Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 24.29 Кб (Скачать)

Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления  бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Статья 6 БК РФ определяет межбюджетные отношения как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями  по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса». Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном  федерализме.

Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для  сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них  задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих  территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах: 
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; 
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; 
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; 
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Финансовые ресурсы, необходимые  для осуществления отдельных  государственных полномочий, не относящихся  к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных  образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как  отдельный вид расходов бюджета  и учитываются раздельно по каждому  передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений. Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету, называются межбюджетными трансфертами.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам других уровней бюджетной системы РФ предоставляются в форме:  
• дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; 
• субсидий бюджетам субъектов РФ; 
• субвенций бюджетам субъектов РФ; 
• иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ; 
• межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотации - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджет-ной системы  на безвозмездной и безвозвратной  основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без  определения конкретных направлений  расходов по их видам, при недостаточности  у них собственных доходов  и отчислений от регулирующих налогов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с  дотациями субсидии являются более  гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвестиционной бюджетной деятельности местных  органов власти.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня на безвозмездной и безвозвратной  основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Бюджетная ссуда - сумма, выделяемая из бюджетов одного уровня в другой на возврат-ной основе. Она может выделяться на покрытие кассовых разрывов в связи с сезонным характером осуществления расходов либо поступления доходов. Ссуда предоставляется на срок до шести месяцев на безвозмездных или возмездных условиях с погашением не позднее чем до конца текущего года и оформляется соглашением. Если данная ссуда не погашается до конца года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании истекшего года.

Бюджетный кредит - это сумма  денежных средств, выделяемых бюджету  другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма  выравнивания используется значительно  реже, чем другие формы. Для выравнивания бюджетной несбалансированности в  составе бюджетов формируются специальные  фонды , средства которых (трансферты) распределяются на основе единой методики и формализованных критериев. Начиная с 2008 г. в составе федерального бюджета образуются три фонда межбюджетных трансфертов: 
1) Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (регионов) образуется в составе федерального бюджета непосредственно в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Трансферты фонда распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность регионов с удельными (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня, гарантировав наименее развитым территориям минимальный уровень бюджетной обеспеченности.

Порядок (методика) расчета  дотаций определяется Правительством РФ. Согласно методике, минимальный  уровень расчетной бюджетной  обеспеченности определяется как средний  уровень расчетной бюджетной  обеспеченности до распределения дотаций  по субъектам РФ, не входящим в число 10 субъектов РФ, имеющих самый  высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов РФ, имеющих самый  низкий уровень обеспеченности. Объем  дотаций на очередной финансовый год не может быть менее общего объема дотаций, утвержденных на текущий  финансовый год. Получателями трансфертов  из ФФФПР ежегодно являются большинство  субъектов РФ – примерно 90 % от их общего количества.  
2) Федеральный фонд софинансирования расходов создан для предоставления ниже-стоящим бюджетам субсидий для долевого участия в финансировании приоритетных расходов вне зависимости от их характера (включая бюджетные инвестиции в объекты региональной и муниципальной собственности). Данный фонд объединил в себе средства действовавших в 2001-2007 гг федеральных фондов софинансирования социальных расходов и регионального развития, что позволило повысить в рамках единой методологии прозрачность и объективность распределения субсидий с учетом бюджетной обеспеченности регионов.

Например, на 2008-2010 гг в федеральном бюджете запланированы субсидии на: 
- выплату ежемесячного пособия на ребенка; 
- поддержку сельскохозяйственного производства; 
- оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам. 
3) Федеральный фонд компенсаций. Был создан в 2001 г. и предназначен для полного целевого финансирования так называемых федеральных мандатов - расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты федеральными законами (например, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, “О ветеранах” “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” “О донорстве и крови”). Распределение субвенций из фонда производится между всеми без исключения субъектами РФ вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом в не-обходимых случаях коэффициента удорожания бюджетных услуг).

Межбюджетные трансферты местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в основном предоставляются через  фонды, назначение и методическое обеспечение  которых аналогично федеральному уровню.

 

 

 

 

 

                       Бюджетный федерализм 

представляет  собой бюджетные взаимоотношения  Центра и регионов. Это наиболее сложная проблема в бюджетном  устройстве.

В соответствии с законодательством  РФ доходная часть Территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулируемых доходов, дотаций  и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные  доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, в настоящее время за бюджетами субьектов федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами - налог на имущество физических лиц.

Регулирующие  доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящих бюджетов.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Например, субвенции г. Москве для осуществления его функций столицы и др.

Кредитные резервы - средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены через определенный срок с процентами или без них.

В 1997г был введен новый  механизм межбюджетных отношений, при  котором основным регулятором их стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства фонда распределяются для всех регионов по единому принципу.

Из фонда финансовой поддержки субьектов Федерации оказывается помощь тем субьектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субьекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке).

Регионы, получившие помощь из федерального бюджета должны представлять в Минфин РФ подробные данные о  расходах и доходах своих бюджетов и внебюджетных фондов. Это осуществляется в целях контроля целесообразности произведенных расходов.

Трансферты регионам перечисляются  ежемесячно исходя их фактических поступлений  налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного  веса каждого региона, в зависимости  от статуса в Фонде финансовой поддержки.

Помимо трансфертов сохранился порядок выделения регионам бюджетных  ассигнований на капитальные вложения для осуществления федеральных  целевых программ и на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.

Сегодня крайне актуальна  проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления. В настоящее время расходы  отдельных звеньев бюджетной  системы в основном финансируются  из федерального бюджета (оборона, финансирование государственных программ и т.п.).

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

·не предоставлять финансовую помощь субьектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами;

·оказывать поддержку  субьектам Федерации таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников;

·упорядочить сумму группировки  территорий по экономическим районам  с учетом их экономического потенциала и природных условий;

·создать эффективный  механизм предоставления инвестиций для  выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

Расходы бюджетов всех уровней  подразделяются на расходы, включенные в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и др. Затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии  дефицита - первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Для сбалансированности бюджетов органы власти могут установить предельные размеры дефицита бюджета.

Если в ходе исполнения бюджета происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, т.е. пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года. Однако, секвестру не подлежатзащищенные статьи (зарплата с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Гос. Фонд занятости населения, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и т.п.).

Покрытие дефицита бюджета  происходит также за счет выпуска  государственных займов или использования  кредитных ресурсов.

                      

 

 

 

 

 

                                   Что такое бюджетный федерализм?

 

Бюджетный федерализм - это  автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях  бюджетного процесса, основанное на следующих  основных принципах:

 

-   самостоятельность  бюджетов разных уровней - закрепление  за каждым уровнем власти и  управления собственными источниками  дохода, а также право самостоятельно  определять направления их использования;

 

-   недопустимость изъятия  дополнительных доходов и неиспользованных  или дополнительно полученных  средств в бюджеты более высоких уровней;

 

-   право на компенсацию  расходов, возникших в результате  решений, принятых вышестоящими  органами власти и управления; право предоставления налоговых  льгот только за счет собственных  доходов и т. д.

 

-   законодательное  разграничение бюджетной ответственности  и расходных полномочий между  федеральными, региональными и местными  органами власти и управления;

 

-   соответствие финансовых  ресурсов органов власти и  управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и  горизонтального выравнивания нижестоящих  бюджетов);

 

-   нормативно-расчетные  (формализованные) методы регулирования  межбюджетных отношений и предоставление  финансовой помощи;

 

-   наличие специальных  процедур предотвращения и разрешения  конфликтов между различными  уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных  решений по вопросам налогово-бюджетной  политики.

Информация о работе Межбюджетные отношения