- В рамках ужесточения кредитно-денежной политики в январе-октябре текущего года приняты решения по: повышению ставки рефинансирования с 10,5 до 35 процентов годовых; полному прекращению с 1 июня 2011 г. эмиссионного кредитования государственных программ; осуществлению рефинансирования банков только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки); девальвации белорусского рубля к иностранным валютам; унификации обменного курса на всех сегментах внутреннего валютного рынка (объединение с 20 октября 2011 г. основной и дополнительной торговых сессий на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).
- Проводится жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и снижение дефицита консолидированного бюджета в 2011 году с утвержденных 6 трлн. рублей до 3 трлн. рублей или 1,5% ВВП за счет значительного сокращения расходов на реализацию государственных программ.
В рамках структурных реформ
согласно рекомендациям Международного
валютного фонда принят Указ Президента
Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. №
261 «О создании открытого акционерного
общества «Банк развития Республики
Беларусь». Создание данного учреждения
и реформирование существующей системы
финансирования (в том числе льготного)
приоритетных государственных программ
позволит повысить эффективность их исполнения,
сроков реализации и окупаемости затрат,
а также будет способствовать обеспечению
финансовой устойчивости банковской системы.
Увеличению международных
резервных активов и финансированию
дефицита платежного баланса РБспособствует
привлечение внешних ресурсов:
- первого транша финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 800 млн. долларов;
- займа Азербайджанской Республики в размере 300 млн. долларов.
В соответствии с Соглашением
между Республикой Беларусь и
Евразийским банком развития от 9.06. 2011
г. общий объем кредита Антикризисного
фонда ЕврАзЭС составит 3 млрд. долларов.
В текущем году сумма кредита составит
1,24 млрд. долларов, оставшиеся средства
будут предоставляться равными траншами
(по 440 млн. долларов) дважды в год в течение
2012-2013 годов [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования
бюджетной политики, можно сделать следующие
выводы:
Государственный бюджет Республики
Беларусь является важным инструментом
претворения жизнь в социально-экономической
политики государства.
Бюджетная политика как целенаправленная
деятельность государства по определению
основных задач и количественных параметров
формирования доходов и расходов бюджета,
управления государственным долгом является
одним из основных инструментов экономической
политики государства.
Бюджетная политика на всех
ее уровнях и направлениях играет огромную
роль в развитии и процветании государства,
продвижении научно-технического прогресса
(бюджетные финансирования исследований
и разработок), развитии экономики (особенно
не прибыльных, но социально-значимых
отраслей экономики посредством инвестирования,
дотаций и т.д.), полнота и содержание бюджетной
политики, как правило, прямо пропорциональна
благосостоянию граждан. Действительно,
если действиями бюджетной политики, в
стране наблюдается бюджетный дефицит,
государственный долг, то это побуждает
государство усилить налоговое бремя,
увеличить налогообложение, уменьшить
финансирование всех секторов экономики,
сократить статью расхода на медицину,
образование, развитие культуры и т.д.
С другой стороны, если бюджетная политика
сработала положительно, то имеется достаток
бюджетных средств (бюджетный профицит),
что позволяет увеличить финансирование
как государственного, так и частного
сектора экономики, увеличить трансфертные
отчисления, а также отчисления во внебюджетные
социальные фонды.
Анализ бюджетной политики
является одним из основным направлении
экономической политики государства,
так как посредствам его обеспечивается
выполнение государством своих функции,
поддерживается финансовая стабильность
в стране, создаются финансовые стимулы
для социально-экономического развития.
В ходе выполнения курсовой
работы был проведен анализ исполнения
республиканского бюджета Республики
Беларусь, как основного составляющего
элемента бюджетной политики. Анализировались
планирование и исполнение доходной и
расходной части республиканского бюджета
за последние 3 года. Так, бюджетная политика
этого периода развивались динамично,
ее характерными чертами стали:
- планомерное снижение налоговой нагрузки;
- концентрация бюджетных расходов на реализацию приоритетов социально-экономического развития;
- формирование современного бюджетно-налогового законодательства.
Были выполнены основные
цели и задачи, которые ставились
бюджетной политики на 2008-2010 года:
- отменены были многие виды налогов (налог с пользователей автомобильных дорог, местные сборы с пользователей за осуществление торговли, строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц, налог за размещение наружной рекламы на иностранном языке, налог на недвижимость и пр.), что привело к снижению налоговой нагрузки на экономику;
- повышен был рейтинг отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» до 59 места (ранее занимал 75 место);
- в полном объеме были профинансированы сферы образования, здравоохранения, спорт, культура, средства массовой информации, социальная сфера;
- оптимизированы были структуры бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов, за счет значительного сокращения расходов на реализацию государственных программ;
- уровень безработицы снизился и составил 0,6% к численности экономически активного населения;
- повышена была средняя заработная плата до 467доллоров США.
В качестве основных мероприятий
усовершенствования бюджетной политики
Республики Беларусь можно выделить следующие:
- правильного выбора принципов и приоритетов формирования и использования бюджетных средств, поиска путей и механизмов повышения эффективности использования доходов бюджета;
- своевременного утверждения бюджета, более точного и детального рассмотрения и утверждения показателей бюджета, исходя из реальных возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные условия для работы предприятий и организаций народного хозяйства и объектов социальной сферы;
- совершенствования налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, что обеспечило бы большую собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов, исключение противоречивых положений в налоговом законодательстве, исключение двойного налогообложения субъектов хозяйствования, повышение требований к квалификации работников налоговых органов и проведение целенаправленной политики по формированию благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Вместе с тем, стоит отметить
рост дефицита республиканского бюджета,
и связанную с этим необходимость увеличения
государственных заимствований, а также
рост удельного веса расходов на обслуживание
и погашение долгов, включая местные, на
удешевление процентных платежей по банковским
кредитам.
Для эффективного проведения
бюджетной политики в области выработки
и реализации подходов по формированию
основных доходных источников необходимо
максимальное использование резервов
для пополнения доходной части бюджета.
Таким образом, необходимо добиться достаточных
и стабильных поступлений в бюджет и по
возможности – снизить налоговое давление
на экономику и ограничить его негативное
воздействие на темпы роста производства,
инвестиций и экспорта.
Политика же государственных
расходов не должна быть расточительной
и должна ориентировать бюджетную
политику на умеренно жесткие показатели,
притом, что эти расходы должны принимать
форму инвестиций. Расходы бюджета Республики
Беларусь должны определяться задачами
социально-экономического развития. Нужно
реализовать меры по усилению контроля
за целевым использованием государственных
средств, упорядочить механизм предоставления
средств различным хозяйственным субъектам
и на реализацию государственных программ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Булавских, М. Вместе ⎯ к успеху / М. Булавских //Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 2. – С. 40 – 43.
- Бюджетная политика – анализ и планирование бюджетной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mabico.ru. – Дата доступа: 15.10.11.
- Бюджетная политика ⎯ Министерство финансов Республики Беларусь⎯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 12.10.11.
- Гулевич, Е. Результативность подтверждается статистикой / Е. Гулевич // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 2. – С. 28 – 29.
- Ермак, Д. Бюджет 2010 – как результат возможного / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 4. – С. 5 – 7.
- Ермак, Д. Бюджеты – местные, задача – общая / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 10. – С. 25 – 27.
- Ермолович, М. Бюджетные расходы: свободы больше нет, но ответственность возрастет / М. Ермолович // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 4. – С. 19.
- Заяц, Н.Е. Доходная и расходная часть бюджета: учеб. пособие / Н.Е Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина. − Минск: БГЭУ ⎯ Теория финансов. – 412 с.
- Исполнение бюджета – Министерство финансов Республики Беларусь анализ и ассортиментная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. minfin.gov.by./bud – Дата доступа: 15.10.11.
- Кийко, Д. Уплата налогов: что изменится в 2011 году / Д. Кийко // Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 12. – С. 8 – 11.
- Киселев, С.А. Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики / С.А. Киселев // Веснiк БДЭУ. – 2008. – № 2. – С. 22 – 26.
- Кобринский, Г.Е. Доходы и расходы бюджета: учеб. пособие / Г.Е. Кобринский, М.К. Фисенко. − Минск: Выш. школа ⎯ Финансы и финансовый рынок, 2011. – 343 с.
- Комар, И.М. Бюджетная политика как фактор инновационного развития / И.М. Комар // Новая экономика. – 2009. – № 7/8. – С. 3 – 12.
- Корбут, Н. Бюджетная политика: преемственность сохраняется / Н.Корбут // Экономика Беларуси. – 2008. – № 1. – С. 24 – 29.
- Насута, С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С.Насута // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 7. – С. 13 – 14.
- О бюджете Республики Беларусь: Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 127. – С. 3 ⎯ 12.
- О республиканском бюджете на 2008 год: Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-3// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 303, 1/10309. – С. 1 ⎯ 38.
- О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 16, 2/1558. – С. 1 ⎯ 37.
- О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009г. № 73-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 3, 1/12220. – С. 1 ⎯ 25.
- О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010г. № 176-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 252, 2/1727. – С. 1 ⎯ 31.
- Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2010 год: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 679 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 14, 2/1625. – С. 1 ⎯ 15.
- Романовский, М.В. Функции бюджетной политики: учеб. пособие / М.В. Романовский, О. В. Врублевская, Б.М. Собанго. − М: Перспектива; Финансы, 2003. – 520 с.
- Сверж, А. Наша задача – давать уверенность в завтрашнем дне / А.Сверж // Финансы, учет, аудит. – 2008. – № 12. – С. 6 – 8.
- Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. − Минск: БГЭУ // Государственный бюджет. – 358 с.
- Харковец, А. Впереди еще более интенсивная и интересная работа / А.Харковец // Финансы, учет, аудит. – 2008. – № 12. – С. 3 – 6.
- Харковец, А. Коллегия Минфина: Вызовам времени - нестандартные подходы, об итогах исполнения бюджета за 2008 год и задачах на 2009 год / А. Харковец // Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 2. – С. 3 – 17.
- Харковец, А. Коллегия Минфина: Доклад министра финансов Республики Беларусь «Об итогах исполнения бюджета Республики Беларусь за 2010 год и задачах финансовых органов на 2011» / А. Харковец // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 2. – С. 3 – 19.
- Харковец, А. Коллегия Минфина: Итоги 2009, задачи 2010 / А.Харковец // Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 2. – С. 5 – 19.
- Харковец, А. О проекте бюджета-2011, планируемых изменениях и дополнениях в налоговых и бюджетных кодексах / А. Харковец // Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 8. – С. 3 – 7.
- Хотько, А.В. Анализ бюджетно-финансовой политики государства в 2008г / А.В. Хотько // Экономика.Финансы.Управление. – 2009. – №9. – С. 87 – 91.
- Шунько, И. Налоговая политика как инструмент либерализации экономики / И. Шунько // Финансы, учет, аудит. – 2009. – № 11. – С. 17 – 18.
ПРИЛОЖЕНИЯ