Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 148.22 Кб (Скачать)
  1. В рамках ужесточения кредитно-денежной политики в январе-октябре текущего года приняты решения по: повышению ставки рефинансирования с 10,5 до 35 процентов годовых; полному прекращению с 1 июня 2011 г. эмиссионного кредитования государственных программ; осуществлению рефинансирования банков только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки); девальвации белорусского рубля к иностранным валютам; унификации обменного курса на всех сегментах внутреннего валютного рынка (объединение с 20 октября 2011 г. основной и дополнительной торговых сессий на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).
  2. Проводится жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и снижение дефицита консолидированного бюджета в 2011 году с утвержденных 6 трлн. рублей до 3 трлн. рублей или 1,5% ВВП за счет значительного сокращения расходов на реализацию государственных программ.

В рамках структурных реформ согласно рекомендациям Международного валютного фонда принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы.

Увеличению международных  резервных активов и финансированию дефицита платежного баланса РБспособствует привлечение внешних ресурсов:

  • первого транша финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 800 млн. долларов;
  • займа Азербайджанской Республики в размере 300 млн. долларов.

В соответствии с Соглашением  между Республикой Беларусь и  Евразийским банком развития от 9.06. 2011 г. общий объем кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС составит 3 млрд. долларов. В текущем году сумма кредита составит 1,24 млрд. долларов, оставшиеся средства будут предоставляться равными траншами (по 440 млн. долларов) дважды в год в течение 2012-2013 годов [3].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Подводя итоги исследования бюджетной политики, можно сделать следующие выводы:

Государственный бюджет Республики Беларусь является важным инструментом претворения жизнь в социально-экономической политики государства.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на всех ее уровнях и направлениях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.), полнота и содержание бюджетной политики, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, если действиями бюджетной политики, в стране наблюдается бюджетный дефицит, государственный долг, то это побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование, развитие культуры и т.д. С другой стороны, если бюджетная политика сработала положительно, то имеется достаток бюджетных средств (бюджетный профицит), что позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а также отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Анализ бюджетной политики является одним из основным направлении  экономической политики государства, так как посредствам его обеспечивается выполнение государством своих функции, поддерживается финансовая стабильность в стране, создаются финансовые стимулы для социально-экономического развития.

В ходе выполнения курсовой работы был проведен анализ исполнения республиканского бюджета Республики Беларусь, как основного составляющего элемента бюджетной политики. Анализировались планирование и исполнение доходной и расходной части республиканского бюджета за последние 3 года. Так, бюджетная политика этого периода развивались динамично, ее характерными чертами стали:

  • планомерное снижение налоговой нагрузки;
  • концентрация бюджетных расходов на реализацию приоритетов социально-экономического развития;
  • формирование современного бюджетно-налогового законодательства.

Были выполнены основные цели и задачи, которые ставились  бюджетной политики на 2008-2010 года:

  • отменены были многие виды налогов (налог с пользователей автомобильных дорог,  местные сборы с пользователей за осуществление торговли, строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц, налог за размещение наружной рекламы на иностранном языке, налог на недвижимость и пр.), что привело к снижению налоговой нагрузки на экономику;
  • повышен был рейтинг отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» до 59 места (ранее занимал 75 место);
  • в полном объеме были профинансированы сферы образования, здравоохранения, спорт, культура, средства массовой информации, социальная сфера;
  • оптимизированы были структуры бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов, за счет значительного сокращения расходов на реализацию государственных программ;
  • уровень безработицы снизился и составил 0,6% к численности экономически активного населения;
  • повышена была средняя заработная плата до 467доллоров США.

В качестве основных мероприятий усовершенствования бюджетной политики Республики Беларусь можно выделить следующие:

  • правильного выбора принципов и приоритетов формирования и использования бюджетных средств, поиска путей и механизмов повышения эффективности использования доходов бюджета;
  • своевременного утверждения бюджета, более точного и детального рассмотрения и утверждения показателей бюджета, исходя из реальных возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные условия для работы предприятий и организаций народного хозяйства и объектов социальной сферы;
  • совершенствования налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, что обеспечило бы большую собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов, исключение противоречивых положений в налоговом законодательстве, исключение двойного налогообложения субъектов хозяйствования, повышение требований к квалификации работников налоговых органов и проведение целенаправленной политики по формированию благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Вместе с тем, стоит отметить рост дефицита республиканского бюджета, и связанную с этим необходимость увеличения государственных заимствований, а также рост удельного веса расходов на обслуживание и погашение долгов, включая местные, на удешевление процентных платежей по банковским кредитам.

Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Политика же государственных  расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать бюджетную  политику на умеренно жесткие показатели, притом, что эти расходы должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета Республики Беларусь должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.

    

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Булавских, М. Вместе ⎯ к успеху / М. Булавских //Финансы, учет, аудит. – 2010. – № 2. – С. 40 – 43.
  2. Бюджетная политика – анализ и планирование бюджетной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mabico.ru. – Дата доступа: 15.10.11.
  3. Бюджетная политика ⎯ Министерство финансов Республики Беларусь⎯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 12.10.11.
  4. Гулевич, Е. Результативность подтверждается статистикой / Е. Гулевич // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 2. – С. 28 – 29.
  5. Ермак, Д. Бюджет 2010 – как результат возможного / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2010.  – № 4. – С. 5 – 7.
  6. Ермак, Д. Бюджеты – местные, задача – общая  / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2010.  – № 10. – С. 25 – 27.
  7. Ермолович, М.  Бюджетные расходы: свободы больше нет, но ответственность возрастет / М. Ермолович // Финансы, учет, аудит. – 2011. – № 4. – С. 19.
  8. Заяц, Н.Е. Доходная и расходная часть бюджета: учеб. пособие / Н.Е Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина. − Минск: БГЭУ ⎯ Теория финансов. – 412 с.
  9. Исполнение бюджета – Министерство финансов Республики Беларусь анализ и ассортиментная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. minfin.gov.by./bud  – Дата доступа: 15.10.11.
  10. Кийко, Д. Уплата налогов: что изменится в 2011 году / Д. Кийко // Финансы, учет, аудит. – 2010. –  № 12. – С. 8 – 11.
  11. Киселев, С.А. Бюджетная политика Республики Беларусь в условиях инновационной экономики / С.А. Киселев // Веснiк БДЭУ. – 2008. – № 2. – С. 22 – 26.
  12. Кобринский, Г.Е.  Доходы и расходы бюджета: учеб. пособие /  Г.Е. Кобринский, М.К. Фисенко. − Минск: Выш. школа ⎯ Финансы и финансовый рынок, 2011. – 343 с.
  13. Комар, И.М. Бюджетная политика как фактор инновационного развития / И.М. Комар  // Новая экономика. – 2009. –  № 7/8. – С. 3 – 12.
  14. Корбут, Н. Бюджетная политика: преемственность сохраняется / Н.Корбут  // Экономика Беларуси. – 2008. –  № 1. – С. 24 – 29.
  15. Насута, С. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С.Насута // Финансы, учет, аудит. – 2011. –  № 7. – С. 13 – 14.
  16. О бюджете Республики Беларусь: Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 127. – С. 3 ⎯ 12.
  17. О республиканском бюджете на 2008 год: Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-3// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 303, 1/10309. – С. 1 ⎯ 38.
  18. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от  13 ноября 2008 г. № 450-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 16, 2/1558. – С. 1 ⎯ 37.
  19. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь от  29 декабря 2009г. № 73-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 3, 1/12220. – С. 1 ⎯ 25.
  20. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от  15 октября 2010г. № 176-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 252, 2/1727. – С. 1 ⎯ 31.
  21. Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2010 год: Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 679 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 14, 2/1625. – С. 1 ⎯ 15.
  22. Романовский, М.В. Функции бюджетной политики: учеб. пособие /  М.В. Романовский, О. В. Врублевская, Б.М. Собанго. − М: Перспектива; Финансы, 2003. – 520 с.
  23. Сверж, А. Наша задача – давать уверенность в завтрашнем дне / А.Сверж // Финансы, учет, аудит. – 2008.  – № 12. – С. 6 – 8.
  24. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. − Минск: БГЭУ // Государственный бюджет. – 358 с.
  25. Харковец, А. Впереди еще более интенсивная и интересная работа / А.Харковец  // Финансы, учет, аудит. – 2008.  – № 12. – С. 3 – 6.
  26. Харковец, А. Коллегия Минфина: Вызовам времени - нестандартные подходы, об итогах исполнения бюджета за 2008 год и задачах на 2009 год / А. Харковец  // Финансы, учет, аудит. – 2009.  – № 2. – С. 3 – 17.
  27. Харковец, А. Коллегия Минфина: Доклад министра финансов Республики  Беларусь «Об итогах исполнения бюджета Республики Беларусь за 2010 год и задачах финансовых органов на 2011» / А. Харковец  // Финансы, учет, аудит. – 2011.  – № 2. – С. 3 – 19.
  28. Харковец, А. Коллегия Минфина: Итоги 2009, задачи 2010 / А.Харковец  // Финансы, учет, аудит. – 2010.  – № 2. – С. 5 – 19.
  29. Харковец, А. О проекте бюджета-2011, планируемых изменениях и дополнениях в налоговых и бюджетных кодексах / А. Харковец  // Финансы, учет, аудит. – 2010.  – № 8. – С. 3 – 7.
  30. Хотько, А.В. Анализ бюджетно-финансовой политики государства в 2008г / А.В. Хотько // Экономика.Финансы.Управление. – 2009. –  №9. – С. 87 – 91.
  31. Шунько, И. Налоговая политика как инструмент либерализации экономики / И. Шунько // Финансы, учет, аудит. – 2009. –  № 11. – С. 17 – 18.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь