Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 148.22 Кб (Скачать)

Источник: собственная разработка автора на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь (Приложение 2) 

     Доходы республиканского бюджета за 2010 год сложились в сумме 30288,2 млрд. руб., или на 14,7 % меньше планируемых, на 38,3 % в сравнении с 2008 годом, и на 35,3% меньше, если сравнивать с 2009 годом. При этом налога на прибыль поступило в сумме 3535,3 млрд. руб., что на 15,4 млрд. руб. меньше, чем планировалось изначально, но на 7,6% и 30,3% больше к 2008 и 2009 годам соответственно. За январь-декабрь 2010 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 11784,9  млрд. руб., или 6,3% меньше чем планировалось. При этом, если сравнивать с предыдущими годами, то доля НДС выросла на 46,1% к 2008 году и на 43,7% к 2009. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 5776,2 млрд. руб., и уменьшились по сравнению с 2008 годом на 45,6%, на 35% уменьшились к 2009 году. Неналоговые доходы в 2010 году уменьшились по сравнению с планом на 7,2%, на 23,1%  в сравнении с 2008 годом, и на 46,1% к 2009 году.

     Основными доходными источниками республиканского бюджета 2010 также остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, динамику поступлений по которым можно наблюдать из табл. 2.4.                                   

 Таблица 2.4

Динамика структуры доходов республиканского бюджета в 2008-2010 гг.

Показатели

Года, %

2008

2009

2010

1. Налоговые доходы - всего:      

из них:

63,9

56,6

91,9

- налог на прибыль 

6,7

5,6

11,7

- НДС 

16,4

17,5

38,9

- акцизы 

7,6

7,4

14,4

- доходы от внешнеэкономической  деятельности

21,5

16,4

19,1

2. Неналоговые доходы 

6,6

9,7

8,1

Итого доходов 

100,0

100,0

100,0





Источник: собственная разработка автора на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь (Приложение 1), (Приложение 2)

Из данных таблицы 2.4 следует, что с  начала 2008 года и на конец 2010 года наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 21,4%, налога на прибыль – на 5%, акцизов – на 6,8%, в реальном выражении. Доходы от внешнеэкономической деятельности снизились на 2,4%.                                

    Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах республиканского бюджета составила на 2010 год 91,9%,  в 2009 году доля налоговых доходов составила 56,6%, в 2008 году 63,9%. При этом в 2010 году 38,9% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, в 2009 году 17,5%, в 2008 ⎯  16,4%.

Расходы республиканского бюджета  за январь-декабрь 2010 года составили 34282,1 млрд. рублей, или 89,7% от годового плана. По сравнению с 2009 годом их доля уменьшилась на 26%,  с 2008 ⎯ на 28,7%.   

     Из них расходы на общегосударственную деятельность были ниже планового показателя на 3,3%, но в сравнении с 2008 годом они выросли на 18,2%, и на 63,6% в 2009 году. Расходы национальной экономики уменьшились на 32,3% по сравнению с планом, на 39,3%,  если сравнивать с 2008 годом и на 35,3% по отношению к 2009 году.

     Расходы на национальную оборону сравнительно с планом увеличились на 4,8%, на 13,6% в сравнении с 2008 годом и на 18% к 2009 году.  Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности выросли на 11,5% или на 285 млрд. руб. в сравнении с планом, на 40,3% относительно 2008 года и 33,3% относительно 2009 года.

На 62,9% от плановых сократились  расходы, связанные с жилищно-коммунальными услугами и жилищным строительством, однако, они на 40,7%, увеличились, если сравнивать с 2008 годом, и на 31,4%, если сравнивать с 2009 годом.

     Увеличились расходы на физическую культура, спорт, культуру и средства массовой информации на 7,7% от запланированного,  на 10,7% в сравнении с 2009 годом, и на 17,2% к 2008 году.

     Расходы на  здравоохранение в 2010 году увеличились на 6,6% от запланированных, на 32,5% по сравнению с 2008 годом и на 15,5%, если сравнивать с 2009 годом. Расходы на образование сократились на 28,3% по отношению к плану, но выросли на 1,1% в сравнении с 2008 годом и на 5,6% к 2009 году.

    На 4% относительно плана увеличились расходы, связанные с охраной окружающей среды, однако, на финансирование данной отрасли в 2008 и 2009 годах было потрачено  на 56,3% и 39,7% меньше, чем в 2010 году соответственно.

    Расходы социальной сферы увеличились на 0,7% от планируемых и составили 18144,1. Рост расходов по социальной сфере в определяющей мере обусловлен был увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 21,3% в реальном выражении средств больше, чем в 2008 году и на 4,9% больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов на социальную политику в 2010 году в структуре республиканского бюджета (рисунок) увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,8 процентных пункта, и на 6,7 процентных пункта по сравнению с 2008 годом.

     С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год. [5, с. 6].

    Дефицит республиканского бюджета за 2010 год составил  -3993,9 млрд. руб., притом, что планировался в размере 2900 млрд. руб.

Структура расходов республиканского бюджета 

Источник: собственная разработка автора на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь (Приложение 1), (Приложение 2)

     В целом республиканский бюджет-2010 исполнен был в среднем на 87%. При этом доходная часть бюджета снижена была на 14,6% относительно плана, на 38,3% в сравнении с 2008 годом и на 36,3% по сравнению с 2009 годом.  Расходная часть бюджета была сокращена на 10,3% от запланированных расходов, на 28,7% по сравнении с 2008 годом и на 26% относительно 2009 года.

     В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

     Проанализировав  исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь за 2008 - 2010 года, можно сделать вывод, что на протяжении трех последних лет, бюджетная политика развивались динамично.

     Для этого периода характерны:

  • планомерное снижение налоговой нагрузки;
  • концентрация бюджетных расходов на реализацию приоритетов социально-экономического развития;
  • формирование современного бюджетно-налогового законодательства.

     Наверное, за эти годы можно было бы достичь большего, если бы с 2008 года наше государство не было бы втянуто в мировой финансовый кризис. В этот период правительство и Национальный банк реализовали программу по преодолению его последствий. Удалось избежать глубокой рецессии, характерной для большинства экономик мира, стабилизировать макроэкономическую ситуацию.

     Проводимая в рамках программы с Международным валютным фондом дисциплинированная бюджетно-налоговая политика названа одним из ключевых инструментов стабилизации и успешной реализации программы «стенд-бай» [4, с. 28].

     Наряду с этим мы получили и определенные издержки:

  • отрицательную динамику и нарастание дефицита счета текущих операций платежного баланса;
  • связанную с этим необходимостью увеличения государственных заимствований;
  • структурные изменения в бюджете, как следствие активной государственной поддержке экономики − рост удельного веса расходов на обслуживание и погашение долгов, включая местные, на удешевление процентных платежей по банковским кредитам, а также снижение доли капитальных расходов в общем объеме бюджета.

     Главным образом, эти издержки стали следствием недостаточной конкурентоспособности отечественных предприятий, нереализованных инвестиционных возможностей, сложностей быстрой адаптации конкретных производств к меняющимся внешнеэкономическим условиям.

     Поэтому принципиально важно в корне изменить ситуацию с тем, чтобы, подобные факторы риска не оказывали негативного влияния на экономику нашей страны.

2.4. Предложения по усовершенствованию бюджетной политики Республики Беларусь

 

     Так, предложениями по совершенствованию бюджетной политики можно назвать следующее:

  1. улучшение качества налоговой системы. Достичь этого можно за счет придания ей очевидных стимулирующих преимуществ и за счет упрощения налогового администрирования. Сюда относится предложение вывести из под налогового обложения инвестиции и инновации. Освободившиеся из под налога на прибыль средства можно было бы направить на создание новых и модернизацию действующих производств и предприятий. Когда, например, образованное предприятие или производство начнет приносить прибыль, то оно освобождалось бы от уплаты налога до полной окупаемости понесенных затрат. Это мероприятие можно рассмотреть как механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов;
  2. совершенствование Налогового законодательства Республики Беларусь, что обеспечило бы большую собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов, исключение противоречивых положений в налоговом законодательстве, исключение двойного налогообложения субъектов хозяйствования, повышение требований к квалификации работников налоговых органов и проведение целенаправленной политики по формированию благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами;
  3. отказ от предоставления многочисленных избирательских индивидуальных налоговых льгот - что было бы справедливо в условиях конкуренции между субъектами хозяйствования;
  4. снижение объема государственной поддержки. Так, к примеру, минувшая пятилетка начиналась с того, что государственная поддержка за счет бюджетных средств оказалась в основном в виде прямого субсидирования и бюджетных ссуд. Хотя, стоит отметить, в последние годы удалось такие виды поддержки сократить до минимума, обеспечив переход к боле эффективному ⎯ компенсации части процентных ставок по банковским кредитам. Однако объем господдержки неуклонно возрастает. В 2010 году по сравнению с 2008 годом, объем таких расходов вырос более чем в 5 раз и составил 6233,4 млрд. руб.

     Государственная поддержка настолько масштабна, что ею пронизаны практически все сферы экономики. В результате, до половины всех кредитов, выдаваемых реальному сектору, льготируются за счет бюджета. Больше всего удручает то, что единожды дав возможность воспользоваться бюджетной поддержкой, вернуть ресурсы становится крайне сложно. Трудности сбыта, утрата рынков становится ширмой для руководителей, чьи идеи и предложения не находят своего реального воплощения в жизнь. Примеров подобной практики масса причем, как на республиканском, так и местном уровнях. Понятно, что получив дешевые оборотные средства, никто не желает от них отказываться. подпитываемые льготными кредитами, предприятия не стремятся сокращать свои издержки, повышать рентабельность продаж, что в целом сказывается  на  эффективности всей экономики. Необходимо уходить от такой практики. Поэтому:

  1. льготные кредиты, бюджетные ссуды должны иметь строго целевую направленность, а ответственность получателей за достижение целей государственной поддержки существенно повышена. Пролонгация возврата таких средств или возникновение неплатежей по ним должны автоматически повышать ставку по кредиту до уровня как минимум ставки рефинансирования. Это тем более актуально в сложившихся условиях, когда Беларусь активно заимствует ресурсы на внешних рынках для поддержания собственной экономики. Потому цена кредитов для отечественных предприятий, если они использовались недостаточно эффективно, должна  покрывать стоимость заимствований для бюджета страны. И только в исключительных случаях, при реализации долгосрочных перспективных инвестиционных проектов, могут быть иные условия;
  2. сокращение численности занятых в бюджетном секторе нашей страны. Ведь решена главная задача ⎯ обеспечено планомерное повышение оплаты труда в бюджетном секторе и реализованы масштабные программы развития социальной сферы. А ведь это было не просто в условиях сокращения налоговой нагрузки, необходимости вливания значительных государственных ресурсов в поддержку экономики. Реализация жесткой бюджетно-налоговой политики, отказ от малоэффективных расходов, единая стратегия и тактика деятельности всех государственных структур позволили добиться желаемых результатов. Однако с каждым годом решать эти проблемы становиться сложнее. Рост «социального пакета» (заработная плата, льготирование, проценты по жилищному строительству, адресная социальная помощь), значительно сужает возможности бюджета по финансированию других сфер.  В этой связи новый облик должна приобрести вся система бюджетных организаций. Бюджетный сектор должен быть статическим, изменяться вместе с изменением экономической ситуации. Отсюда одна из основных задач ⎯ пересмотр сети штатов государственных структур и бюджетных организаций. Необходимо сократить количество малокомплектных школ, особенно в сельской местности, обеспечив при этом организацию подвоза детей.

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь