Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

За последние десять лет в России произошли принципиальные изменения в сфере финансов. В первую очередь, это коснулось взаимоотношений бюджетов разных уровней, в частности изменилась нормативно-правовая база, регулирующая межбюджетные отношения, формы и механизмы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные и местные.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития межбюджетных отношений ………………….5
Этапы становления межбюджетных отношений……………….5
Фонды финансовой поддержки………………………………….9
Глава 2. Межбюджетные трансферты в современной бюджетной системе
2.1. Формы и виды межбюджетных трансфертов……………….20
2.2 Роль межбюджетных трансфертов в бюджетном регулировании…………………………………………………………………...30
Глава 3. Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых районному бюджету Красносельского муниципального района в динамике
3.1 Сравнительная характеристика межбюджетных трансфертов в доходной части бюджета……………………………………………………….35
3.2 Сравнительная характеристика межбюджетных трансфертов в расходной части бюджета……………………………………………………….38
Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 103.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. История развития межбюджетных отношений ………………….5

    1. Этапы становления межбюджетных отношений……………….5
    2. Фонды финансовой поддержки………………………………….9

Глава 2. Межбюджетные трансферты в современной бюджетной системе

                   2.1. Формы и виды межбюджетных трансфертов……………….20

                   2.2 Роль межбюджетных трансфертов в бюджетном регулировании…………………………………………………………………...30

Глава 3. Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых районному бюджету Красносельского муниципального района в динамике

           3.1 Сравнительная характеристика межбюджетных трансфертов в доходной части бюджета……………………………………………………….35

           3.2 Сравнительная характеристика  межбюджетных трансфертов в расходной  части бюджета……………………………………………………….38

Заключение………………………………………………………………….43

Библиографический список……………………………………………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние  десять лет в России произошли  принципиальные изменения в сфере  финансов. В первую очередь, это коснулось  взаимоотношений бюджетов разных уровней, в частности изменилась нормативно-правовая база, регулирующая межбюджетные отношения, формы и механизмы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные и местные.

В последние  годы усиливается централизация  доходов на федеральном уровне, что  обусловлено необходимостью решения  крупных общенациональных задач. Но если средства концентрируются на одном  уровне системы, то неизбежно слабеют  другие. Нарушаются реальные балансы  между доходами и расходами региональных и местных бюджетов, существенно  возрастает их зависимость от дотаций  из федерального бюджета. Разумеется, Россия, как любое федеративное государство, не может обходиться без финансовой помощи регионам, нуждающимся в ней  по объективным причинам. Основу этой помощи составляют межбюджетные трансферты, предоставляемые из специальных фондов федерального бюджета.

Цель  данной работы состоит в выявлении  роли межбюджетных трансфертов в бюджетной системе.

Поставленная  цель обусловила необходимость решения следующих задач:

    • исследовать историю развития межбюджетных отношений;
    • проанализировать нормативно-правовую базу;
    • рассмотреть и сравнить формы межбюджетных трансфертов в разные периоды времени;
    • посмотреть, насколько эффективно бюджетное регулирование и выявить проблемы и пути их решения;
    • провести анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых районному бюджету на примере Красносельского района.

Основными правовыми актами, которые использованы в данной курсовой работе, являются Бюджетный кодекс и его изменения, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также другие нормативно-правовые акты РФ, учебники, материалы периодической печати и интернет-сайты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

 

 

 В 1991 году Российская Федерация унаследовала бюджетную  систему формально федеративного, но по существу унитарного высокоцентрализованного государства, в котором региональные и местные власти не имели сколько-нибудь значимой бюджетной самостоятельности. Со временем были проведены реформы и приняты новые нормативно-правовые акты. Историю развития межбюджетных отношений можно разделить на несколько этапов (рис.1)


 

 

 


 


 

 

 


 


 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 


 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Этапы  развития межбюджетных отношений

C 1 января 2005 г. введена в действие новая редакция гл. 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Изменилось не только название гл. 16, но и содержание. Если раньше гл. 16 именовалась "Межбюджетные отношения", то в новой действующей редакции она называется "Межбюджетные трансферты", а термин "межбюджетные отношения" используется в БК РФ лишь однажды, в его ст. 6 определяется понятие межбюджетных отношений.

Межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов  и иные безвозмездные поступления. Проанализируем и сравним формы межбюджетных трансфертов и представим в таблице1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных форм межбюджетных

трансфертов

Характеристики

Дотации

Субвенции

Субсидии

Бюджетные ссуды

Бюджетные кредиты

Кому предоставляются

Бюджетам другого уровня

Бюджетам другого уровня,

 юридическим лицам,с  01.01.2005г только из Фед., региональных  фондов компенсаций и местных  бюджетов

Бюджетам другого уровня,

юридическим лицам,

физическим лицам

Бюджетам одного или другого  уровня

Бюджетам одного или другого  уровня,

юридическим лицам

На каких условиях

Безвозмезно, безвозвратно

Безвозмезно, безвозвратно

Безвозмезно, безвозвратно, на долевых условиях

Возвратно  
(на срок до 6 мес.в пределах одного финансового года),

Возмездно или безвозмездно

Возвратно (на срок до одного года),

возмездно

На какие цели

На финансирование текущих  расходов (с 01.01.2005г. на финансирование текущих и капитальных расходов

На финансирование целевых  расходов

На финансирование целевых  расходов

На покрытие временных  кассовых разрывов

На финансирование текущих  и капитальных расходов


 

Такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе.[3] В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление бюджетных кредитов бюджетам в двух случаях: на покрытие кассового разрыва и в связи с ликвидацией последствий стихийных бедствий. В первом случае бюджетный кредит, в зависимости от указания целевого назначения его использования, может обладать свойствами дотаций и субсидий, во втором – это инструмент для решения чрезвычайных задач. Предоставление бюджетного кредита на условиях возвратности и возмездности заставляет рассматривать его, прежде всего, как инструмент финансового рынка, а не реализации бюджетной политики.[]  

Общим для дотаций, субвенций и субсидий стал их безвозмездный и безвозвратный характер . Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий.

 

    1. ФОНДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

В ходе проведения реформы межбюджетных отношений  определена структура межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Были созданы пять основных фондов финансовой поддержки регионов, через которые осуществляется предоставление межбюджетных трансфертов:

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации (ФФПР) – для  выравнивания уровня минимальной бюджетной  обеспеченности, средства фонда представляются в виде дотаций. Распределение средств Фонда осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала субъектов с учетом различий в стоимости предоставлению бюджетных услуг по субъектам РФ;

Федеральный фонд компенсаций – для финансового  обеспечения федеральных полномочий, делегированных для исполнения на региональный уровень бюджетной системы. Распределение средств Фонда между субъектами РФ проводиться в виде субвенций пропорционально численности соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативных расходов на реализацию обязательств;

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов – для поддержки регионов в  сфере предоставления социально  значимых бюджетных услуг. Средства Фонда в виде субсидий используются для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;

Федеральный фонд регионального развития – для  предоставления финансовой помощи на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Средства фонда в виде субсидий предоставляються на реализацию инвестиционных программ (проектов) и федеральных целевых программ регионального развития;

Фонд  реформирования региональных и муниципальных  финансов (до 2005 г. – Фонд реформирования региональных финансов) – для стимулирования усилий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области повышения качества управления региональными и муниципальными финансами. Средства Фонда распределяются между отобранными на конкурсной основе субъектами РФ (муниципальными образованиями), осуществляющими реализацию программ реформирования региональных (муниципальных) финансов.

Формирование  и распределение указанных источников межбюджетных трансфертов в основном формализовано, взаимосвязано и  регламентировано нормативными правовыми  актами Правительства Российской Федерации.

Крупнейшим  каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной  обеспеченности из ФФПР, который впервые  был образован еще в 1994 г. В течение нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин (см. табл. 2).

Таблица 2

Масштабы  Фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации в 1994-2007 гг.

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Объём, млрд.руб. (до 1998г.-трлн.руб.)

11,9

23,6

39,3

52,9

39,2

33,7

57,4

100,3

147,5

173,8

175,8

189,9

228,2

260,4

Доля в расходах федерального бюджета, %

6,1

8,3

9,0

10,0

7,8

5,9

6,7

8,4

7,6

7,2

6,4

5,4

5,3

4,8

Число регионов, получавших средства Фонда

-

78

75

81

76

76

71

70

71

71

71

67

65

69


 

Оценка  бюджетной обеспеченности субъектов  Федерации до и после предоставления им средств ФФПР позволяет сделать  вывод о результативности применяемых  процедур при сохранении заинтересованности субнациональных органов власти в принятии мер по улучшению собственного финансового положения.

Вплоть  до начала 2000-х гг. ФФПР был единственным формализованным каналом федеральной  финансовой помощи. Расчет дотаций  на выравнивание (трансфертов) производился в рамках единой методики по математическим формулам. Методики разрабатывались  Минфином России и предоставлялись  в Государственную Думу вместе с  материалами по проекту бюджета  на тот или иной финансовый год  для утверждения.

Начиная с 2005 г. целевая составляющая ФФПР в качестве обособленной части средств, передаваемых в регионы в виде дотаций, ликвидирована. Отменено включение целевых средств, направленных на «северный завоз» и компенсацию энерготарифов, в состав ФФПР.

На региональном уровне для выравнивания бюджетной  обеспеченности муниципальных районов  были созданы фонд финансовой поддержки  поселений и фонд финансовой поддержки  муниципальных районов (городских  округов), а на местном уровне - районный фонд финансовой поддержки поселений (Приложение 1).

Региональный  фонд финансовой поддержки поселений  образуется в составе бюджета  РФ в целях выравнивания исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений  по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения (Приложение 2).

Региональный  фонд финансовой поддержки муниципальных  районов (городских округов) образуется в составе бюджета субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной  обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (Приложение 3).

В целях  дополнительного по отношению к  дотациям из регионального фонда  финансовой поддержки поселений  выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений  по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения в составе  бюджетов муниципальных районов  могут образовываться районные фонды  финансовой поддержки поселений (Приложение 4).

В соответствии с принципами, установленными при  создании Федерального фонда компенсаций, средства этого Фонда предоставляются  в виде целевой финансовой помощи (субвенций) субъектам Федерации  для финансирования «федеральных мандатов», обязательств (прежде всего социальных пособий и льгот), возложенных  на региональные бюджеты федеральными законами. При этом перечисления из Фонда компенсаций осуществляются всем субъектам Федерации пропорционально  численности соответствующих льготных категорий граждан, вне зависимости  от бюджетной обеспеченности регионов и их налогового потенциала.

Информация о работе Межбюджетные отношения