Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 148.22 Кб (Скачать)

   Источник: собственная разработка автора на основании данных Министерства финансов Республики Беларусь (Приложение 1)

     Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

      Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.

     Так, доходы республиканского бюджета за январь - декабрь 2009 года сложились в сумме 46818,8 млрд. рублей, что на 14,7% меньше чем планировалось, и на 4,6% меньше по сравнению с 2008 годом. При этом за 2009 год в республиканский бюджет поступило налоговых доходов на сумму 26470,9 млрд. руб. (на 15,6% меньше, чем в 2008 году и на 24% меньше в сравнении с планом). В том числе: доход от налога на прибыль составил 2712,8 млрд. руб. или на 28,6% меньше от планируемой суммы и на 17,4% меньше по сравнению с 2008 годом; доход от налога на добавленную стоимость составил 8198,3 млрд. рублей, что на 1647 млрд. руб. или 17,7% меньше, чем планировалось, но на 0,6% больше в сравнении с 2008 годом; и доход от акцизов составил 3475,3 млрд. руб., что на 15,6% меньше от запланированного годового плана, и на 6,8% меньше к 2008 году.

     Доходы от внешнеэкономической  деятельности уменьшились по  сравнению с планируемыми на 37,4%, и на 37,5% по сравнению с 2008 годом.

     Взносы на государственное социальное страхование составили 15799,4 млрд. руб., что на 6% меньше, чем было запланировано по плану, однако, их величина на 9% больше, чем в 2008 году. Неналоговые доходы увеличились на 1280,7 млрд. руб. по сравнению с планируемым, и составили 4548,4млрд. руб. Стоит отметить, что именно неналоговые доходы имеют положительную динамику и прирост на 39,2% от запланированного, и 42,7% по сравнению с 2008 годом.

     В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлось сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.

     Анализируя доходную часть республиканского бюджета за 2009 год видно, что планировалось получить большую сумму доходов, чем она фактически была получена.

     Так как не был дополучен запланированный объем республиканских средств, то и государственное финансирование также сократилось. Расходы республиканского бюджета за 2009 год составили 46326,2 млрд.  руб., что на 11373,1 млрд. руб., или 18,8% меньше, чем планировалось, и на 3,8,% расходов меньше в сравнении с 2008 годом. Из них, расходы на общегосударственную деятельность составили 8731,5 млрд. руб. или 73,5% от планируемых расходов в данную сферу, и 72,2 % к уровню 2008 года.

     Расходы на национальную экономику в 2009 году уменьшились на 22% по сравнению с планом, и на 6,2%, если сравнивать с предыдущим 2008 годом, что вызвано снижением объема финансирования отраслей промышленности, энергетики, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства, рыбохозяйственной деятельности и дорожного строительства в условиях мирового финансового кризиса.

     Расходы на национальную оборону составили 1305,5 млрд. руб., что на 427,5 млрд. руб., или на 24,7% меньше, чем планировалось, и на 50 млрд. руб., или на 3,7% меньше, чем в 2008 году.

     Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 21,6% или на 570,5 млрд. руб. в сравнении с планом. Однако, если сравнивать с 2008 годом, то доля данного вида расходов увеличилась на 5,3%.

     На 60,1% по сравнению  с планом сократились расходы, связанные с жилищно-коммунальными услугами и жилищным строительством, однако, если сравнивать с 2008 годом, то величина данных расходов увеличилась на 7,1%.

     Уменьшились также расходы на физическую культура, спорт, культуру и средства массовой информации, сумма которых в 2009 году составила 522,3 млрд. руб., что на 150 млрд. руб. меньше чем планировалось или в процентном выражении их доля сократилась на 22,3%. При этом в сравнении с 2008 годом доля данных расходов увеличилась на 5,8%.

     Расходы на здравоохранение и образование в 2009 году по сравнению с планом уменьшились на 24,4% и 28,3% соответственно. Но вот если сравнивать с предыдущим 2008 годом, то финансирование сферы здравоохранения и образования увеличилось на 14,8% и 1,1% соответственно.

      На 27,5% по отношению к 2008 году уменьшились расходы, связанные с охраной окружающей среды, и на 35% уменьшились по сравнению с планом.

    Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды и источников финансирования [28,  с.8].

     Финансирование социальной сферы было осуществлено в сумме 17303,0 млрд. рублей, что на 11% меньше от планируемых расходов в данную сферу, и на 15,7% больше по сравнению с 2008 годом. Значительная часть расходов бюджета данной сфере была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом.

     В 2009 году были сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, на финансирование государственной инвестиционной программы, при этом обеспечено первоочередное финансирование объектов, ввод в действие которых был запланирован в 2009 году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 23,9% меньше уровня 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 17,5% [26,  с.10].

    Профицит республиканского бюджета за 2009 год составил 492,5 млрд. рублей.

    С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе [29,  с.6]:

  • уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
  • установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
  • уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
  • исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

     С 1 января 2009 года в отношении доходов физических  лиц установлена единая ставка  подоходного налога в размере  12% вместо существовавшей ранее  прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30%. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15%. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц [15, с. 8].

    Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.

     В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.

    В настоящее время в состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

    В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8% от валовой выручки (5% ⎯ для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах).

     Упрощенный порядок налогообложения применяется также при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

     Итак, основные цели и задачи, которые ставились бюджетной политикой были исполнены не в полном объеме, что вызвано было влиянием мирового кризиса. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.

     Республиканский бюджет за 2009 год в соответствии с планом, по доходам исполнен в размере 85,3%, по расходам ⎯ 81,2%. В итоге, в республиканском бюджете 2009 год наблюдается профицит республиканских средств в сумме 492,5 млрд. руб.,

 

2.3. Анализ исполнения республиканского бюджета за 2010 год

 

    В основе проекта бюджета на 2010 год лежал базовый прогноз социально-экономического развития страны. В основе бюджета максимальная реалистическая оценка развития экономики.

     Республиканский бюджет на 2010 год планировался по расходам в сумме 38222,4 млрд. руб. исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35522,4 тыс. руб., предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год прогнозировался в сумме 2700,0 млрд. руб. [19, с. 1].

      Бюджет по расходной части был сформирован таким образом, чтобы сохранить политику жестких бюджетных ограничений, в частности, был реализован принцип рационализации бюджетных расходов. Не секрет, что за несколько последних лет удалось значительно увеличить финансирование бюджетного сектора экономики, что позволило реализовать немало социальных проектов [28,  с.12].

     На высоком уровне в Белоруссии находится  образование, здравоохранение, культура и спорт. Тем не менее,  расходы республиканского бюджета на здравоохранение и образование в 2010 году планировалось увеличить на 7%, на социальную политику на 15% . Главная задача ⎯ сохранение достигнутого уровня социального развития общества. Фактически речь идет о том, чтобы бюджетными ресурсами было обеспечить все те обязательства, которые были сформированы за последнее время в бюджетном секторе.

     Акценты господдержки смещены в сторону инновационных и экспортоориентированных предприятий. Планировалось поддерживать, прежде всего те производства, те предприятия, которые несут в себе инновационный характер, а также те, которые способны выпускать экспортоориентированную продукцию. Прямую поддержку в виде финансовой помощи и бюджетных кредитов предполагалось осуществлять только по уже принятым решениям Президента и правительства [28,  с.14].

    В 2010-м планировалось увеличь финансирование расходов, связанных с возмещением процентных платежей по банковским кредитам. Если в 2009 году на эти цели было предусмотрено 518 млрд. руб., то в 2010 на 177 млрд. руб. больше, что позволило обеспечить предприятиям получение кредитов с господдержкой на сумму 11,5 трлн. руб. То есть 11,5 трлн. руб. кредитов в экономике планируется обслуживаться с участием бюджета. Предполагается,  что прирост таких кредитов за год составит около 4 трлн. руб. Это важнейший инструмент в руках правительства, которым оно активно пользуется, но в интересах тех предприятий, которые намерены демонстрировать экспортные возможности и возможности инновационного роста.

     В 2010 году предусматривалось реализовать политику экономии расходов. По республиканскому бюджету этот показатель должен был быть около 96%.

    По доходной  части республиканского бюджета планировалось увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как, рассчитывалось, это не приведет к ухудшению финансового состояния предприятий. Даже с учетом увеличения ставки НДС в распоряжении предприятий останется около 900 руб. Это произойдет за отмены сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налога с продаж товаров в розничной торговле. Вместе с тем повышение ставки НДС приведет к необходимости поиска дополнительных оборотных средств отдельными предприятиями.

     Планирование  и исполнение доходной и расходной  частей республиканского бюджета за 2010 год  представлены в таблице 2.3. По этим данным и данным приложения 2 проведем анализ исполнения республиканского бюджета за 2010 год с сравнениями по отношению к 2008 и 2009 годам.

 

Таблица 2.3

Анализ исполнения республиканского бюджета за 2010 год

Показатели

Планировалось

исполнить в 2010 году,

млрд. рублей

Исполнено за 2010 год,

млрд. рублей

Выполнение плана, %

Исполнение бюджета в сравнении с 2008 годом, %

Исполнение бюджета в сравнении с 2009 годом, %

Всего доходов

35522,4

30288,2

85,3

61,7

64,7

1. Налоговые доходы

из них:

32864,6

27822,2

84,7

88,7

105,1

- налог на прибыль

3550,7

3535,3

99,6

107,6

130,3

- налог на добавленную  стоимость

12581,4

11784,9

93,7

146,1

143,7

- акцизы

4562,1

4348,9

95,3

116,6

125,1

- доходы от внешнеэкономической деятельности

10114,3

5776,2

57,1

54,4

75,0

2. Неналоговые доходы

2642,7

2451,9

92,8

76,9

53,9

Всего расходов

из них:

38222,4

34282,1

89,7

71,3

74,0

- общегос. расходы

14779,9

14286,9

96,7

118,2

163,6

Продолжение табл.2.3

- национальная оборона 

1469,5

1540,0

104,8

113,6

118,0

- судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2475,2

2760,2

111,5

140,3

133,3

- национальная экономика

12932,7

8749,9

67,7

60,7

64,7

- охрана окружающей среды

233,4

242,8

104,0

43,7

60,3

-жилищно-коммунальные услуги  и жилищное строительство

85,8

31,8

37,1

140,7

131,4

- здравоохранение

1260,9

1344,0

106,6

132,5

115,5

- физическая культура, спорт,  культура и средства массовой информации

537,1

578,4

107,7

117,2

110,7

- образование

1423,2

1503,1

71,7

101,1

105,6

- расходы на финансирование социальной сферы (с ФСЗН)

18024,0

18144,1

100,7

121,3

104,9

Превышение доходов над  расходами (+), 
Дефицит (-)

 

 

-2900,0

 

 

-3993,9

     

Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь