Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методологических основ бюджетной политики Республики Беларусь, анализ исполнения бюджетной политики с учетом ее соответствия поставленным задачам.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Изучить теоретические основы бюджетной политики Республики Беларусь, ее содержание на современном этапе;
Определить цели, задачи и функции бюджетной политики Республики Беларусь;
Провести анализ исполнения бюджетной политики за 2008, 2009 и 2010 годы;
Разработать мероприятия по совершенствованию бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно выделить следующие:
Таким образом, анализ бюджетной политики является одним из основных направлений экономической политики государства, так как посредством бюджетной политики обеспечивается выполнение возложенных на государство функций, поддерживается финансовая стабильность в стране.
1.3. Цели, задачи и функции бюджетной политики Республики
Беларусь
Бюджетная политика играет важную роль в финансовой политике государства, реализуя в сочетании с другими ее составными частями следующие основные функции:
Стратегическими целями бюджетной политики, которые определяются целями стратегии экономического развития и ролью бюджетной политики, являются: обеспечение полного устойчивого выполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях управления; устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики; снижение уровня издержек функционирования государства; уменьшение долговой нагрузки на государство.
Цель экономического развития Республики Беларусь – стимулирование качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и государственного долга страны на экономически безопасном уровне.
Задачи бюджетной политики зависят от социально-экономической ситуации в стране, от конкретного периода времени, на который ставятся эти задачи.
Так основными задачами бюджетной политики на 2010-2015 годы являются [15, с. 13]:
Вышепоставленные задачи планируется реализовать через следующие механизмы:
Координацию работы по выполнению вышеперечисленных мероприятий в области бюджетной политики осуществляет Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, курирующий вопросы развития экономики.
2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2008-2010 ГОДЫ
2.1. Анализ исполнения республиканского бюджета за 2008 год
О выполнении бюджетной политики можно
судить по исполнению как республиканского,
так и консолидированного бюджета. Консолидированный
бюджет представляет собой совокупность
бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей
административно-
Мы же проведем анализ
Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь.
Министерство финансов определяет порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов бюджетов, их особенности в текущем финансовом году, порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г. Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств [14].
Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов [24, с.156].
Проведем анализ исполнения республиканского бюджета за 2008, 2009 и 2010 годы.
Республиканский бюджет на 2008 год был утвержден по расходам в сумме 40342,2 млрд. руб. исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152,2 млрд. руб. [17, с. 4].
Установлен был предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2190 млрд. рублей.
Планировалось, что доходы республиканского бюджета составят 38152,2 млрд. рублей. Из них налоговые доходы (налоги на доходы и прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на приобретение автомобильных транспортных средств, акцизы, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, сбор за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, патентные пошлины, экологический налог и пр.) составят 24661,1 млрд. руб., взносы на государственное социальное страхование 11902,3 млрд. руб. и неналоговые доходы (за пользование денежными средствами республиканского бюджета, включая проценты по бюджетным займам, от дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности, и доходов от других форм участия в капитале, от арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, от реализации имущества, находящегося в республиканской собственности, от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов), штрафы за совершение административных правонарушений, безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь и др. неналоговые доходы) составят 1588,8 млрд. руб. [17, с.10].
В том числе доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки ⎯ в сумме 2345 млрд. руб., или с ростом к 2007 году на 16%; инновационных фондов ⎯ более 1500 млрд. руб. (93,2%); фондов охраны природы ⎯ 438 млрд. руб. (107,2%); фонда национального развития ⎯ 100 млрд. руб.; фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья ⎯ 30 млрд. руб., или с ростом на 20% к 2007 году.
Поступления в фонд социальной защиты населения предусматривались в сумме 12421 млрд. руб., или с ростом на 10,1% к предыдущему году.
В 2008 году планировалось, что объем общегосударственных расходов республиканского бюджета составит 8877,9 млрд. руб.
В республиканском бюджете расходы на здравоохранение были запланированы в сумме 1026 млрд. руб. (с ростом на 12,3%). За счет средств республиканского бюджета в 2008 г. планировалось профинансировать 88 организаций здравоохранения различной ведомственной подчиненности, за счет местных бюджетов ⎯ 2182 организации.
В составе расходов республиканского бюджета на образование предусматривалось 1278,2 млрд. руб. на реализацию государственных программ, включая [27, с.8]:
Расходы на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации прогнозировались в сумме 488,2 млрд. руб.
За счет этих средств дальнейшее планировалось развитие системы спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва, которая включает содержание 11 училищ олимпийского резерва, 8 школ высшего спортивного мастерства, 14 центров олимпийской подготовки, 10 центров олимпийского резерва, 457 детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
В республиканском бюджете были предусмотрены целевые средства на подготовку и участие белорусских спортсменов в летних Олимпийских играх 2008 года в Китае.
В части физкультурно-оздоровительной работы с населением за счет предусмотренных в бюджете средств, предполагалось содержание более 22 тыс. спортивных сооружений, проведение более 15 тыс. спортивных мероприятий с участием более 1,9 млн. человек.
По-прежнему одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны остается жилищное строительство. Для решения этой проблемы из республиканского бюджета в 2008 г. планировалось выделить около 24,2 млрд. руб.
Расходы фонда социальной защиты населения были определены в сумме 13881,7 млрд. руб. В расходах фонда в 2008 г. новым являлось то, что за счет его средств, предусматривалось направить 117,6 млрд. руб. на финансирование мероприятий по обеспечению занятости.
На финансирование Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы было направлено 625,3 млрд. руб. (с учетом капитальных вложений).
В Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы на финансирование агропромышленного комплекса из республиканского бюджета-2008 предусматривалось 2,8 трлн. руб. При этом в республиканском фонде поддержки сельхозпроизводителей, формируемом за счет сбора в размере двух процентов выручки от реализации продукции, аккумулируются средства в общей сумме около 2,3 трлн. руб.
Впервые в республиканском бюджете предусматривались средства на сдерживание тарифов на оплату электрической и тепловой энергии. В этих целях планировалось, что часть инвестиционных расходов Минэнерго (594 млрд. руб.) будет компенсирована за счет доходов бюджета.
Информация о работе Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь