Понятие и принципы межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:42, реферат

Краткое описание

Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах прошлого века не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

Оглавление

1.1. Введение……………………………………………………………………...3
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений…………………….…5
2.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения………………………………………………………………………....9
2.3. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
Заключение…………………………………………………………………...…..12
2.4. Правовой режим фондов финансовой поддержки, порядок их образования и поддержки…………………………………………………..…16
2.5. Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений……...20
3.1. Заключение…………………………………………………………………..24
4.1. Список литературы………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Понятие и принципы межбюджетных отношений.docx

— 43.98 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Реферат по межбюджетным отношениям на тему:

 «Понятие и принципы межбюджетных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

                                          Подготовил студент 406 группы:

                   Преподаватель: 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Тамбов 2012 
План:

 

1.1. Введение……………………………………………………………………...3

2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений…………………….…5

2.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения………………………………………………………………………....9

2.3. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов

Заключение…………………………………………………………………...…..12

2.4. Правовой режим фондов финансовой поддержки, порядок их образования и поддержки…………………………………………………..…16

2.5. Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений……...20

3.1. Заключение…………………………………………………………………..24

4.1. Список литературы………………………………………………………….26

 

 

Введение

 

Осуществление политических и экономических преобразований в России, требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах прошлого века не позволяла государственным  органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать  свои функции. Бюджетные проблемы стали  основной причиной конфликтов между  федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными  и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием  кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего  пореформенного периода вносить  изменения в порядок организации  и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

Разработанная и одобренная постановлением Правительства  РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной  политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но существенно  проблему не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным, острота проблемы не снижается, а  напротив, возрастает. Все надежды  в настоящее время в плане  качественных сдвигов в реформировании межбюджетных отношений ложатся  на «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг.», принятую в апреле 2006г.

Таким образом, проблема реформирования бюджетной  системы эффективного использования  общественных финансовых ресурсов, вопросы  их централизации и децентрализации  обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

 

 

 Сущность и принципы  межбюджетных отношений

 

Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования  общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  зависят от его экономической  политики.

Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной  системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным  устройством.

Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.

По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться  принцип бюджетного федерализма. В  мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных  и региональных уровней власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения  бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы

Построение  бюджетной системы Российской Федерации  основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

2) бюджетов  субъектов Российской Федерации  (региональных бюджетов) и бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3) местных  бюджетов, в том числе: 

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующий год  представляет собой консолидированный  бюджет РФ.

Характер  взаимодействия бюджетов различных  уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации  и децентрализации бюджетной  системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные  отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни. Несбалансированность бюджетов «по горизонтали» связана с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов (различия доходных возможностей крупных и малых городов, урбанизированных и сельских районов). Указанные различия возникают в силу не зависящих от самих территорий причин: отсутствия природных ресурсов, неблагоприятной демографической структуры населения.

Основной  инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

Современную систему бюджетных взаимоотношений в Федерации предопределила принятая в 1993г. Конституция РФ. Все крупные национально - и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации. Введение в юридический оборот термина "субъект Федерации" имело отнюдь не формальное значение, а означало приобретение всеми территориями, входящими в состав Российской Федерации, статуса государственно-правовых образований, т. е. перевод отношений с ними в договорную плоскость и признание их суверенитета в областях, не переданных в ведение Федерации. В результате разграничения в Конституции полномочий Российской Федерации и ее субъектов были определены и зафиксированы три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление отделено от государства, и определена сфера его компетенции. Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Межбюджетные отношения основываются на принципах:

* распределения  и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

* разграничения  (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

* равенства  бюджетных прав субъектов Российской  Федерации, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

* выравнивания  уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

* равенства  всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные  виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень  бюджетной системы - федеральный, региональный или местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним части  либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем  расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

В основе процесса распределения расходов и  доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджетов субъектов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом и местных бюджетов с  региональными бюджетами, который  предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным  бюджетам (межбюджетные трансферты), а  также единый порядок уплаты федеральных  и региональных налогов. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ разбивается на два взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы - федеральный, региональный или местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и ораны местного самоуправления, вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

Таким образом, межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Основной инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты.

Конечная  цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении  гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных  социальных услуг и достойного уровня жизни.

Бюджетная система РФ имеет три уровня:1) федеральный бюджет; 2)региональные бюджеты; 3) местные бюджеты.

 

  Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения

 

Основой нормативно-законодательной базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в  бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ.

Согласно  ст. 12 НК РФ федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. В перечень этих налогов  входят: НДС, акцизы, налог на прибыль  организации, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета регулируются ст. 50 и 51 БК РФ. Примечательно, что не все налоговые  доходы от федеральных налогов и  сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляются  в федеральный бюджет, таким образом, имеются определенные нормативы  отчислений. Полностью зачисляются  в федеральный бюджет: водный налог, единый социальный налог (внебюджетные фонды), сбор за право пользования  объектами животного мира и водными  биологическими ресурсами, НДС. Оставшиеся федеральные налоги распределяются между федеральными, региональными  и местными бюджетами согласно БК РФ.

Согласно  ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и  сборы, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах  и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов  РФ. К ним относятся: налог на имущество  организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Эти налоги согласно ст. 56 БК полностью зачисляются в  региональные бюджеты. Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены НК РФ и нормативно-правовыми  актами о налогах и сборах обязательны  к уплате на всей территории соответствующих  муниципальных образований. К ним  относятся: земельный налог, налог  на имущество физических лиц.

Информация о работе Понятие и принципы межбюджетных отношений