местных органов власти в управлении бюджетными ресурсами па поддержку села. Доля средств на АПК, заложенная в местных бюджетах, составляет почти половину всех расходов бюджета на эти цели – более 4,9 трлн. руб.
Расходы на господдержку других отраслей реального сектора экономики останутся на уровне текущего года – 0,4% к ВВП и составили 2,1 трлн. руб. Из них 1,7 трлн. рублей было предусмотрено на удешевление процентных платежей по инвестиционным проектам предприятий.
Бюджету Республики Беларусь на 2013 год присущи не только равновесие доходов и расходов, но и баланс традиций и новаций. Он сохраняет в числе приоритетов социальную направленность и безусловное исполнение долговых обязательств. Бюджет 2013 года был тесно взаимосвязан с прогнозом социально-экономического развития страны и согласуется с денежно-кредитной политикой государства. При его подготовке был использован обменный курс национальной валюты из расчета 8950 рублей за 1 доллар. Среднегодовое значение ставки рефинансирования Национального банка Беларуси было заложено на уровне 15-16 %, инфляции – 12 % (декабрь 2012 года к декабрю 2013 года). Золотовалютные резервы было запланировано увеличить до 8,7 млрд. долларов к концу 2013 года. Кроме того, был предусмотрен опережающий рост производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы – 109,3 % и 107,1 % соответственно. Рост ВВП был запланирован на уровне 108,5 % [30].
Достижение амбициозной задачи по росту валового внутреннего продукта в 2013 году обеспечивалось не за счет чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, накопления внутренних и внешних долгов, а, прежде всего посредством мобилизации собственного нереализованного потенциала роста и прямых иностранных инвестиций. Это стабилизировало показатели экономической безопасности страны, особенно в части уровня золотовалютных резервов, государственного внешнего и внутреннего долга.
Учитывая, что около 85 % белорусского ВВП образует экспорт, развитие этого направления для страны имело и имеет первоочередную важность. В частности, планировалось (и это стало реальностью), что экспорт товаров и услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом прирастет на 15,2 %. За рубеж было поставлено 65 % всей произведенной промышленной продукции и 20 % сельскохозяйственной. Положительное сальдо внешней торговли составило около 500 млн.USD, и, 0,7 % ВВП [30].
Расходы консолидированного бюджета в 2013 году профинансированы в сумме 187,8 трлн. руб., что на 2,3 % выше уровня 2012 года в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 0,2 п.п., составив 29,5 % ВВП.
Бюджетная политика в области расходов в 2013 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.
Значительную часть расходов консолидированного бюджета (45,6 трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 61,5 % общегосударственных расходов.
В 2013 году расходы на реализацию государственной инвестиционной программы увеличились относительно 2012 года на 30,5 % в реальном выражении. Около 14,1% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с 2012 годом такие расходы сократились на 25,3 % в реальном выражении [30].
Расходы бюджета на национальную экономику составили 31,2 трлн. руб., или 16,6 % всех бюджетных расходов. Более 53% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства.
Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.
В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начислений на зарплату работников бюджетного сектора – 55,9 трлн. руб. [29].
По сравнению с 2012 годом такие расходы увеличились на 6,7% в реальном выражении, составив 29,8 % от общего объема бюджетных расходов и 38, 2% от текущих расходов.
На капитальные расходы направлено 44,3 трлн. руб. бюджетных средств, или 23,6 % всех расходов. По сравнению с 2012 годом капитальные расходы увеличились на 9,5% в реальном выражении [29].
Снижение централизации ресурсов в бюджете предопределяет и адекватное сокращение отдельных расходов бюджета к ВВП. Так, увеличение доли расходов на выплату заработной платы, коммунальные услуги, обслуживание государственного долга требует сокращения и оптимизации других трат, в первую очередь, капитальных. Сокращение и оптимизация расходов полностью соответствуют данному Главой государства поручению по экономии и повышению эффективности использования бюджетных средств.
Удельный вес расходов на заработную плату и начисления в общих расходах бюджета увеличилось с 28,6 в 2012 году до 31,9% – в 2014 году, оплату коммунальных услуг – с 4,6 до 4,8%, обслуживание государственного долга – с 4,9 до 5,3%. При этом капитальные расходы снижаются с 16,9 до 15,4% [29]. В целом функциональная структура расходов консолидированного бюджета не претерпело существенных изменений. Половина из них – это социально ориентированные расходы, темп прироста которых (8%) опережает прирост доходов.
Новацией в бюджете является изменение подходов к повышению заработной платы. Расходы на зарплату в бюджетном секторе проиндексированы на инфляцию, а реальный ее рост должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций. Резервы имеются. Например, в Беларуси в общеобразовательных школах на одного учителя приходится менее 9 учеников, в то время как в Чехии и Польше – 11, в Германии – 14. Средняя наполняемость классов в стране составляет 15 учеников при нормативе 22.
Законом о бюджете предусмотрено право для руководителей регионов и министерств по самостоятельному увеличению заработной платы за счет экономии средств. Порядок повышения заработной платы будет определен Правительством. При этом указанным Законом защищен минимальный уровень расходов на образование и здравоохранение, как приоритетных, что позволяет добиваться этой экономии с ее направлением на повышение заработной платы в этих отраслях.
Данные подходы являются мощным стимулом по оптимизации структуры и численности в отраслях социальной сферы и направлены на решение поставленной Главой государства задачи по повышению эффективности каждого потраченного бюджетного рубля [23, с.14].
Роль государственной поддержки в бюджете 2014 года не только сохранена, но и усилена, Она сконцентрирована на двух основных направлениях: экспорте, а также модернизации и создании производства с высокой добавленной стоимостью.