Становление межбюджетных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы проаналировать этапы становления межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Изучить историю развития межбюджетных отношений
2. Дать определение понятию «межбюджетные отношения» и рассмотреть принципы их формирования
3. Рассмотреть нормативно-законодательную базу регулирования межбюджетных отношений
4. Исследовать современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации
5. Рассмотреть формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Развитие и теоретические аспекты функционирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
1.1. История развития межбюджетных отношений в РФ 5
1.2. Понятие межбюджетных отношений и принципы их организации в РФ 9
Глава 2. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 11
2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации 11
2.2. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 17

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
    • предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации;
    • предоставление субсидий;
    • предоставление субвенций на финансирование от­дельных целевых расходов;
    • предоставление бюджетной ссуды;
    • иная безвозвратная и безвозмездная передача средств.

Рассмотрим, что представляет собой каждая из названных форм финансовой помощи.

Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:

    • расходов по федеральным целевым программам;
    • капитальных расходов;
    • расходов, передаваемых из федерального бюджета;
    • иных целевых расходов.

Действуют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий:

Субвенции предоставляются для финансирования конкретных мероприятий. Использование субвенций не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об использовании субвенций в установленном порядке.

Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенции или досрочное прекращение субвенционного финансирования осуществляются на основании решения органа, предоставившего субвенцию. Решение о возврате субвенции должно быть принято на позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения8.

Субвенции могут быть текущие и инвестиционные:

    • текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных социальных расходов. При этом к общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.
    • инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений. К общегосударственным капитальным вложениям относятся капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Субвенции из Фонда компенсаций распределяются в целях обеспечения финансирования расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренными:

    • Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
    • Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;
    • Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
    • Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1);
    • Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
    • Постановлением правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1137 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов».

Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность таких субсидий образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними актами Правительства РФ на срок не менее 3-х лет. Выделение субсидий (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ) на цели или в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и актами Правительства РФ, не допускается9.

Распределение субсидий устанавливается законами о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства РФ. Допускается утверждение не распределенного между субъектами РФ объема субсидий в размере не более 5% общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый, и не более 10% общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода.

Бюджетные ссуды предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в очередном финансовом году.

Если бюджет субъекта Российской Федерации не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации.

Субъекты Федерации имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления этих ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Федерации определяются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта Федерации определяются органами исполнительной власти субъекта Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Законом о бюджете на очередной финансовый год.

Орган государственной власти субъекта Федерации при предоставлении финансовой помощи местным бюджетам имеют право:

1. Уполномоченный орган государственной  власти субъекта Федерации вправе провести ревизию местного бюджета получателя финансовой помощи из бюджета субъекта РФ.

2. Ревизию бюджета муниципального  образования может проводить  орган финансового контроля исполнительной  власти или контрольный орган  субъекта Федерации. Заключение контрольного органа субъекта РФ оглашается при рассмотрении законодательным органом субъекта проекта бюджета субъекта РФ.

3. Органы государственной власти  субъектов РФ осуществляют контроль  за расходованием средств, поступающих  в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами.

Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляется с учетом следующих особенностей:

    • в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования в полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов и иные поступления, аккумулируемые на его территории;
    • при недостаточности собственных и регулируемых доходов бюджету закрытого административно-территориального образования выделяются из федерального бюджета дотации на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления;
    • превышение доходов над расходами бюджета закрытого административно-территориального образования не подлежит изъятию в бюджеты других уровней;
    • исполнение бюджета закрытого административно-территориального образования производится Федеральным казначейством РФ.

2.2. Федеральный фонд финансовой  поддержки субъектов Российской  Федерации

 

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и распределяется между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации10.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации иного субъекта Российской Федерации, который до распределения дотаций Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации имел более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем указанных дотаций не может превышать 10 процентов объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Особенности расчета указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации11.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены особенности перечисления и (или) использования указанных дотаций.

Министерство финансов Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года направляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исходные данные для проведения расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и до 1 октября текущего финансового года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Информация о работе Становление межбюджетных отношений в РФ