Финансовая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая политика Республики Казахстан.docx

— 89.27 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: "Финансы"

 

Тема: "Финансовая политика Республики Казахстан"

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка. гр. ФК-3-26

 

Москаленко Анна

 

Проверил: преподаватель

 

Кумекбаева Л.С.

 

 

 

 

Караганда - 200

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  и основные положения финансовой политики государства

1.1 Сущность финансов, финансовых  отношений и финансовой системы  государства

1.2 Содержание, значение и механизм  функционирования финансовой политики  государства

Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан

2.1 Финансовый механизм как инструмент  реализации финансовой политики

2.2 Политика финансовой стабилизации  в Республике Казахстан

Глава 3. Современные направления  финансовой политики Казахстана

3.1 Направления денежно-кредитной  политики

3.2 Пути совершенствования налоговой  и бюджетной политики

3.3 Тенденции дальнейшего развития  инвестиционной и внешнеторговой  политики Казахстана

Заключение

Список использованной литературы

 

 Введение 

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они  охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере финансовых отношений. Эти  функции государство выполняет в рамках финансовой политики и формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой системе.

Таким образом, финансовая политика государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

Многообразие задач, которые стоят  перед государством в рыночной экономике  определяют выполняемые государством функции финансовой политики. Для  решения задач, стоящих перед  государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства  имеется ряд механизмов финансовой политики.

Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению  программ финансовой политики дал экономический  кризис 1929 - 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к  саморегулированию без активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Свое теоретическое  обоснованние принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика финансовой стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Цель курсовой работы - исследовать  сущность финансовой политики государства.

В соответствии с выдвинутой целью  сформулированы следующие задачи исследования:

1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой  системы;

3) определить механизм функционирования  финансовой политики государства,  его виды, формы и методы;

4) проанализировать финансовую  политику Казахстана, ее развитие  и современные направления;

5) сделать выводы.

 

 Глава 1. Теоретические аспекты  и основные положения финансовой  политики государства 

1.1 Сущность финансов, финансовых  отношений и финансовой системы  государства 

Понятие "финансы" охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного  продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике".

Первым автором работы о финансах был Ксенофонт (430-365 гг. до н. э)"О доходах Афинской республики".

У Аристотеля (384-322 гг. до н. э) воззрения  в области финансов изложены в  работе "Афинское государственное  устройство".

Однако не всякая денежная операция, сделка относятся к финансовой, поскольку  деньги опосредуют движение всей стоимости  общественного продукта, которое  осуществляется при помощи разных экономических  категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям.

Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.

В иерархии (соподчинении) общественных отношений денежные отношения относятся  к экономическим, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения - определяющую часть системы общественных отношений. Отсюда следует, что финансовые отношения - это часть производственных отношений, то есть они являются базисными.

 

Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое  сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между  участниками процесса общественного  производства, так как произведенные  продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем  продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При  этом должны быть удовлетворены потребности  и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального  производства. В свою очередь, наличие  товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда экономических  агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного  труда, выполняемых услуг, разными  производимыми благами в соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и  ценностей осуществляется с помощью  денег как меры стоимости и  всеобщего эквивалента. Поэтому  произведенная масса материальных и нематериальных благ, услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника общественного производства. Для этого используются стоимостные категории - деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и др.

Степень участия отдельных экономических  категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса неодинакова. Для финансов считается общепризнанным, что их действие в наибольшей степени проявляется  на стадии распределения совокупного  общественного продукта.

Проследить возникновение финансовых отношений можно в зависимости  от сферы их функционирования - в  первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства - реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей общественную, в том числе и  экономическую жизнь, или в сфере  государственных финансов.

Для понимания сущности финансов в  первом случае можно принять за точку  отсчета в воспроизводственном  процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости  и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее  обусловленном характере производства формируются пропорции распределения  реализуемого продукта на элементы, соответствующие "с", "v", "m" и образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.

При этом выделяются фонды оборотных  средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению.

Если часть стоимости, соответствующая  элементу "с" после реализации продукта, авансируется на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для обеспечения  непрерывности производственного  процесса, то из элемента "т", кроме  того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на приобретение средств труда - основных фондов (основного  капитала) - важнейшего фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность.

В дальнейшем сформированные фонды  денежных средств подвергаются перераспределению - дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению  или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов (капитала). Таким образом, часть  стоимости, созданная хозяйствующим  субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть расходуется  на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги, потребляется и выпадает из дальнейшего  движения.

Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные  нужды и, получив самостоятельное  движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений  государства в качестве государственных  доходов. Помимо отчислений от доходов  первичных звеньев экономики, государство  мобилизует часть средств населения  в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств поступает от государственных, частных, общественных предприятий  и организаций и населения  в фондовой и нефондовой формах в виде разных платежей, отчислений, сборов.

Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства  через формирование централизованных фондов денежных средств - государственный  бюджет, фонды социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта  сфера финансовых отношений весьма многообразна и связана как с  созданием указанных фондов на разных уровнях государственного управления - общенациональном, местном, так и  с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных, экологической, научных, региональных и других.

В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и воплощается  в три самостоятельных фонда: фонд возмещения, фонд потребления  и фонд накопления.

В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а  часть потребляется.

Рассмотренные процессы обуславливают  сложное переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требуют научного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные процессы в обществе.

На основании вышеизложенного  можно сформулировать краткое определение  финансов в следующем виде: финансы  представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих  в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды  у участников воспроизводства для  удовлетворения их разнообразных потребностей.

Госудаpственные финансы являются сpедством пеpеpаспpеделения стоимости общественного пpодукта и части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из элементов в системе госудаpственных финансов включаются внебюджетные фонды для финансиpования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального стpахования, фонд занятости).

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан