Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:19, реферат

Краткое описание

Основной целью политики межбюджетных отношений в среднесрочном периоде является обеспечение всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного предоставления закрепленных за ними государственных услуг и осуществления возложенных на них функций.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Межбюджетные  отношения

  

Основной  целью политики межбюджетных отношений в среднесрочном  периоде является обеспечение всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного предоставления закрепленных за ними государственных услуг и осуществления возложенных на них функций.

В целях дальнейшего  совершенствования  системы межбюджетных отношений разработана  новая Методика расчетов трансфертов общего характера, которая  утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2010 года № 54, на основании которой был разработан Закон об объемах трансфертов общего характера на 2011 – 2013 годы.

Согласно  поручению Президента, озвученного на расширенном  заседании Правительства 17 апреля 2011 года в  целях совершенствования системы межбюджетных отношений с учетом задач поставленных перед регионами по экономической и социальной модернизации необходимо формирование нового подхода к межбюджетным отношениям, сочетающего стимулирование экономического роста территорий и обеспечивающего достаточный уровень финансирования гарантированного набора бюджетных услуг установленного качества населению страны.

В рамках реализации новой  Системы государственного планирования разработана  Прогнозная схема  территориально-пространственного развития страны до 2020 года.

Прогнозная  схема направлена на комплексное и  системное решение  задач территориального характера на перспективу  с учетом имеющегося потенциала регионов и, по сути, является концепцией или доктриной  новой региональной политики.

Формирование  новой территориальной  организации Казахстана требует выработки  адекватных мер со стороны государства  по всем направлениям.

В социальной сфере  – строительство  социальных объектов осуществлять в тех  населенных пунктах, которые имеют  оптимистичные демографические прогнозы и перспективы развития.

В индустриальной политике – рационально  размещать предприятия  в соответствии с  наличием всех необходимых  факторов (ресурсы, кадры, инфраструктура и  др.).

В бюджетной политике – концентрировать  ресурсы на развитии перспективных, быстрорастущих регионов с одновременным сокращением неэффективных затрат.

Для решения этих задач  планируется провести ретроспективный  и перспективный  анализ экономики  регионов. Новый подход к межбюджетным отношениям будет отражен в новой Методике расчетов трансфертов общего характера.

На  основе новой Методики в 2013 году будет разработан Закон об объемах  трансфертов общего характера на следующий  трехлетний период с 2014 по 2016 годы.

. Прогноз бюджетных  параметров на 2012 –2014 годы

 

5.1. Прогнозы государственного  и республиканского  бюджетов, Национального  фонда и консолидированного  бюджета Республики  Казахстан

 

С учетом предполагаемых внешних условий  развития экономики  по базовому сценарию и прогнозируемых темпов развития отраслей экономики в 2012-2014 годах прогнозируется рост доходов государственного бюджета (без учета трансфертов) с 4 309,2 млрд. тенге в 2012 году до 5 220,9 млрд. тенге в 2014 году.

Таблица 2

 

 
Доходы (без учета трансфертов)  

налоговые поступления  

неналоговые поступления  

доходы  от операций с капиталом

2012

4 309,2  
 

4 204,9  
 

64,7  

39,6

2013

4 664,1 
 

4 566,0 
 

67,8 

30,3

2014

5 220,9 
 

5 111,0 
 

73,7 

36,2

 

 

Прогноз доходов государственного бюджета на 2012 – 2014 годы рассчитан на основе прогноза макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, влияния Таможенного союза и предполагает применение механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин в Таможенном союзе.

Рост  доходов бюджета  в основном будет  обеспечиваться прогнозируемым увеличением налоговых  поступлений, которые  занимают порядка 97-98 % в доходах государственного бюджета.

Увеличению  налоговых поступлений  будут способствовать прогнозируемый рост экономики, рост импорта товаров, увеличение производства в отраслях, в том числе с учетом ввода новых производств в рамках реализации инвестиционных проектов Карты индустриализации, а также повышение экспортно-таможенной пошлины на нефть до 40 долл. за тонну с 2011 года.

С учетом привлечения  гарантированного трансферта из Национального  фонда в размере 1 200,0 млрд. тенге общий  объем поступлений  в государственный  бюджет прогнозируется с ростом с 5 514,1 млрд. тенге в 2012 году до 6 425,8 млрд. тенге в 2014 году.

Рисунок 12 

В соответствии с политикой  по снижению дефицита бюджета планируется  его сократить  по отношению к  прогнозируемому  ВВП с 2,6% в 2012 году до 1,3% в 2014 году или  с 758,5 млрд. тенге  до 460,2 млрд. тенге  в абсолютном выражении, соответственно.

Исходя  из прогнозируемых поступлений  и планируемого снижения дефицита предполагается увеличение расходов государственного бюджета  с 6 272,6 млрд. тенге  в 2012 году до 6 886,0 млрд. тенге в 2014 году (21,7-19,5% от ВВП).

Рисунок 13 

Планируемое увеличение государственных  расходов будет поддерживать необходимые для  устойчивого роста  экономики внутренний спрос и накопление основного капитала за счет государственных  инвестиций и, при  этом, не будет превышать  темпы роста номинального ВВП, что обеспечивает выполнение условия принципа контрцикличности фискальной политики.

Рисунок 14

 

С учетом ожидаемых  объемов добычи нефти, прогнозных параметров по мировой цене на нефть Brent, расчетного обменного курса  доллара США, поступления  прямых налогов от предприятий нефтяного сектора в Национальный фонд в 2012 году прогнозируются в объеме 2 230,5 млрд. тенге, в 2013 году – 1 849,0 млрд. тенге, в 2014 году – 1 794,3 млрд. тенге.

Несмотря  на прогнозируемое сокращение нефтяных поступлений  в Национальный фонд, что связано с ожидаемым незначительным снижением мировых цен на нефть в 2012 – 2013 годах, ограничение гарантированного трансферта из Национального фонда и его неувеличение в перспективе будет способствовать чистому накоплению нефтяных доходов в Фонде.

Рисунок 15

 

 

Кроме того, планируется  снижение доли привлекаемых средств Национального  фонда в виде гарантированного трансферта в общем  объеме поступлений  государственного бюджета.

Рисунок 16

  

 

Ограничение использования средств  Национального фонда в объеме гарантированного трансферта на фоне увеличения ненефтяных доходов государства в соответствии с политикой сбалансированности бюджета и Национального фонда будет способствовать сокращению ненефтяного дефицита до 4,7% к ВВП в 2014 году.

 

Рисунок 17

  

Соблюдение  данных фискальных правил будет обеспечивать чистое накопление нефтяных доходов в Национальном фонде и увеличение его объема, который  в 2014 году по прогнозам  составит 72,5 млрд. долларов США (30,4% от ВВП).

 

Рисунок 18

 

Таким образом, будет обеспечиваться выполнение Фондом стабилизационной и сберегательной функций.

Объем активов Национального  фонда к 2015 году прогнозируется на уровне 72,5 млрд. долларов или 30,4 % к ВВП, что  обеспечит досрочное  увеличение активов  Национального фонда до 90 млрд. долларов США или 30% к ВВП.

Пополнение  Национального фонда  будет способствовать повышению суверенного  рейтинга страны. Это, в свою очередь, открывает  доступ к привлечению  внешних финансовых ресурсов по более  привлекательным  и льготным условиям для стимулирования инвестиций.

При изменении ситуации в мировой и  казахстанской экономиках будут предприниматься  оперативные и  гибкие меры по корректировке  бюджетной политики, в том числе  путем уточнения  параметров бюджета.

Прогноз параметров государственного и республиканского бюджетов на 2012 – 2014 годы приведен в приложении 1. 

5.2. Приоритеты расходов  бюджета на 2012-2016 годы

 

Основными приоритетами текущих  расходов в 2012 – 2014 годах  будут являться:

недопущение снижения уровня жизни населения;

обеспечение функционирования государственного аппарата и выполнения им государственных  функций;

финансовая  поддержка регионов в целях обеспечения  рациональной пространственной организации их экономического потенциала.

В проект республиканского бюджета на 2012 – 2014 годы включены приоритетные бюджетные инвестиции с учетом нижеследующих приоритетов государственной бюджетной и инвестиционной политики, направленных на реализацию послания Главы государства «Построим будущее вместе!»:

Программа индустриализации. Будут  приоритетно финансироваться  мероприятия программ «Производительность 2020», «Дорожная карта  бизнеса 2020», Государственная  программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан 2010 – 2014 годы, и другие отраслевые программы, принятые в ее реализацию, включая обеспечение экономики энергетической, транспортной и газовой инфраструктурой, создание специальных экономических зон. Важное внимание будет уделяться финансированию мероприятий по поддержке агропромышленного комплекса.

Модернизация  социальной сферы. В  первоочередном порядке  будет осуществляться финансирование мероприятий  Государственной  программы развития здравоохранения  «Саламатты Қазақстан» и развития образования  Республики Казахстан, Программы «Балапан» и Программы занятости 2020.

Продолжится дальнейшее развитие социальной инфраструктуры (детских  садов, школ, больниц, поликлиник), сети Назарбаев  интеллектуальных школ, колледжей мирового уровня холдинга «Кәсіпқор», межрегиональных  центров по подготовке и переподготовке кадров, а также строительство Назарбаев Университета.

В рамках реализации Программы  занятости 2020, бюджетные  расходы будут  направлены на финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке граждан, развитию микрокредитования на селе и организации переезда граждан из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста.етных трансфертов, применяемых для бюджетного выравнивания.

Различным целям  налогово-бюджетной политики вышестоящих органов власти соответствуют разные типы трансфертов. Выравнивание доходных возможностей регионов для предоставления базовых бюджетных услуг, как правило, проводится с помощью нецелевых блочных трансфертов, тогда как при распределении инвестиционной финансовой помощи используются целевые (долевые) трансферты.1

Информация о работе Межбюджетные отношения