Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:45, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы проаналировать этапы становления межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Изучить историю развития межбюджетных отношений
2. Дать определение понятию «межбюджетные отношения» и рассмотреть принципы их формирования
3. Рассмотреть нормативно-законодательную базу регулирования межбюджетных отношений
4. Исследовать современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации
5. Рассмотреть формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Развитие и теоретические аспекты функционирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
1.1. История развития межбюджетных отношений в РФ 5
1.2. Понятие межбюджетных отношений и принципы их организации в РФ 9
Глава 2. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 11
2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации 11
2.2. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 17
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Институт управления, экономики и медиакоммуникаций
Факультет ПРОДЮСИРОВАНИЯ, ЭКОНОМИКИ И управления
Кафедра государственного и муниципального управления
СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ
Курсовая работа по дисциплине
«Государственные и муниципальные финансы»
Выполнил:
студент гр. 147б очного отделения
Иванова Юлия Владимировна
Научный руководитель:
К.э.н., доцент
Шогенова Зарема Хажмуратовна
Санкт-Петербург -2014
Данная тема курсовой работы «Становление межбюджетных отношений в Российской Федерации» является одной из самых интересных и актуальных из представленных на рассмотрение. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перераспределение финансовых ресурсов является одной из ключевых особенностей многоуровневой бюджетной системы. Финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов является одним из доходных источников бюджетов.
Система межбюджетных отношений Российской Федерации за время становления и развития претерпела глобальные изменения. Это касается как нормативно-правового регулирования, так и инструментов достижения сбалансированности бюджетов что, на процесс формирования системы межбюджетных отношений оказали влияние политические процессы, происходящие в Российской Федерации, а также мероприятия по совершенствованию данной системы, принимаемые органами власти в те или иные периоды времени. Для понимания современной системы межбюджетных отношений крайне важно определить этапы ее становления и влияние оказываемых факторов в различные периоды.
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы проаналировать этапы становления межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.
Предметом исследования выступают взаимоотношения бюджетов различных уровней.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты РФ.
Курсовая работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
В Российской Федерации межбюджетные отношения - это деятельность, основанная на взаимосвязи органов государственной власти страны, субъектов, местного самоуправления, и связанная с исполнением и формированием соответствующих бюджетов. Все расходно-доходные схемы, входящие в общую систему государства, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь определяют межбюджетные отношения.
Действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 году, создала предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Однако процесс реформирования остался незавершенным. Ежегодные корректировки были незначительными и непоследовательными. Использование в качестве точки отсчета бюджетных расходов дореформенного 1991 года с последующим доведением их до года, принимаемого за базовый по доходам, расширяет возможности субъективных решений1.
Проблемы функционирования современной системы межбюджетных отношений Российской Федерации, берут свое начало во времена становления данной системы. В связи следует охарактеризовать этапы становления современной системы межбюджетных отношений.
Современная система межбюджетных отношений в Российской Федерации начала свое формирование с 1991 г. Изменения государственного устройства привели к реформе бюджетной системы и межбюджетных отношений в том числе.
Экономисты по-разному смотрят на время начала формирования системы межбюджетных отношений, а также на этапы ее становления, но большинство авторов сходятся в выделении следующих этапов:
Таким образом, охарактеризовав этапы становления современной системы межбюджетных отношений Российской Федерации, можно сделать выводы и выделить общие особенности всех этапов:
В быстроизменяющихся условиях федеральные органы власти реагировали и пересматривали законодательство для решения возникающих проблем в сфере бюджетной системы. Каждый этап становления характеризуется внедрением нормативного документа, регламентирующего действия органов власти по совершенствованию системы межбюджетных отношений в определенный период. В основном такими документами были «Концепции».
В ходе работы, проведенной федеральными органами власти, сформировалась четкая структура межбюджетных трансфертов, механизм распределения, а также условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Все процедуры, которые были проведены, сформировали современную систему межбюджетных отношений Российской Федерации в том виде в котором она есть. Данная система не лишена недостатков и существует необходимость проведения мероприятий по дальнейшему совершенствованию, для чего необходимо опираться на опыт предыдущих лет и предыдущих нормативных документов.
Основой нормативно-законодательной базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ.
Согласно ст. 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В перечень этих налогов входят: НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета регулируются ст. 50 и 51 БК РФ. Примечательно, что не все налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет, таким образом, имеются определенные нормативы отчислений. Полностью зачисляются в федеральный бюджет: водный налог, единый социальный налог (внебюджетные фонды), сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, НДС. Оставшиеся федеральные налоги распределяются между федеральными, региональными и местными бюджетами согласно БК РФ.
Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Эти налоги согласно ст. 56 БК полностью зачисляются в региональные бюджеты. Однако, согласно ст.58. БК РФ, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать нормативы отчислений от федеральных или региональных налогов в местные бюджеты.
Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами о налогах и сборах обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:
Таким образом, основой нормативно-законодательной базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ.
Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.
Межбюджетные отношения - это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов5.
Межбюджетные отношения - бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские функции с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней6.
В соответствии с Бюджетным Кодексом межбюджетные отношения должны строиться на следующих принципах:
Можно сделать вывод, Конституция РФ законодательно закрепила 3 вида власти в России (федеральную, региональную, муниципальную). Аналогично государственному устройству было сформировано и бюджетное законодательство, предусмотревшее 3-х уровневую бюджетную систему, и поэтому под межбюджетными отношениями подразумеваются - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Социально-экономическое развитие региона определяется налоговым потенциалом, существующей налоговой базой и уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды.
Целью финансовой поддержки является оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитом бюджета).
Через федеральный бюджет в России во второй половине 90-х годов перераспределялось 10-14% валового внутреннего продукта (по доходной части федерального бюджета).
Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях7.
В соответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах: