Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 148.22 Кб (Скачать)

Размер избыточной численности в бюджетном секторе Республики Беларусь оценивается в 10-15% по сравнению с бюджетной численностью стран-соседей со сходным уровнем социального и экономического развития (Россия, Латвия) [29, с.13]. По статистическим данным численность занятых в бюджетной сфере за 2010 год составила 3908688 чел., а средняя заработная плата за сентябрь месяц 2011 года сложилась в сумме 1992310 руб. Так вот приведение численности в соответствии с реалиями экономики, а именно снижение численности хотя бы 10% позволило бы сократить бюджетные расходы до 4732 млрд. руб., большую часть из которых можно было бы перераспределить на финансирование инвестиций в развитие бюджетной сферы и вывести ее на качественно новый уровень.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ

 

     Бюджет 2011 года, совмещает две, на первый взгляд, несовместимые концепции. С одной стороны, он социальный, т.е. предусматривает значительные финансовые ресурсы на выплату зарплат бюджетникам, поддержку медицины, образования, науки и культуры. С другой - инновационный, т.е. предполагает расширение финансирования новых инновационных проектов и технологий.

     Благодаря  этой формуле и с учетом  того, что 2011-ый − первый год  после кризиса, бюджет-2011 экономисты  уже назвали самым лучшим как минимум за последние 5 лет [29, с. 5].

     Сам бюджет  комфортно опирается на "три  кита" экономического роста −  повышение зарплат и доходов  населения, снижение налогов,  оплата из бюджета новых технологий. Т.е. население и бизнес, пожалуй, впервые и не только в Беларуси, а на всем европейском континенте будут поощряться одинаково весомо. [15, с. 14].

     Такие важные сферы, как образование, здравоохранение, социальная политика, планируется, что возрастут на 40% к уровню 2010 года. При том что весь бюджет вырастет на 18%. Это беспрецедентный рост расходов. Возрастет, как планируется, в бюджете заработная плата, социальные выплаты, пенсии, стипендии, т.е. это будет обеспечено ростом выплат бюджетному сектору и населению, а также с субсидированием услуг ЖКХ и транспорта, активной поддержкой жилищного строительства, адресной социальной помощью населению.

     В перспективе общее повышение заработной в бюджете 2011 года в среднем на 35%. Это существенно.

     Бюджетом и Налоговым кодексом предусмотрена ликвидация 5 налогов. Это более 700 миллиардов рублей, которые останутся у предприятий на инвестиции, повышение зарплат и развитие.

В 2011 году отменились 2 местных налога: сбор на развитие территорий и сбор на местные услуги в составе экологического налога. Это приблизило нас к системе развитых стран в основе НДС. Обычный плательщик будет уплачивать из них всего лишь пять платежей, а подача деклараций − ежеквартально.

Еще пять лет назад обязательных налогов и платежей в Беларуси было 20, т.е. в четыре раза больше, а  отчитывались по ним ежемесячно. С  января 2011 года самих обязательных отчетов осталось не больше 15, а все остальные стали рекомендациями.

Еще одним бонусом бизнесу стали расширенные налоговые преференции, правда, не всем подряд, а лишь тем, кто внедряет новые технологии или буквально кормит страну.

     Данные направления  бюджетной политики 2011 года устремлены для всей страны на хорошую перспективу. Они сработали и внутри страны для белорусских граждан, и для иностранных инвесторов, для которых уже сегодня нет понятия «неизвестность».

     В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что в 2013-2014 годах он составит не более 1% к ВВП [17, с. 13].

     В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22 %. Однако важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот.

Одновременно намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.

     В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.

     При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП [30, с. 87].

     В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

     В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.

     Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

     Доведение до себестоимости оплаты населением ряда услуг позволит создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечь к их предоставлению частный бизнес и, в конечном итоге, будет способствовать сокращению затрат по их оказанию.

     Бюджетное субсидирование услуг пассажирского транспорта (городские и пригородные пассажирские перевозки автомобильным, городским электрическим, внутренним водным транспортом и метрополитеном) в 2012-2014 годах планируется в следующих параметрах. Уровень тарифов за проезд к концу 2011 года должен покрывать 70% затрат на оказание таких услуг, в 2012 – не менее 85%, в 2013 – не менее 90%. К концу 2014 года планируется полностью отказаться от бюджетного субсидирования пассажирских перевозок.

     Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта будет сопровождаться мерами по повышению социальной защиты населения. Правда, социальная поддержка будет оказываться только в рамках адресных программ помощи нуждающимся. Средства на поддержку будут выделяться тем, кто по объективным причинам не может заработать их сам. Соответствующие расходы в бюджете предусматриваются в необходимом объеме. Пока же неэффективная система социальной поддержки сдерживает реформирование экономики и снятие ограничений в ценообразовании.

     В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.

     С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.

     Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций [7, с. 19].

     В текущем году Министерство финансов активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2012 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности.

     Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, − ликвидация государственных целевых бюджетных фондов.

    Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

     Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%. С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций.

О том как исполняется республиканский бюджет в 2011 году  в связи с непростой ситуацией на валютном рынке (курс национальной валюты снизился почти в 3 раза по отношению к иностранной) можно будет судит по окончании 2011 года, а пока известно следующее.

Высокими темпами развивается промышленное производство (110,6%), преимущественно за счет обрабатывающей промышленности. При этом в большинстве видов экономической деятельности достигнут и перевыполнен уровень годовых прогнозных параметров. Темпы производства продукции сельского хозяйства составили 104% [27, с.2].

Инвестиции в основной капитал увеличились на 14,9%.

Сохраняется положительная  динамика как количественных, так  и качественных параметров развития экономики. Практически не снижаются темпы роста производительности труда (109,7% за январь-август), доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (16,8%).

Финансовые показатели характеризуются  ростом выручки и прибыли от реализации продукции, работ и услуг, а также  чистой прибыли, рентабельности продаж как в промышленности, так и сельском хозяйстве.

В социальной сфере сохраняется  стабильная ситуация на рынке труда, уровень безработицы снизился и  составил на конец сентября 2011 г. 0,6% к численности экономически активного  населения.

Рост реальных располагаемых  денежных доходов населения на 5,8% и высокие девальвационные ожидания способствовали сохранению повышенного потребительского спроса и высоких темпов роста розничного товарооборота (111%), несмотря на девальвацию белорусского рубля и быстрый рост потребительских цен.

Итоги января-августа 2010 года свидетельствуют о положительных тенденциях во внешней торговле. Обеспечивается стабильный ежемесячный прирост экспорта товаров и услуг. Если сложившееся в январе существенное отставание экспорта от импорта (37 процентных пункта) ежемесячно сокращалось и в январе-мае темпы роста экспорта уже превысили темпы роста импорта на 1,5 процентного пункта, то по итогам января-августа опережение составило 17,2 процентного пункта. При этом экспорт товаров увеличился на 10,6 млрд. долларов, услуг – на 540 млн. долларов [27, с.4]..

Следует отметить, что высокие  темпы роста экспорта обусловлены, в первую очередь, увеличением физических объемов поставок белорусской продукции на 33,3% при росте средних экспортных цен на 26,5%.

В результате принимаемых  мер по наращиванию экспорта, ужесточению  бюджетно-налоговой политики в январе-августе 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами улучшилось на 1,6 млрд. долларов и составило всего 2 млрд. долларов.

В сентябре 2011 г. объем золотовалютных резервов увеличился на 134,9 млн. долларов и на 1 сентября 2011 г. составил 4,716 млрд. долларов в эквиваленте.

Таким образом, результаты января-сентября 2011 г. свидетельствуют о стабильном развитии белорусской экономики  и отдельных ее секторов, а также  улучшении ситуации на валютном рынке.

В целях обеспечения сбалансированного  развития экономики Правительством Республики Беларусь и Национальным банком последовательно реализуется комплекс мер по выходу на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка:

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь