Бюджетное устройство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства, бюджетной системы, принципы построения и состав доходной и расходной части государственного бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ
2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.2. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.3. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3. АНАЛИЗ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.1. ПОНЯТИЕ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
3.3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая по госбюджет ОРИГИНАЛ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
 

 

      3.1. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

     В  соответствии  с  бюджетной  классификацией  Республики

     Беларусь  доходы республиканского бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.

     К налоговым источникам доходов бюджетной  системы, относятся те поступления, которые установлены законодательным путем и которые взимаются, как правило, безвозмездно и безвозвратно. Это, прежде всего, налоги, сборы и другие обязательные платежи. При их неуплате наступает определенная юридическая ответственность, так же к налоговым источникам относят пени и штрафы за нарушение налогового законодательства. . Они вносятся в бюджет за оказание какой-либо услуги юридического характера от имени государства уполномоченным на то органами и учреждениями.

     К налоговым доходам относятся:

  • прямые  налоги  на  доходы и прибыль (налог на доходы и прибыль предприятий, объединений и организаций всех форм собственности);
  • налоги,  взимаемые с фонда заработной платы (чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС);
  • внутренние  налоги  на товары и услуги (общие налоги с продаж и налог  на  добавленную  стоимость,  акцизы,  налоги  за  пользование товарами   или   за  право  пользоваться  товарами  либо  заниматься определенными   видами  деятельности,  прочие  налоги  на  товары  и услуги);
  • доходы  от  внешней  торговли  и  внешнеэкономических  операций (таможенные доходы и прочие доходы);
  • прочие налоги, сборы и пошлины.

     К неналоговым доходам относятся  те поступления в бюджет, которые  не являются обязательными и при  их невнесении, как правило, не наступает ответственность. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены, следующие поступления, отвечающие определению их как неналоговые доходы. Это, прежде всего, государственная и таможенные пошлиныК пошлинам примыкают сборы и иные пошлины, которые взимаются за оказание любых других услуг. Характерной особенностью этих пошлин и сборов является то, что за неуплату их не наступает ответственность. Просто субъекту не будет оказана определенная услуга.

     К неналоговым доходам относятся:

  • доходы  от  государственной собственности и предпринимательской
  • деятельности   (прибыль  Национального  банка  Республики  Беларусь,
  • поступления    от   государственных   предприятий,   организаций   и учреждений);
  • административные   сборы   и   платежи   (включая   доходы   от предоставления разных видов услуг и компенсации затрат государства);
  • поступления  по штрафам и санкциям (включая доходы, связанные с применением  конфискационных  мер,  и  иные  средства,  полученные в возмещение ущерба);
  • прочие  текущие  неналоговые  доходы  (включая  поступления  от реализации   имущества   и   кладов,   добровольные  поступления  из негосударственных  источников  -  от  физических и юридических лиц и другие поступления);
  • доходы  от  реализации  основных фондов (включая поступления от реализации государственных материальных резервов и ценностей);
  • доходы  от  продажи  земли  (включая  доходы  от  продажи земли юридическим лицам);
  • капитальные    трансферты    за    исключением    безвозмездных поступлений.

          В  доходы  бюджета могут зачисляться безвозмездные поступления,

     получаемые   государственными   органами   со   стороны  иностранных

     государств,   от   физических   и   юридических   лиц,   от   других

     государственных  органов,  международных  организаций  и Правительств

     иностранных государств.

     Уплаченные   (взысканные)   плательщиками   платежи   в

     республиканский  бюджет  и  государственные  целевые  бюджетные фонды

     зачисляются банками в полном размере на:

  • единый   казначейский   счет  (ЕКС)  Главного  государственного
  • казначейства;
  • транзитные счета инспекций Государственного налогового комитета
  • и таможен (органы взыскания);
  • текущие счета органов, уполномоченных взыскивать отдельные виды
  • платежей.

     Перечень  платежей,  зачисляемых  на  Единый казначейский счет,

     минуя    транзитные   счета   органов   взыскания,   устанавливается

     Министерством  финансов. Операции по платежам, зачисленным  на единый

     казначейский  счет, в том числе и по их возврату, выполняются Главным

     государственным казначейством Министерства финансов.

 

 

      3.2. ЗАКРЕПЛЕННЫЕ (СОБСТВЕННЫЕ) И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

     В зависимости от порядка и условий  зачисления в бюджет доходы подразделяются на постоянно закрепленные (собственные) и регулирующие.

     Постоянно закрепленные — это такие доходы, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь полностью или в твердо закрепленном размере постоянно или на весьма длительный срок поступают в определенный бюджет.

     Закрепление доходов за определенным бюджетом является основным порядком в распределении доходов между бюджетами, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов бюджетного права. Это закрепление осуществляется бюджетным   и налоговым законодательством.

     К сожалению, белорусское законодательство не определяет долю самостоятельных (закрепленных) источников местных бюджетов. Практика закрепления постоянных источников доходов до 70 % всех поступлений в местные бюджеты любого уровня является оптимальной. Уменьшение этой доли приводит к зависимости каждого звена бюджетной системы от вышестоящего бюджета.

     К собственным доходам местных  бюджетов любого уровня относятся также  безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, иностранных  субъектов (дарение, завещание, благотворительность  и др.) Кроме того, в зависимости  от уровня местного Совета в их бюджеты включаются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», следующие доходы:

     I. В бюджеты областей и г. Минска:

     а) подоходный налог с физических лиц;

     б) налог на недвижимость;

     в) земельный налог;

     г) платежи за использование природных ресурсов и платежи за переработку нефти и нефтепродуктов;

     д) налог при упрощенной системе налогообложения;

     е) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

     ж) единый налог для производителей сельхозпродукции;

     з) налог на игорный бизнес и некоторые другие налоги, и сборы, а также ряд неналоговых доходов.

     II. В бюджеты Советов базового уровня:

     а) налог на прибыль общественных организаций и кооперативов и др.;

     б) поступления от сдачи в аренду имущества коммунального хозяйства;

     в) плата за различного рода регистрацию и перерегистрацию;

     г) местные налоги, сборы и платежи;

     д) иные доходы в соответствии с решениями областных Советов депутатов при утверждении бюджета области.

     III. В бюджеты местных Советов первичного уровня:

     а) местные налоги и сборы;

     б) иные доходы, которые предусматриваются решениями районных Советов при утверждении бюджетов районов.

     Законодательством Республики Беларусь установлено, что  все доходы сверх плановых заданий  расходуются местными Советами по своему усмотрению и изъятию не подлежат.

     Кроме собственных (закрепленных) доходов  бюджетов применяется система регулирующих источников дохода.

     Регулирующие  доходы — это такие доходы, которые  ежегодно передаются из вышестоящих  бюджетов в нижестоящие за счет собственных доходов в определенном размере для покрытия расходов, которые не обеспечиваются собственными (закрепленными) доходами.

     Перечень  регулирующих доходов и их размер утверждается при принятии закона об утверждении республиканского бюджета, а местные Советы определяют по своему усмотрению перечень и размер отчислений в нижестоящие местные бюджеты.

     К числу регулирующих доходов относятся  такой крупный налог, как НДС, а также акцизы.

     Таким образом, одни и те же источники дохода по отношению к одному бюджету будут собственными (постоянно закрепленными), а по отношению к нижестоящему — регулирующими.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Республика  Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

     Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием централизованного государственного фонда денежных средств. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.

     В настоящее время в республике функционируют 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой  регионов и обеспечивают осуществление  мероприятий по их социально-экономическому развитию.

     Из  местных бюджетов финансируются  объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и др. Около 70 % расходов государства на социально-культурную сферу несут местные бюджеты.

     В современных условиях (в связи с переходом к рыночным отношениям) методы и принципы формирования, распределения и использования бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений. При плановой экономике государственный бюджет составлялся, в основном, исходя из решений съездов КПСС, и не всегда точно отражал экономическую ситуацию в стране, часто чрезмерно жестко направлял деятельность предприятий и организаций народного хозяйства. В переходной экономике государственный бюджет должен способствовать сохранению и росту экономического и технического потенциала страны.

     .В  Республике Беларусь уже отошли  от социалистических принципов  составления государственного бюджета,  но еще не пришли к рыночным. На экономическую стабильность  в республике негативно влияет  несвоевременность принятия Закона Республики Беларусь «О бюджете» и постоянное уточнение показателей республиканского бюджета в течение года, необоснованное сокращение отдельных статей расходов. Экономическая ситуация в Республике Беларусь усугубляется из-за дефицита бюджета и увеличения государственного долга.

     Основным  источником поступления средств  в бюджет являются налоги. Их доля в  общей сумме доходов республиканского бюджета составляет около 87%. Следовательно, государственный бюджет пополняется  в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, и непоследовательна практика его применения, что зачастую делает налоги неразумными и несправедливыми.

Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь