Бюджетный дефицит в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить сущность бюджетного дефицита, его виды, особенности проявления в экономике Республики Беларусь, провести анализ динамики бюджетного дефицита и наметить пути его снижения для нашей страны.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономическую сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия.
2. Определить виды бюджетного дефицита и способы его финансирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА…………………………………………………...7
1.1 Экономическая сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия………………………………………………………………………..7
1.2 Виды бюджетного дефицита и способы его финансирования……………..9
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …...15
2.1Анализ сбалансированности доходной и расходной частей консолидированного бюджета………………………………………………….15
2.2 Анализ динамики, состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………..27
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

бюджетный дефицит-пгу-авилкина-2015.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Таким образом, бюджетный дефицит определенным образом воздействует на денежно-кредитное хозяйство Республики Беларусь, а также на функционирование экономики государства в целом. При наличии бюджетного дефицита правительственные органы вынуждены искать источники его покрытия, среди которых наиболее важными представляются такие как: резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, которая также включает кредитные деньги, а также государственные займы. Следует отметить, что сокращение расходной части бюджета связано с уменьшением или отказом от государственных социальных программ, к примеру, таких как здравоохранение, культура, образование, социальное обслуживание, а, кроме того, с экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

 

2.1   Анализ сбалансированности  доходной и расходной частей  консолидированного бюджета

 

 

Расходы республиканского бюджета по предварительным данным в 2012 году профинансированы в сумме 95,9 трлн. руб., что на 15,9 % больше (в реальном выражении), чем в 2011 году. Расходы консолидированного бюджета в 2012 году профинансированы в сумме 155,2 трлн. руб. (на 22,7 % выше уровня 2011 года в реальном выражении).

Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2, 7 п.п., составив 29, 4 % ВВП. Бюджетная политика в 2012 году была направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства. Финансирование расходов в 2012 году в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды» [29].

Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,4 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – в 1,5 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – в 1,4 раза в реальном выражении. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 2,4 п.п. по сравнению с 2011 годом.

Расходы на национальную экономику составили 29,9 трлн. руб., или 19,3 % всех бюджетных расходов. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 21%. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики [29].

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 44,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом такие расходы увеличились на 17,9 % в реальном выражении, составив 28,6 % от общего объема бюджетных расходов и 36,7 % от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 34,2 трлн. руб. бюджетных средств, или 22% всех расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на 41,6 %.

Структура расходных обязательств бюджета 2012 года имеет ряд особенностей.

Во-первых, значительно (почти в 3 раза) увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и местных долгов, а также расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ (практически в 2 раза).

Во-вторых, в резервный фонд Президента Республики Беларусь и резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов будут направлены дополнительные поступления в объеме 2,8 трлн. руб. от НДС и подоходного налога в связи с повышением прогноза реального роста ВВП.

В-третьих, рост реальной заработной платы работников в бюджетной сфере запланирован на уровне 5% и должен быть сопоставим с ростом производительности труда в экономике. Поставлена цель – сблизить уровни оплаты труда в бюджетном секторе и в целом по экономике.

 

Таблица 2.1 – Расходы бюджета Республики Беларусь за 2012 – 2014 годы

 

 

Статья расходов

2012г.

2013г.

2014г.

Темп роста

Темп прироста

Поддержка сельскохозяйственных организаций,трлн. бел. руб.

12,9

13,5

14,2

   

Реальный сектор экономики, млрд. бел. руб.

29,9

31,2

36,4

   

Заработная плата работников бюджетной сферы, трлн. бел. руб.

44,3

55,9

61,3

   

Обслуживание государственного долга, трлн. бел. руб.

117,3

128,7

154

   

Социальная политика, трлн. бел. руб.

55,4

78,6

66,9

   

 

Источник: собственная разработка на основании изучения статистических данных.

 

 

Таким образом, важнейшие направления расходов бюджета, в том числе по объему (расходы по погашению и обслуживанию государственного и местных долгов, па субсидирование процентных ставок по кредитам, на заработную плату и трансферты населению), в 2012 году составили более 52% общего объема расходов консолидированного бюджета. В 2010 году доля этом группы расходов составляла 44% [29].

Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций составил 11,4 трлн. руб., или 2,2% к ВВП, что несколько ниже, чем в 2011 году –  2,5% ВВП (7 трлн. руб.). Для сравнения: в 2010 году было 3,1 %, в 2009 году – 3,8% (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1  –  Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь

Источник: собственная разработка на основании изучения статистических данных.

 

Расходы республиканского бюджета на село были запланированы  (и выполнены) в сумме 6,5 трлн. рублей. Из них 70% будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие сельхозпроизводства. Остальные средства республиканской казны пойдут на реализацию госпрограмм в сельском хозяйстве, а также на содержание организаций республиканского уровня и реализацию пилотных проектов высокотехнологичного сельхозпроизводства.

Повышается самостоятельность местных органов власти в управлении бюджетными ресурсами па поддержку села. Доля средств на АПК, заложенная в местных бюджетах, составляет почти половину всех расходов бюджета на эти цели – более 4,9 трлн. руб.

Расходы на господдержку других отраслей реального сектора экономики останутся на уровне текущего года – 0,4% к ВВП и составили 2,1 трлн. руб. Из них 1,7 трлн. рублей было предусмотрено на удешевление процентных платежей по инвестиционным проектам предприятий.

Бюджету Республики Беларусь на 2013 год присущи не только равновесие доходов и расходов, но и баланс традиций и новаций. Он сохраняет в числе приоритетов социальную направленность и безусловное исполнение долговых обязательств. Бюджет 2013 года был тесно взаимосвязан с прогнозом социально-экономического развития страны и согласуется с денежно-кредитной политикой государства. При его подготовке был использован обменный курс национальной валюты из расчета 8950 рублей за 1 доллар. Среднегодовое значение ставки рефинансирования Национального банка Беларуси было заложено на уровне 15-16 %, инфляции – 12 % (декабрь 2012 года к декабрю 2013 года). Золотовалютные резервы было запланировано увеличить до 8,7 млрд. долларов к концу 2013 года. Кроме того, был предусмотрен опережающий рост производительности труда относительно темпов роста реальной заработной платы – 109,3 % и 107,1 % соответственно. Рост ВВП был запланирован на уровне 108,5 % [30].

Достижение амбициозной задачи по росту валового внутреннего продукта в 2013 году обеспечивалось не за счет чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, накопления внутренних и внешних долгов, а, прежде всего посредством мобилизации собственного нереализованного потенциала роста и прямых иностранных инвестиций. Это стабилизировало показатели экономической безопасности страны, особенно в части уровня золотовалютных резервов, государственного внешнего и внутреннего долга.

Учитывая, что около 85 % белорусского ВВП образует экспорт, развитие этого направления для страны имело и имеет первоочередную важность. В частности, планировалось (и это стало реальностью), что экспорт товаров и услуг в 2013 году по сравнению с 2012 годом прирастет на 15,2 %. За  рубеж   было   поставлено 65 % всей произведенной промышленной продукции и 20 %  сельскохозяйственной. Положительное сальдо внешней торговли составило около 500 млн.USD, и, 0,7 % ВВП [30].

Расходы консолидированного бюджета в 2013 году профинансированы в сумме 187,8 трлн. руб., что на 2,3 % выше уровня 2012 года в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 0,2 п.п., составив 29,5 % ВВП.

Бюджетная политика в области расходов в 2013 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (45,6 трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 61,5 % общегосударственных расходов.

В 2013 году расходы на реализацию государственной инвестиционной программы увеличились относительно 2012 года на 30,5 % в реальном выражении. Около 14,1% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с 2012 годом такие расходы сократились на 25,3 % в реальном выражении [30].

Расходы бюджета на национальную экономику составили 31,2 трлн. руб., или 16,6 % всех бюджетных расходов. Более 53% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства.

Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начислений на зарплату работников бюджетного сектора – 55,9 трлн. руб. [29].

По сравнению с 2012 годом такие расходы увеличились на 6,7% в реальном выражении, составив 29,8 % от общего объема бюджетных расходов и 38, 2% от текущих расходов.

На капитальные расходы направлено 44,3 трлн. руб. бюджетных средств, или 23,6 % всех расходов. По сравнению с 2012 годом капитальные расходы увеличились на 9,5% в реальном выражении [29].

Снижение централизации ресурсов в бюджете предопределяет и адекватное сокращение отдельных расходов бюджета к ВВП. Так, увеличение доли расходов на выплату заработной платы, коммунальные услуги, обслуживание государственного долга требует сокращения и оптимизации других трат, в первую очередь, капитальных. Сокращение и оптимизация расходов полностью соответствуют данному Главой государства поручению по экономии и повышению эффективности использования бюджетных средств.

Удельный вес расходов на заработную плату и начисления в общих расходах бюджета увеличилось с 28,6 в 2012 году до 31,9% – в 2014 году, оплату коммунальных услуг – с 4,6 до 4,8%, обслуживание государственного долга – с 4,9 до 5,3%. При этом капитальные расходы снижаются с 16,9 до 15,4%  [29]. В целом функциональная структура расходов консолидированного бюджета не претерпело существенных изменений. Половина из них – это социально ориентированные расходы, темп прироста которых (8%) опережает прирост доходов.

Новацией в бюджете является изменение подходов к повышению заработной платы. Расходы на зарплату в бюджетном секторе проиндексированы на инфляцию, а реальный ее рост должен быть обеспечен за счет оптимизации структуры и численности бюджетных организаций. Резервы имеются. Например, в Беларуси в общеобразовательных школах на одного учителя приходится менее 9 учеников, в то время как в Чехии и Польше – 11, в Германии – 14. Средняя наполняемость классов в стране составляет 15 учеников при нормативе 22.

Законом о бюджете предусмотрено право для руководителей регионов и министерств по самостоятельному увеличению заработной платы за счет экономии средств. Порядок повышения заработной платы будет определен Правительством. При этом указанным Законом защищен минимальный уровень расходов на образование и здравоохранение, как приоритетных, что позволяет добиваться этой экономии с ее направлением на повышение заработной платы в этих отраслях.

Данные подходы являются мощным стимулом по оптимизации структуры и численности в отраслях социальной сферы и направлены на решение поставленной Главой государства задачи по повышению эффективности каждого потраченного бюджетного рубля [23, с.14].

Роль государственной поддержки в бюджете 2014 года не только сохранена, но и усилена, Она сконцентрирована на двух основных направлениях: экспорте, а также модернизации и создании производства с высокой добавленной стоимостью.

Информация о работе Бюджетный дефицит в Республике Беларусь