Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:17, курсовая работа
За последние десять лет в России произошли принципиальные изменения в сфере финансов. В первую очередь, это коснулось взаимоотношений бюджетов разных уровней, в частности изменилась нормативно-правовая база, регулирующая межбюджетные отношения, формы и механизмы предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные и местные.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития межбюджетных отношений ………………….5
Этапы становления межбюджетных отношений……………….5
Фонды финансовой поддержки………………………………….9
Глава 2. Межбюджетные трансферты в современной бюджетной системе
2.1. Формы и виды межбюджетных трансфертов……………….20
2.2 Роль межбюджетных трансфертов в бюджетном регулировании…………………………………………………………………...30
Глава 3. Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых районному бюджету Красносельского муниципального района в динамике
3.1 Сравнительная характеристика межбюджетных трансфертов в доходной части бюджета……………………………………………………….35
3.2 Сравнительная характеристика межбюджетных трансфертов в расходной части бюджета……………………………………………………….38
Заключение…………………………………
ГЛАВА 2. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ
2.1. ФОРМЫ И ВИДЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ
Рассмотрим изменения в системе финансовых взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации в связи с принятием новых поправок от 01.01.2008 года в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В действующем бюджетном законодательстве выделяются следующие основополагающие формы межбюджетных трансфертов: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, поселений, муниципальных районов (городских округов); субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам, перечисляемые в бюджеты субъектов, субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов); субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Рассмотрим подробнее формы межбюджетных трансфертов, выделяемые из бюджетов разных уровней (см.табл 6).
Таблица 6
Сравнительная характеристика основных форм межбюджетных трансфертов
Характеристики |
Дотации |
Субсидии |
Субвенции |
1)Кому предоставляются |
Бюджетам других уровней | ||
2)Цель предоставления |
Без установления направленийи(или)условий их использования |
Софинансирование расходных |
Финансовое обеспечение |
3)условия предоставления |
Безвозмездная и безвозвратная основа |
В настоящее время выделяют следующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (см. схему 1):
Схема 1. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Средства на сбалансированность выделяются, как правило, тем регионам и муниципальным образованиям, у которых выпадают большие доходы из-за изменений в действующем налоговом и бюджетном законодательстве, а это значит, что такие дотации носят компенсационный характер.
Под субсидиями
бюджетам субъектов Российской Федерации
из федерального бюджета понимаются
межбюджетные трансферты, предоставляемые
бюджетам субъектов Российской Федерации
в целях софинансирования расходных
обязательств, возникающих при выполнении
полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по предметам ведения субъектов
Российской Федерации и предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.
Под субвенциями
бюджетам субъектов Российской Федерации
из федерального бюджета понимаются
межбюджетные трансферты, предоставляемые
бюджетам субъектов Российской Федерации
в целях финансового
Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.
Из ст. 6 новой редакции БК РФ исключено определение понятия «субвенция». Данный шаг является не совсем логичным, поскольку затрудняет единое понимание данного термина практическими работниками финансово-бюджетной сферы, так как именно в ст. 6 сосредоточена основополагающая терминология кодекса. До 1 января 2008г, субвенции предоставляются как бюджетам бюджетной системы РФ, так и юридическим, физическим лицам. Закон № 63-ФЗ прекратил практику предоставления субвенций физическим и юридическим лицам и коренным образом изменил правовой статус понятия «субвенции». Теперь это только те бюджетные ассигнования, которые подлежат передачи исключительно в порядке межбюджетных отношений (ранее была возможность их предоставления юридическим лицам и органам публичной власти) в целях финансового обеспечения исполнения переданных государственных полномочий. Это очень важно, так как теперь субвенции будут применяться исключительно как форма межбюджетных трансфертов из фондов компенсаций.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
На практике остро встает вопрос о том, сохранилась ли реальная возможность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Федерации местным бюджетам в форме субсидий в порядке ст. 139(1) БК РФ.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме (см. схему 2 ):
Схема 2. Формы межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских
округов) образуют региональный фонд финансовой
поддержки муниципальных
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.
Под субвенциями
местным бюджетам из бюджета субъекта
Российской Федерации понимаются межбюджетные
трансферты, предоставляемые местным
бюджетам в целях финансового
обеспечения расходных
Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:
1) субвенций
бюджетам субъектов Российской
Федерации из федерального
2) собственных
доходов и источников
Наибольшей
проблемой для
Что же входит в понятие «иные межбюджетные трансферты местным бюджетам»?! Очевидно, что не входят субвенции и субсидии, так как их определение и привязка к определенным фондам (компенсаций, софинансирования расходов) содержатся исключительно в ст. 139, 140 БК РФ и исключены из ст. 6 БК РФ. Это, в свою очередь, соответствует общефедеральной политике, направленной на точное разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти в Российской Федерации.
Остается единственная на настоящий момент форма межбюджетных трансфертов, которая может быть без всяких оговорок и исключений предоставлена через «иные межбюджетные трансферты местным бюджетам». Это — дотации. В настоящее время в среде практических работников обсуждается вопрос о необходимости увеличения до 20% предельного размера привязки общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций) при расчете иных межбюджетных трансфертов. Указанное утверждение не бесспорно и требует дальнейшего научного осмысления, так как в практической деятельности вопросы, связанные с предоставлением иных межбюджетных трансфертов, имеют огромное значение при выстраивании взаимоотношений между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме (см. схему 3 ):
Схема 3. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.