Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана
Заключение
Список использованной литературы
Как ближайшая цель - добиться сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.
При проведении финансовой политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой политики:
соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
создание финансовых резервов (превышение
доходов над расходами в
оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и предприятиями.
2.2 Политика финансовой
Финансовую стабилизацию в Республики
Казахстан обеспечивают путями государственного
регулирования экономических
По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.
В Казахстане за годы независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства.
Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечивает снижение уровня дефицита бюджета.
В свою очередь, это позволило установить
прочный фундамент обеспечения
финансовой стабилизации экономики: созданы
реальные предпосылки привлечения
инвестиций, способствующие умеренному
экономическому росту, подъему и
структурной перестройке
Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ является реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены, прежде всего, на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.
В последние годы из республиканского
бюджета выделялись значительные средства
на поддержку отечественных
Вместе с тем, как и в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора.
Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства.В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.
Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов - их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.
В ближайшей перспективе
В качестве основ финансовой стабилизации
рассмотрим методы борьбы с инфляции
и регулирование валютного
Деньги - важнейший элемент рыночной
системы хозяйства, и стабильность
денежной системы государства - непременное
условие нормального
Значительное место в
Экономическая и финансовая стабилизация в республике связана с поиском стратегии и выработкой эффективной денежно-кредитной политики в современных условиях, которая должна быть направлена на ограничение и сдерживание денежной и кредитной эмиссии. Проведение политики жесткой денежно-кредитной рестрикции связано с нарастанием диспропорций в сфере производства и в сфере обращения, ростом цен и инфляции.
В этих условиях правительство и Нацбанк выбрали основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной способности национальной валюты и т.д. Указанные направления в основном базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной политики, проводимой правительством и Нацбанком республики.
Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением Национальный банк может осуществлять в нескольких формах.
Во-первых, только ему подчинена
денежная эмиссия. Здесь надо заметить,
что для эффективного выполнения
Национальным банком своих задач
необходимо исключить возможность
любого давления со стороны правительства
либо других государственных структур
для осуществления своей
Во-вторых, Национальный банк осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в Национальном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.
Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается Национальным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, Национальный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.
Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего, расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.
Для регулирования совокупной ликвидности Национальный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.
Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, коңюнктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.
В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.
В условиях становления рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы Национальный банк РК пользовался жесткими административными методами регулирования, и только в настоящее время осуществил переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, т.е. таргетирование.
Таргетирование - установление Национальным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.
В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.
Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением коңюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк в 1979 - 1983 и 1986 - 1988 годах) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.
Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно потому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, Центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.
Одним махом проблему стабилизации
денежно-кредитной системы в
Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан