Финансовая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3 Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовая политика Республики Казахстан.docx

— 89.27 Кб (Скачать)

 

Задачи совершенствования финансового  механизма на современном этапе  развития экономики связаны с  широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночного  регулирования, усиления экономической  заинтересованности в результатах  хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие  финансового механизма на конечные результаты производства.

 

Финансовый механизм пронизывает  все стороны производственных отношений  общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового  механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность  и обеспечивать экономику финансовыми  ресурсами для ее роста.

 

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области  финансов для осуществления своих  функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической  политики.

 

В системе материалистической диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как часть  производственных отношений, определенной общественно-экономической формации.

 

Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.

 

Производственные отношения в  обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории. Экономические категории - это выражение  однородных экономических отношений, которые характеризуют определенную сторону экономической жизни  и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся  цена, финансы, страхование, кредит, прибыль  и т.д.

 

Финансы, как экономическая категория, основывается на действии экономических  законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона возвышения потребностей, закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закона экономии времени).

 

Финансовая политика реализуется  в реальной хозяйственной жизни  через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

 

Поскольку финансы как более  общая экономическая категория  состоит из отдельных финансовых субкатегорий с меньшей степенью абстракции (налогов, бюджета и т.д.), то можно выделить с известной степенью самостоятельности налоговую политику, бюджетную политику и соответствующие им механизмы - налоговый, бюджетный, финансовых планов, управления финансами, финансово-правовой.

 

Финансовая политика государства  подразделяется на финансовую стратегию  и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач  экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается  государством применительно к крупным  историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике  страны, региона, отрасли.

 

Финансовый механизм воплощает  намеченные государством финансовые мероприятия  в конкретные, адресные, реальные результаты - расширенное воспроизводство финансовых ресурсов, входящих в состав стоимости  всех многочисленных элементов общественного  продукта, нематериальных благ, услуг  и ценностей на всех уровнях и  в сферах общественно-экономической  жизни. Многообразие результатов воспроизводства  вызывает соответствующее многообразие форм и методов экономического (хозяйственного) механизма, составной и неотъемлемой частью которого является финансовый механизм.

 

Таким образом, прослеживается замкнутая  круговая закономерность, когда процесс  производства, определяемый экономическими законами общественной формации, наличием определенных производственных отношений  и соответствующих категорий, регулируется экономической политикой, которая  воплощается в действие хозяйственным  механизмом; последний, в свою очередь, способствует воссозданию реальных результатов воспроизводства в  соответствующем количественном и  качественном выражении. Эта диалектическая закономерность действует по нарастающему принципу в виде диалектической спирали (при нормальных условиях воспроизводства).

 

Поэтому от финансовой политики и  финансового механизма, как составных  частей экономической политики и  механизма, зависит нормальное течение  процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно  работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.

 

 Глава 2. Анализ финансовой  политики Республики Казахстан 

 

 

2.1 Финансовый механизм как инструмент  реализации финансовой политики 

 

История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого работника, приносят высокие результаты.

 

Механизм функционирования финансовой политики начала периода самостоятельного развития Казахстана отличался непоследовательностью  и противоречивостью.

 

С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве, и  финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая "шоковая терапия" в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.

 

С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые  общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по экстренному  преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный передел собственности  в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов  сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

 

В целом это привело к значительному  разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному  кризису экономики и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики.

 

Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов.

 

В Республике Казахстан продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей  финансовой политики и механизма  ее осуществления.

 

В западных теоретических концепциях и практике используется термин "фискальная политика", под которым подразумевается  комплексное понятие государственной  налогово-бюджетной политики и механизма  ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные  и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве "общественных товаров", их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах.

 

Фискальная политика проводится как  дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью  изменения реального объема национального  производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В  зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая  или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или "встроенных стабилизаторов" ("встроенная стабильность"), под которыми понимается варьирование государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде.

 

Содержанием финансовой политики государства  является планомерная организация  финансов с учетом действия экономических  законов и в соответствии с  задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

 

При всем разнообразии финансовых механизмов в Казахстане их содержание выражается в последовательном осуществлении  таких стадий:

 

1) разработка научно обоснованной  концепции развития финансов  в стране на основе действия  экономических законов, изучения  состояния экономики, перспектив  социально-экономического развития  общества;

 

2) формулировка стратегических  и тактических мероприятий финансовой  политики исходя из соответствующих  целей и задач экономической  политики;

 

3) практическое воплощение намеченных  действий через финансовый механизм  с его реконструкцией или корректировкой  в зависимости от радикальности  экономических преобразований.

 

Задачи, решаемые финансовой политикой:

 

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого  конкретного этапа развития страны;

 

б) рациональное распределение и  использование финансовых ресурсов между сферами общественного  производства, секторами национального  хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

 

в) выработка соответствующего финансового  механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

 

В программах развития экономики и  углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому  оздоровлению экономики и активизации  денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением  доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

 

В соответствии с этими программами  финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку нацелены на получение  необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию  в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым  и рациональным использованием государственных  материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан