Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 02:42, реферат
Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах прошлого века не позволяла государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали основной причиной конфликтов между федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего пореформенного периода вносить изменения в порядок организации и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.
1.1. Введение……………………………………………………………………...3
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений…………………….…5
2.2. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения………………………………………………………………………....9
2.3. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
Заключение…………………………………………………………………...…..12
2.4. Правовой режим фондов финансовой поддержки, порядок их образования и поддержки…………………………………………………..…16
2.5. Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений……...20
3.1. Заключение…………………………………………………………………..24
4.1. Список литературы………………………………………………………….26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Реферат по межбюджетным отношениям на тему:
«Понятие и принципы межбюджетных отношений»
Преподаватель:
План:
1.1. Введение…………………………………………………………
2.1 Сущность и принципы межбюджетных отношений…………………….…5
2.2. Нормативно-законодательная база,
регламентирующая межбюджетные отношения………………………………………………………
2.3. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
Заключение……………………………………………………
2.4. Правовой
режим фондов финансовой поддержки, порядок
их образования и поддержки…………………………………………………..
2.5. Пути совершенствования механизма межбюджетных отношений……...20
3.1. Заключение……………………………………………………
4.1. Список литературы……………………………………………………
Введение
Осуществление политических и экономических преобразований в России, требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Во многом
стихийно сложившаяся модель межбюджетных
отношений в 90-х годах прошлого
века не позволяла государственным
органам власти и органам местного
самоуправления в полной мере реализовывать
свои функции. Бюджетные проблемы стали
основной причиной конфликтов между
федеральным центром и
Разработанная и одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но существенно проблему не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным, острота проблемы не снижается, а напротив, возрастает. Все надежды в настоящее время в плане качественных сдвигов в реформировании межбюджетных отношений ложатся на «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг.», принятую в апреле 2006г.
Таким образом,
проблема реформирования бюджетной
системы эффективного использования
общественных финансовых ресурсов, вопросы
их централизации и
Сущность и принципы межбюджетных отношений
Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики.
Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством.
Бюджетное
устройство любой страны определяется
формой государственно-правового
По своему
устройству Российская Федерация - суверенное,
целостное, федеративное государство,
состоящее из равноправных субъектов.
Их несколько видов: республики, края,
области, автономная область, автономные
округа, города федерального значения.
Поэтому в стране должен выполняться
принцип бюджетного федерализма. В
мировой практике сущность бюджетного
федерализма определяется как нормативно-
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального
бюджета и бюджетов
2) бюджетов
субъектов Российской
3) местных бюджетов, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.
Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни. Несбалансированность бюджетов «по горизонтали» связана с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов (различия доходных возможностей крупных и малых городов, урбанизированных и сельских районов). Указанные различия возникают в силу не зависящих от самих территорий причин: отсутствия природных ресурсов, неблагоприятной демографической структуры населения.
Основной инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).
Современную
систему бюджетных
* распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
* разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
* равенства
бюджетных прав субъектов
* выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
* равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы - федеральный, региональный или местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.
В основе
процесса распределения расходов и
доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип
Таким образом, межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Основной инструментарий межбюджетного выравнивания - межбюджетные трансферты.
Конечная
цель межбюджетных отношений и бюджетного
федерализма состоит в
Бюджетная система РФ имеет три уровня:1) федеральный бюджет; 2)региональные бюджеты; 3) местные бюджеты.
Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения
Основой
нормативно-законодательной
Согласно ст. 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В перечень этих налогов входят: НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета регулируются ст. 50 и 51 БК РФ. Примечательно, что не все налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет, таким образом, имеются определенные нормативы отчислений. Полностью зачисляются в федеральный бюджет: водный налог, единый социальный налог (внебюджетные фонды), сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, НДС. Оставшиеся федеральные налоги распределяются между федеральными, региональными и местными бюджетами согласно БК РФ.
Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Эти налоги согласно ст. 56 БК полностью зачисляются в региональные бюджеты. Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами о налогах и сборах обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Информация о работе Понятие и принципы межбюджетных отношений