Бюджетное устройство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства, бюджетной системы, принципы построения и состав доходной и расходной части государственного бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
1.2. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ
2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.2. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.3. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3. АНАЛИЗ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.1. ПОНЯТИЕ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
3.3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая по госбюджет ОРИГИНАЛ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Основная  задача трех первых стадий бюджетного процесса — сделать все возможное, чтобы наилучшим образом исполнить  бюджет.

     С точки зрения правовой характеристики бюджетный процесс как институт бюджетного права представляет собой  совокупность процессуальных норм бюджетного права, регулирующих бюджетные отношения по составлению, рассмотрению (обсуждению) проекта бюджета, утверждению, исполнению и утверждению отчетов бюджета и внебюджетных фондов.

     В соответствии с бюджетным законодательством  Республики Беларусь единственным субъектом бюджета является государство в лице его государственных органов представительной и исполнительной власти. При признании бюджетных учреждений субъектами бюджетных процессуальных отношений они должны обладать определенными правами и нести обязанности в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов (а не их смет), утверждения и исполнения бюджетов.

     Бюджетный процесс в Республике Беларусь базируется на общих принципах бюджетного права. Однако бюджетный процесс имеет  ряд специфических принципов, которые присущи только этому процессу:

     1) единство и полнота охвата  всех доходов и расходов;

     2) реальность запланированных средств;

     3) гласность и публичность;

     4) ежегодность;

     5) специализации бюджетных показателей.

     Единство  и полнота охвата доходов и расходов означает, что при составлении проекта бюджета должны быть учтены все источники доходов на предстоящий бюджетный год, а также планирование их на последующие годы с учетом экономических показателей общественного производства. При планировании расходной части бюджета должны быть строго выдержаны параметры его расхода на душу населения равномерно по всей стране.

     Реальность  запланированных доходов должна соответствовать возможности бюджета  произвести запланированные расходы, желательно их сбалансировать, т.е. установления правильного соотношения между доходами и расходами. Важное условие этого принципа — соответствие расходов бюджета его доходам, создание денежных резервов.

     Принцип гласности и публичности предполагает, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Сюда можно отнести и публичную отчетность исполнительных органов перед представительными органами власти об исполнении бюджетов.

     Важным  принципом бюджетного процесса является принцип специализации показателей  бюджета, которые базируются на основе бюджетной классификации. Принцип  специализации показателей бюджета  пронизывает все стадии бюджетного процесса, и отклонение от него недопустимо.

     Роспись  доходов  и  расходов бюджета, источников покрытия дефицита   республиканского   бюджета   утверждается   Министерством  финансов  и  является  основным документом, в соответствии с которым  осуществляется   исполнение   бюджета   по   доходам   и   расходам, обеспечивается  поступление доходов и производится финансирование министерств,   других   республиканских   органов   государственного управления,   иных   юридических лиц,  получающих  ассигнования  из бюджета,   облисполкомов   и  Минского  горисполкома  по  средствам, передаваемым из республиканского бюджета.

     Исполнение  бюджета имеет целью обеспечить своевременное и полное  поступление  предусмотренных  бюджетом  доходов  в целом и по каждому  доходному  источнику, а также бесперебойное финансирование, законное, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.

     Республиканский  бюджет  исполняется по росписи  доходов и расходов   бюджета,   источников   покрытия   дефицита   бюджета   с поквартальным    распределением,    составленной    и   утвержденной Министерством   финансов   в   двухнедельный   срок  после  принятия постановления  Совета  Министров  Республики  Беларусь  о  мерах  по реализации  закона Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год с учетом внесенных в течение финансового (бюджетного) года изменений в доходную и расходную части бюджета,   размер   дефицита  законом  Республики  Беларусь,  актами Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также решений Министерства финансов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав.

     Увеличение  или  уменьшение  объема  доходов  и  расходов республиканского   бюджета  согласно  статье  22  Закона  Республики Беларусь  "О  бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных  фондах"  производится  Парламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом Республики Беларусь.

 

      2. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА

 

     Бюджет  государства — это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

     Бюджет  — категория свойственная различным  отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

     Бюджет  выполняет следующие основные задачи:

  • • перераспределение валового внутреннего продукта;
  • • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

     Распределительная функция бюджета (основная) проявляется  через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:  1) образование доходов бюджета;

      2) использование бюджетных средств  (расходы бюджета).

     Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

      2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

     По  экономической сущности государственный  бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.

     Сущность  государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

     Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход;.

     Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

     Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т. д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов.

 

      2.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

     Доходы  бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

     Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования  выступает национальный доход, а  иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной собственности, других национальных ценностей). Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

     Таким образом, в налоговой нагрузке выделяются две составляющие: налоговая и неналоговая (разделение условное, поскольку отчисления в целевые фонды имеют все признаки налогов). Образование целевых бюджетных фондов и введение неналоговых платежей, увеличение их доли в налоговой нагрузке связано с объективно возникающей в ходе рыночных преобразований необходимостью государственной поддержки отдельных отраслей, развития инфраструктуры и другими важнейшими задачами, которые в условиях ограниченности средств бюджета могут быть профинансированы за счет целевых поступлений в специальные фонды. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.

     Налоги  же являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

     Можно предположить, что в дальнейшем с  достижением стабильности в развитии отраслей экономики и укреплением  доходной базы бюджета отпадет потребность в формировании целевых фондов.

     Вместе  с тем сегодня нельзя признать положительной тенденцию к увеличению числа целевых фондов и их доли в доходах бюджета. Ускоренный рост этой составляющей доходной части государственного бюджета вызывает изменения в соотношении доходов, имеющих целевое назначение, и доходов, не закрепленных за конкретными расходами. Происходит замещение последних целевыми платежами.

Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь