Становление межбюджетных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы проаналировать этапы становления межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Изучить историю развития межбюджетных отношений
2. Дать определение понятию «межбюджетные отношения» и рассмотреть принципы их формирования
3. Рассмотреть нормативно-законодательную базу регулирования межбюджетных отношений
4. Исследовать современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации
5. Рассмотреть формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Развитие и теоретические аспекты функционирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
1.1. История развития межбюджетных отношений в РФ 5
1.2. Понятие межбюджетных отношений и принципы их организации в РФ 9
Глава 2. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 11
2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации 11
2.2. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации 17

Файлы: 1 файл

СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

2.3.Основные направления бюджетной политики на 2013 и плановый период 2014-2015

 

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2013 - 2015 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

- финансовое обеспечение перераспределения  полномочий между уровнями публичной власти;

- обеспечение сбалансированности  бюджетов бюджетной системы, в  том числе путем предоставления  межбюджетных трансфертов, а также  стимулирования по наращиванию  доходной базы региональных и  местных бюджетов;

- укрупнение межбюджетных трансфертов в рамках ключевых направлений государственной политики;

- повышение предсказуемости распределения  межбюджетных трансфертов.

Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2012 - 2015 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы.

При оценке расходов учитывались предложения по:

- реализации Указов Президента  Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе по индексации  заработной платы работникам  бюджетных учреждений субъектов  Российской Федерации и муниципальных  учреждений;

- обеспечению размера заработной  платы учителей общеобразовательных  учреждений на уровне средней  заработной платы в экономике;

- увеличению расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской  Федерации на финансирование  дорожного хозяйства в связи с деятельностью дорожных фондов субъектов Российской Федерации;

- ежегодной индексации расходов  на социальное обеспечение населения, услуги связи, транспортные и  коммунальные услуги, содержание  имущества, увеличение стоимости  основных средств и материальных запасов на уровень инфляции.

В 2013 году поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оцениваются в сумме 7 326,1 млрд. рублей или с ростом на 10,7% к оценке 2012 года, в 2014 году - 8 033,8 млрд. рублей (с ростом на 9,7%), в 2015 году - в сумме 8 889,8 млрд. рублей (с ростом на 10,7 процента).

Оценка объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2011 год и оценки параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2012 год.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2013 году в сумме 8 686,1 млрд. рублей с ростом к оценке 2012 года на 9,5%, в 2014 году - 9 283,8 млрд. рублей (с ростом на 6,9% к уровню 2013 года), в 2015 году - 10 021,4 млрд. рублей (с ростом на 7,9% к уровню 2014 года).

Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2013 году в сумме 123,2 млрд. рублей, в 2014 году - 82,8 млрд. рублей, в 2015 году - 25,8 млрд. рублей.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Для обеспечения выполнения принятых расходных обязательств субъектов Российской Федерации сформирована система межбюджетных трансфертов. Указанная система должна быть направлена на финансовое обеспечение первоочередных расходов, связанных с выплатой заработной платы, социальным обеспечением, предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также на поддержку реализации основных направлений государственной политики на региональном и местном уровне.

Общий объем межбюджетных трансфертов на 2013 год предусмотрен в объеме 1 236,8 млрд. рублей, в том числе дотации - 593,9 млрд. рублей (48,0% от общего объема трансфертов), субсидии - 357,3 млрд. рублей (28,9%), субвенции - 248,9 млрд. рублей (20,2%), иные межбюджетные трансферты - 36,7 млрд. рублей (3,0%).

Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации бюджетам субъектов Российской Федерации.

Реализация финансового обеспечения первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов. Данный вид финансовой помощи должен стать основным видом межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

В связи с увеличением расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 - 2015 годах на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года планируется дополнительное увеличение финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013 - 2015 годах на 100,0 млрд. рублей ежегодно.

Указанные средства будут предоставляться на осуществление социально-значимых расходов субъектов Российской Федерации, в том числе на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, ликвидацию очереди в дошкольных образовательных учреждениях, оказание дополнительной социальной помощи семьям, имеющим 3-х и более детей.

В целях обеспечения эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО) на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования, и ответственности органов местного самоуправления ЗАТО за достижение показателей обеспеченности объектами инфраструктуры предусматривается заключение трехсторонних соглашений между Министерством финансов Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления ЗАТО.

Источником финансового обеспечения осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются субвенции из федерального бюджета.

Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрен в объеме 248,9 млрд. рублей.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 декабря 2011 года проводится работа по формированию предложений по обмену полномочиями между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В случае принятия решения о "делегировании" отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение предлагается осуществлять в форме субвенций.

В рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 годы рассматривается предложение по перераспределению полномочий между уровнями публичной власти в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Предлагается закрепить с 1 января 2013 года указанное полномочие за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением в 2013 году межбюджетной субсидии на ликвидацию очереди состоящих на учете ветеранов Великой Отечественной войны по состоянию на 1 января 2013 года.

В условиях повышения самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не теряет актуальности оценка эффективности их деятельности. Механизм финансового поощрения субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов в сфере привлечения инвестиций, развития промышленности и, как результат, увеличения налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы, запущенный в 2011 году, будет продолжен с учетом совершенствования системы оценки. В федеральном бюджете на указанные цели предусмотрено 10,0 млрд. рублей.

В настоящее время рассматриваются предложения по установлению дополнительных мер ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и ухудшение финансового положения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В этой связи важным элементом межбюджетных отношений продолжает оставаться мониторинг качества управления региональными финансами, в том числе в сфере перехода к программно-целевым методам организации бюджетного процесса. С целью внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов будет продолжено выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Таким образом, стимулирование вышеуказанных преобразований на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также внедрению лучших практик в сфере управления бюджетными расходами.

В целях совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне будет разработан проект изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильности объемов региональных фондов финансовой поддержки и софинансирования муниципальных образований, внедрение механизмов дифференцированного контроля за исполнением органами местного самоуправления бюджетно-финансовых полномочий в зависимости от их "дотационности". Соответствующие задачи поставлены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в связи с необходимостью обеспечения повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов.

 

 

Заключение

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • последовательное совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации осуществляется с 1999 года,
  • одним из итогов совершенствования межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
  • в целях обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований законодательством Российской Федерации установлены доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это предопределяет устойчивость поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для их стабильного роста,
  • достигнут высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений,
  • переход к среднесрочному бюджетному планированию на федеральном уровне обусловил планирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу. Большинство межбюджетных трансфертов распределено между субъектами Российской Федерации на 3 года, что создает условия для повышения качества финансового планирования в регионах.
  • в целях стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к развитию налогового потенциала и повышению качества управления региональными финансами Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены различные условия осуществления бюджетного процесса субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

В условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам. В этой связи необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, а также повышение качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Современный этап развития в Российской Федерации взаимоотношений между органами власти всех уровней по вопросам оказания государственных услуг предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1 Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах»

2 Лавровский Б., Постникова Е. «О новой парадигме регионального выравнивания в России»

3 Подпорина И.В. «Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование» // Финансы. – 2001. - № 10.

4 Суглобов, А.Е. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5 Булатов А.С. «Экономика», 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.

6 О.В. Врублевский, М.В. Романовский. « Бюджетная система Российской Федерации»  - М.: 2003.

7 Нешитой А.С. Финансы. Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. – М.; Издательско-торговая корпорация «дашков и К, 2010

8 Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист 2004 №4

9 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Краткий курс/Подред.Н.Ф.Самсонова.-М:Инфра –2007.-302с.

10 Бюджетная система РФ: учебное пособие / Д. В. Дементьев, В.А. Щербаков. – М.: КНОКУРС, 2008.

11 Финансы: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. И. Лутина, В.А. Слепова. – М.:ЮНИТИ, 2011

 

 


Информация о работе Становление межбюджетных отношений в РФ