Межбюджетные отношения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является следующее: дать понятие межбюджетных отношений; раскрыть основные принципы межбюджетных отношений, которые необходимо соблюдать в федеративном государстве для эффективного функционирования бюджетной системы. А так же будут рассмотрены принципы распределения доходов и расходов между бюджетами.

Оглавление

За анализируемый период доля безналичных средств в денежной массе постепенно увеличивается с 58,63% в 1999 году до 74,28% в 2010 году. Следовательно, доля наличными средствами постоянно сокращается, все больше расчетов осуществляется безналичным путем.

Файлы: 1 файл

КР МОЯ.doc

— 669.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

 

     Межбюджетные  отношения играют важную роль в бюджетной  системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

     Начиная с 90-ых годов законодательные и  исполнительные органы власти Российской Федерации постоянно пытались найти наилучшие пути и методы регулирования межбюджетных отношений,  в связи с чем в бюджетное законодательство часто вносились изменения и дополнения.

     Межбюджетные  отношения - это денежные отношения  внутри бюджетной системы, возникающие  между органами публичной власти разного уровня в связи с установлением расходных полномочий по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов, формированием собственных и регулирующих доходов в каждом бюджете, передачей доходов и расходов из одних бюджетов в другие.

     Главными  участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления.

     Целью настоящей работы является следующее: дать понятие межбюджетных отношений; раскрыть основные принципы межбюджетных отношений, которые необходимо соблюдать в федеративном государстве для эффективного функционирования бюджетной системы. А так же будут рассмотрены принципы распределения доходов и расходов между бюджетами.

     В практической части данной работы будут  рассчитаны показатели проекта бюджета  района и составлен проект бюджета. На основе полученных данных будет  проанализирована структура и динамика доходов и расходов бюджета района. 

Межбюджетные  отношения в РФ

 

     Межбюджетные отношения, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, это взаимоотношения между публично-правовыми организациями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Другими словами, межбюджетные отношения – перераспределение налоговых и неналоговых поступлений между территориями через финансовую помощь вышестоящего бюджета и внебюджетных фондов

     Перераспределяемые  доходы – средства поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему:

  • Трансферты – средства из специальных фондов вышестоящего бюджета, распределяемые на конкурсной основе (трансферты, гранты);
  • Дотации – средства на текущие расходы, распределяемые с целью выравнивания доходов нижестоящих бюджетов (несвязанные гранты);
  • Субвенции – средства для осуществления целевых расходов (связанные гранты)
  • Субсидии – средства на условиях долевого финансирования.

     Межбюджетные  отношения – это целый комплекс финансово-правовых норм, в круг которых включаются, в частности, взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу:

     - разграничения расходных обязательств  и ответственности за их выполнение;

     - разграничение налоговых полномочий  и доходных источников;

     - бюджетного выравнивания и распределения  финансовой помощи.

     Таким образом, межбюджетные отношения предусматривают:

     - законодательное, на постоянной  основе разграничение расходных  полномочий и доходных источников  между бюджетами различных уровней  бюджетной системы;

     - распределение регулирующих доходов  по нормативам, утвержденным на  постоянной основе, между бюджетами разных уровней;

     - перераспределение средств между  бюджетами различных уровней  бюджетной системы в целях  достижения сбалансированности  бюджетов и выравнивания уровня  бюджетной обеспеченности регионов  и муниципальных образований;

     - объединение средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и территорий одного уровня власти;

     - соблюдение прав, обязанностей и  ответственности органов власти  и участников бюджетного процесса  в ходе составления, утверждения  и исполнения бюджетов всех уровней. [2, с.203]

     Межбюджетные  отношения реализуются в любом  государстве, которое имеет административно-территориальное  деление, но развиваться они могут  на основе разных принципов. Существуют унитарные и федеративные бюджетные  системы. Первым соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративным бюджетным системам присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называются принципами бюджетного федерализма.

     Россия  относится к ассиметричным федерациям. В ее состав, согласно Конституции  РФ, входят республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург – всего 89 субъектов. Согласно ст. 5 Конституции РФ все субъекты РФ равны между собой. Принцип равенства прав не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историческим, социально-экономическим и политическим условиям для функционирования и развития субъектов РФ. [4, с.122] 
 

Принципы  распределения доходов  и расходов между  бюджетами

 

     Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на следующих принципах:

     1) централизованного регулирования  - установление законодательством  общих основ, определяющих систему  доходов и расходов разного  уровня, порядок утверждения нормативов  отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

     2) максимально возможного сбалансирования  бюджетов - осуществляется на условиях  хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

     3) подведомственности и значимости  финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты  и мероприятия, относящиеся к  предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из республиканского бюджета в составе РБ - объекты республиканской собственности и т.д.

     4) территориальности в зачислении  доходов - применяется при формировании  местных бюджетов, т.е. предприятия  функционирующие на территории органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности обязаны производить отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории;

     5) самостоятельности власти субъектов  РБ и органов местного самоуправления  в распределении отдельных видов доходов - законодательство определяя виды доходов, поступающих в местные бюджеты, оставляет за органами представительной власти субъектов РБ право определять порядок распределения отдельных видов доходов между своим бюджетом и нижестоящим бюджетом. [3, с.40]

     В целом в основу распределения  доходов и расходов между бюджетами  положены принципы: значимости (республиканский  и местный), подчинённости (подведомственности предприятий, объединений, организаций  и учреждений), территориальности.

     Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся городские (с районным делением), районные Советы, а к областному – областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  задание

Составление проекта бюджета района

     Доходы  бюджета

     I. Данные для расчета доходов бюджета 

      1. Налог на имущество физических лиц.

     В текущем году данный налог начислен в сумме 763 105 руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. На следующий год налог на имущество физических лиц планируется с ростом на 25% против уровня текущего года.

     2. Земельный налог.

     Прогнозные  поступления земельного налога в местные бюджеты рассчитываются по следующей формуле:

     Ni = (Нн * Ки-Ппзи)*Нс.г.н.,  

     где Ni — прогноз поступлений земельного налога в бюджет района;

     Нн  — сумма начисленного земельного налога в предыдущем году на территории района;

     Ки  — коэффициент, учитывающий индексацию ставок земельного налога;

     Ппзи  — сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района;

     Нс.г.н. — нормативы отчислений в местный  бюджет земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, за земли городов и за другие земли несельскохозяйственного назначения, установленные федеральным законодательством.

     По  данным комитета по земельным ресурсам и землеустройству, поступление земельного налога за земли городов и поселков по району в текущем году – 1 248 920 руб. Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в текущем году – 65%. Коэффициент увеличения ставки земельного налога в следующем году – 1,8. Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году – 170 000 руб. норматив отчислений земельного налога в бюджет района в следующем году – 100%. Ожидаемое исполнение в текущем году на уровне плана.

       Таким образом, поступления земельного налога в местные бюджеты в текущем  году составляет:

  • 1 248 920 * 0.65 = 811 798 руб.
  • за 6 месяцев текущего года: 811 798 / 2 = 405 899 руб.
  • ожидаемое исполнение в текущем году – 811 798 руб.

       Поступления земельного налога в местные бюджеты в следующем году составит (по условию норматив отчислений Нс.г.н. = 100%):

  • руб.

      3. Единый налог на вмененный доход.

      В текущем году данный налог начислен в сумме 5 698 299 руб. До конца года указанная сумма поступит полностью в бюджетную систему. На следующий год единый налог на вмененный доход планируется с ростом на 15% против уровня текущего года. Норматив зачисления в местный бюджет посмотреть в БК РФ.

      По  данным БК РФ и министерства финансов Республики Башкортостан, данный налог зачисляется в местный бюджет в размере 100%.

      4. Транспортный налог (от физических лиц)

      В текущем году сбор транспортного  налога на территории района был запланирован в размере 45 млн.руб. Исполнение до конца  года – в размере плана на текущий год. Зачисление в местный бюджет принято в соответствии с БК РФ.

      По  данным БК РФ и министерства финансов Республики Башкортостан, данный налог  зачисляется в местный бюджет в размере 100%.

      Планирование  транспортного налога осуществляется по формуле:

      ТН = (Ктр * М) * Ст,  

      где ТН — планируемая на соответствующий  финансовый год сумма транспортного  налога;

      Ктр — количество транспортных средств, зарегистрированных на территории города;

      М — общая мощность в лошадиных силах;

      Ст  — ставка транспортного налога по категориям транспортных средств, установленная законодательством.

      Таблица 1

Показатель  
1. Ставка налога  по транспортным  средствам  
Автомобили  легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): руб. за 1 л.с.
  - до 100 л.с.(до 73,55 кВт) включительно 7
- свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно 20
- свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно 30
- свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно 38
- свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно 45
- свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно 60
- свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно 75
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы): руб. за 1 л.с.
- до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 7
- свыше 20 л.с. До 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 15
- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 50
Автобусы  со сроком полезного использования  до 5 лет включительно с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы): руб. за 1 л.с.
- до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно 10
- свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно 17
- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)  35
Автобусы  со сроком полезного использования  свыше 5 лет включительно с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы): руб. за 1 л.с.
- до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно 15
- свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно 26
- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)  55
Грузовые  автомобили со сроком полезного использования  до 5 лет включительно с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы): руб. за 1 л.с.
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 17
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 25
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 35
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)  45
Грузовые  автомобили со сроком полезного использования  свыше 5 лет включительно с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы): руб. за 1 л.с.
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 15
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 26
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 38
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 55
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 70
Другие  самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу (с каждой лошадиной  силы) 20
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): руб. за 1 л.с.
- до 50л.с. (до 36,77 кВт) включительно 25
- свыше 50 л.с. (свыше 36.77 кВт) 50
Ставка  налога по транспортным средствам с  мощностью от 100 до 150 л.с., руб. 28
2. Количество транспортных  средств, зарегистрированных  в городе физическими  лицами, шт. штук 
- Автомобили легковые с мощностью двигателя 80 л.с. 1550
- Автомобили легковые с мощностью  двигателя 120 л.с. 4192
- Автомобили легковые с мощностью  двигателя 140 л.с. 2567
- Автомобили легковые с мощностью  двигателя 170 л.с. 912
- Автомобили легковые с мощностью  двигателя 190 л.с. 654
- Автомобили легковые с мощностью  двигателя 210 л.с. 56
- Автомобили легковые с мощностью  двигателя 240 л.с. 25
- Автомобили легковые с мощностью  двигателя свыше 250 л.с. (свыше  183,9 кВт) 320
- Мотоциклы и мотороллеры с  мощностью двигателя 15 л.с. 10
- Мотоциклы и мотороллеры с  мощностью двигателя 30 л.с. 25
- Мотоциклы и мотороллеры с  мощностью двигателя 40 л.с. 63
- Автобусы со сроком полезного  использования до 5 лет включительно  с мощностью двигателя 95 л.с. 30
- Автобусы со сроком полезного использования до 5 лет включительно с мощностью двигателя 170 л.с. 1
- Автобусы со сроком полезного  использования до 5 лет включительно  с мощностью двигателя 230 л.с. 2
- Автобусы со сроком полезного  использования свыше 5 лет включительно с мощностью двигателя 95 л.с. 17
- Автобусы со сроком полезного  использования свыше 5 лет включительно  с мощностью двигателя 450 л.с. 13
- Автобусы со сроком полезного  использования свыше 5 лет включительно  с мощностью двигателя 230 л.с. 1
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования до 5 лет  включительно с мощностью двигателя  90 л.с. 25
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования до 5 лет  включительно с мощностью двигателя  145 л.с. 37
- Грузовые автомобили со сроком полезного использования до 5 лет включительно с мощностью двигателя 190 л.с. 72
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования до 5 лет  включительно с мощностью двигателя  247 л.с. 3
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования до 5 лет включительно с мощностью двигателя 260 л.с. 5
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования свыше  5 лет включительно с мощностью  двигателя 90 л.с. 55
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования свыше  5 лет включительно с мощностью двигателя 145 л.с. 32
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования свыше  5 лет включительно с мощностью  двигателя 190 л.с. 47
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования свыше  5 лет включительно с мощностью  двигателя 247 л.с. 7
- Грузовые автомобили со сроком  полезного использования свыше  5 лет включительно с мощностью  двигателя 260 л.с. 9
- Снегоходы, мотосани с мощностью  двигателя 30 л.с. 8
- Снегоходы, мотосани с мощностью  двигателя 75 л.с. 5
3. Планируемая на соответствующий финансовый год сумма транспортного налога, руб. 47980400,00
4. Норматив отчислений  в бюджет субъекта  федерации (на  основании гл.8 и  9 БК РФ) 100%
5. Норматив отчислений  в бюджет муниципального  района в следующем  году (на основании  гл.8 и 9 БК РФ)  
6. Норматив отчислений  в бюджет поселения  в следующем году (на  основании гл.8 и  9 БК РФ)  
7. Проект поступления  транспортного налога  в бюджет муниципального  района в следующем  году, руб. 47980400,00

Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ