Рассмотрим
долю отдельных форм безвозмездных
поступлений, предоставленных районному
бюджету.
Рис.2
Доля отдельных форм безвозмездных поступлений,
предоставляемых районному бюджету с
2005 – 2008 гг.
Из рисунка
2 видим , что происходит уменьшение
доли дотаций в доходах бюджета с 53,26% в
2005 году до 28,6% в 2008 году., также увеличение
доли субсидий с 0,1% в 2005 году до 1,46% в 2008
году. В 2005 году большую часть безвозмездных
поступлений дотации – 53,26%, а в последующие
три года субвенции – соответственно
58,6%, 61,36%, 35,5%.
3.2
АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ПО СОСТАВУ
И СТРУКТУРЕ В РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
Согласно
статье 142 Бюджетного кодекса существуют
несколько форм межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из местных бюджетов:
- дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
- субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные
трансферты из бюджетов муниципальных
районов бюджетам поселений (за исключением
субвенций) предоставляются при
условии соблюдения соответствующими
органами местного самоуправления поселений
бюджетного законодательства Российской
Федерации и законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
Проведем
анализ денежных средств, выделяемых из
районного бюджета и представим
данные в таблице (табл.2)
Таблица 2
Анализ межбюджетных
трансфертов по составу и структуре
межбюджетные трансферты |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
Дотации |
- |
- |
8512 |
62,9 |
8973 |
56,3 |
10931 |
59,6 |
Субвенции |
- |
- |
5007 |
37,1 |
6964,4 |
43,7 |
7401,6 |
40,1 |
|
|
|
13519 |
100 |
15937,4 |
100 |
18332,6 |
100 |
В связи с
вступлением Федерального закона от 06.10.2003г.
№131 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» с 01.01.2006
г. образовались бюджеты поселений и поэтому
с 2006 года в расходной части бюджета планируются
дотации и субвенции. А в 2005 году были сельские
советы ,которые финансировались за счет
районного бюджета.
Рис.
3 Состав межбюджетных трансфертов
в 2006-2008гг.
Рисунок 3 показывает,
что за три года с 2006 – 2008 произошло
увеличение межбюджетных трансфертов:
дотаций на 2419 рублей, и субвенций на 2394,6
рублей.
Субвенций
представляют собой передачу полномочий
между муниципальным районом
и поселениями по содержанию детских
садов и жилищно-коммунального
хозяйства. Дотаций поселениям также
идут на сбалансированность бюджета
на покрытие расходов между доходной
и расходной частью.
Рассмотрим
долю отдельных межбюджетных трансфертов,
выделяемых из районного бюджета.(рис.4)
Рис.4 Доля отдельных форм межбюджетных
трансфертов, выделяемых из районного
бюджета
Основные
подходы и принципы к формированию финансовых
взаимоотношений областного бюджета Костромской
области с бюджетами муниципальных образований
разработаны в соответствии с Бюджетным
посланием Президента РФ Федеральному
Собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010
годах, ФЗ от 29.12.2006 года №258- ФЗ «О Внесении
изменений в отдельные законодательные
акты РФ в связи с совершенствованием
разграничения полномочий», законами
Костромской области, действующим бюджетным
и налоговым законодательством.
По мере развития
финансовых взаимоотношений в Костромской
области между органами власти всех
уровней реализация сформированного
бюджетного законодательства требует
осуществления комплекса мероприятий
как в области совершенствования
межбюджетных отношений, так и в
области повышения эффективности
управления государственными и муниципальными
финансами. К настоящему времени
созданы все необходимые предпосылки
для перехода на новый уровень
управления общественными финансами.
В дальнейшем предстоит решать следующие
задачи по:
- долгосрочной сбалансированности бюджетов;
- переходу к долгосрочному финансовому планированию;
- полному обеспечению исполнения расходных обязательств;
- анализу эффективности расходов бюджетов с учетом результатов мониторинга.
Решение
поставленных задач должно способствовать
совершенствованию межбюджетных отношений,
что в конечном итоге приведет
к снижению уровня дотационности
бюджета района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате
проведения реформ межбюджетных отношений
было упорядочено бюджетное устройство
субъектов Российской Федерации, разграничены
полномочия между федеральными и
региональными органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
установлены стабильные доходные источники
бюджетов, определены принципы формирования
и распределения межбюджетных трансфертов,
улучшилось качество управления финансами
на региональном и местном уровнях.
Вместе с
тем по мере развития финансовых взаимоотношений
в Российской Федерации между
органами власти всех уровней реализация
сформированного бюджетного законодательства
Российской Федерации требует осуществления
комплекса мероприятий как в
области совершенствования межбюджетных
отношений, так и в области
повышения эффективности управления
государственными и муниципальными
финансами. В связи с этим необходимо
обеспечить методологическую и финансовую
поддержку новой системы разграничения
полномочий.
Происходит унификация принципов и механизмов
межбюджетных отношений по всей вертикали
власти, по всем уровням бюджетного устройства
государства. Рассмотренная нами бюджетная
реформа становится все более самодостаточной.
Её цели и задачи не выходят за пределы
собственно сферы межбюджетных отношений.
Усложняя и совершенствуя действующие
здесь технологии, эта реформа, тем не
менее, почти не продвинула страну к более
однородному в территориальном разрезе
социальному и экономическому пространству.
И это при том, что собираемость налогов
повышается, все более прозрачными становятся
финансовые потоки, растет число факторов,
учитываемых при расчете размеров бюджетной
поддержки.
Проанализировав
и сравнив поступления межбюджетных
трансфертов в районный бюджет из
бюджета субъекта РФ и предоставляемые
трансферты из районного бюджета поселениям
мы видим, что повышаются поступления
трансфертов в районный бюджет, так как
не хватает собственных денежных средств.
Чтобы увеличить доходную часть бюджета
необходимо выработать эффективные механизмы
с помощью которых будут выявлены скрытые
доходы. Совершенствованию межбюджетных
отношений в конечном итоге приведет
к снижению уровня дотационности бюджета
района.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Бюджетный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»
- Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. N
198-ФЗ О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. N 187-ФЗ "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N
305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- Решение Собрания Депутатов муниципального образования Красносельского муниципального района от 03.03.2004 №479 «О бюджете Красносельского муниципального района на 2005 год».
- Решение Собрания Депутатов муниципального образования Красносельского муниципального района от 02.12.2005 №567 «О бюджете Красносельского муниципального района на 2006 год».
- Решение Собрания Депутатов муниципального образования Красносельского муниципального района от 27.12.2006 №93 «О бюджете Красносельского муниципального района на 2007 год».
- Решение Собрания Депутатов муниципального образования Красносельского муниципального района от 27.12.2007 №204 «О бюджете Красносельского муниципального района на 2008 год».
- Закон Костромской области от 25.12.2006 №95-4 ЗКО «Об областном бюджете на 2007 год».
- Закон Костромской области от 03.12.2007 №233-4 ЗКО «Об областном бюджете на 2008 год».
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N
129-ФЗ О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".
- «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы» от 03 апреля 2006 г. № 467-р.
- Приказ Министерства финансов РФ от 28 февраля 2007 г. N 214 "О сверке исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на 2008-2010 годы".
- Шишов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты/А.В.Шишов//Финансы.-2007.-№11.-с. 10-12.
- Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента межбюджетной политики/Д.Ю.Завьялов//Финансы.-2008.-№3.-с.11-14.
- Швецов Ю.Г., Бутакова О.В. О новом подходе к бюджетному регулированию/ Швецов Ю.Г., Бутакова О.В//Финансы.-2008.-№2.-с.16-19.
- Давыдова Л.В. Направления повышения качества межбюджетных отношений/ Давыдова Л.В.//Фмнансы и кредит.-2007.-№10.-с.2-5.
- Рыбакова Р.Ю. Теоретические основы построения межбюджетных отношений/ Рыбакова Р.Ю.//Финансы и кредит.-2007.-№10.-с.7-12.
- http://www.bujet.ru/ С. Хурсевич, кандидат экономических наук «О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений».
- http://www.REGNUM.ru /Рейтинг дотационности регионов РФ - ожидает ли Россию изменение политики межбюджетных отношений? 23.01.2007.
- http://www.bujet.ru/Совершенствование межбюджетных отношений - гарантия укрепления местного самоуправления - Юридический портал Межбюджетные отношения в 2007 г.
- Владимиров Д. Деньги в обмен на полномочия/Д. Владимиров//Российская газета.- 21 октября 2005 г..- №3906.
- http://www.rg.ru/Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий//Виктор Христенко, заместитель председателя Правительства Российской Федерации.
- http;/www.bussines.ru/Трансферты. Ищи лукавство в методике//Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук.
- Сергей Рябухин. Узкие места бюджетного федерализма//Российская Федерация сегодня.- 2006.-№14.
- http://www.stoliarov.ru/Программа развития бюджетного федерализма до 2010 года.
- http://www.rustrana.ru/Фонд "Русская Цивилизация",
11.10.2007/ Новый российский федерализм (часть 1) В. Н. Лексин, зав. отделом Института Системного анализа РАН, доктор экономических наук, А. Н. Швецов, зав. лабораторией, института Системного анализа РАН.
- Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков/ Институт "Восток-Запад".
- М.: МАКС Пресс, 2001 / Московский центр Института "Восток-Запад.
- http://www.rg.ru/ Материалы пресс-службы / Парламентское обозрение / 2006
/ 10 / № 17(33) / Как строить межбюджетные отношения Центра и регионов?
- Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 23 (311) 2006 г..Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации в контексте проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» Т.А. Миронова.
- Region44.ru - сайт Костромы и Костромской области/Качество экономического роста и социальные проблемы регионов в ежегодном докладе ПРООН: интервью Натальи Зубаревич 4 июня 2007.
- http://www.kosoblduma.ru/about/news/item270.htm/ Заголовок сообщения: заседание Костромской областной Думы Итоги заедания Думы 27.09.07.
- http://www.kosoblduma.ru Итоги заседания Думы 21 февраля 2008 г.Пресс-служба 26 февраля 2008 г.Костромские депутаты предлагают увеличить дефицит областного бюджета на 300 млн. рублей - Новости России - ИА REGNUM.
- www.rian.ru/ Лента новостей _РИА Новости_ - Финансовый ликбез - Минфин разработает новую концепцию межбюджетных отношений.
- Гончарова М.В. Организационно-методологические принципы межбюджетных трансфертов в механизме финансирования социальных льгот/Гончарова М.В. //Финансы и кредит.-2006.-№1(205).
- http://www.fer.ru. Регфинансы.. Проект технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне.
- Владимир Мытарев. Кнут и пряник Минфина в трехлетней перспективе/ Матырев В.//Российская Бизнес-газета.-2007.- №5.